Игорь просто не хотел умирать
«А в спорте тот, кто хочет добиться убедительных побед, обязан пытаться прыгнуть выше головы», — Лев Яшин.
Игорь Акинфеев — прекрасный вратарь. Возможно, даже лучший в России в XXI веке. Спору нет. Но он — сбитый. Или пробитый. Это совсем не оскорбление. Данность.
Мексика не является феноменальной сборной. Это — средний уровень мирового футбола. Главное отличие — отношение. Мексиканцы не выходят на поле играть в футбол, они выходят умирать за страну. Все. В России так по вчерашней игре можно было сказать про большую часть, но не про Игоря. Вратарь допускает ошибки не от отсутствия техники или мастерства. Он просто боится.
Тревожный звонок
Матч с Венгрией большинству запомнился травмой Зобнина, но было в ней свидетельство и ещё одной травмы — психологической. 77-я минута. Россия выигрывает со счётом 3:0. Венгрия проводит едва ли не лучшую атаку в матче, в результате которой форвард вываливается один на один с вратарём. Хороший голкипер в такой ситуации бросится в ноги защитнику, средний постарается успеть к мячу ногами, Игорь выбирает третий вариант и просто надеется, что соперник не успеет, а он заберёт лёгкий мяч. Минимум риска — максимум безопасности.
Тогда многие хвалили Акинфеева, за то, что он не рисковал в товарищеском матче. А он уже очень давно не рискует.
Пример номер два из недавнего прошлого. Ноябрь прошлого года. Товарищеский матч против сборной Катара. Игорь в середине первого тайма вылетает на форварда соперника. У вратаря был определённый запас, если бы он бросился к мячу руками, но в итоге нападающий сборной Катара всё равно не добирается до мяча, а Игорь сбивает его ногами. Снова не хотел травмироваться в товарищеском матче?
Почему не головой?
«Подпрыгнул и ударил мяч головой — вот и все», — Ирвин Лосано.
После игры с Мексикой многие эксперты бросились выгораживать Игоря через несчастного Виктора Васина. Защитник, на мой скромный взгляд, сыграл в целом слабо весь турнир, но в конкретно этом эпизоде не виноват.
1) Примерно, когда мяч ударился в землю после удара Эктора Эрреры Васин сбросил скорость. Вполне вероятно, что он увидел выбегающего на всех парах Акинфеева и логично принял решение не мешаться. Выходит вратарь — уступи. Всё логично.
2) Скорее всего, Игорь скомандовал защитнику убраться подальше от мяча. На таком уровне вратарь просто не может выходить на поле без зычного подсказа. То есть Васин выключается из эпизода, так как вратарь берёт инициативу в свои руки.
Другой вопрос, что Игорь разогнался с расчётом, что мяч можно будет брать в руки. Когда же он понял, что руками играть нельзя — был ещё один логичный вариант, а именно — броситься головой вперёд. Но это же страшный риск. Игорь начинает мельтешить.
Дальше ещё был момент, когда можно было последний раз решиться на удар головой. Вместо этого вратарь снова летит вперёд ногами. Это — самый безопасный вариант в этой ситуации.
Футбол — игра инстинктов. Самый главный инстинкт вратаря — спасти свои ворота любой ценой. Ценой жизни и смерти.
В 2001 году в российском футболе произошла страшная трагедия. Вратарь ЦСКА Сергей Перхун умер спустя две недели, после того, как столкнулся с Будуном Будуновым. К чему это я? К тому, что моменты во многом похожие. Перхун не думал о безопасности. Он сделал всё, чтобы мяч не побывал в воротах…
Ирвин Лосано не думал о безопасности. Он просто прыгнул и забил. Адреналин настолько зашкаливал, что человек, получив кошмарной силы удар в грудь, встал и побежал, как ни в чём не бывало. Он играл на инстинктах форварда — послать мяч в сетку любой ценой.
Кто виноват? Веллитон!
Акинфеев не всегда был любителем безопасного футбола. Окончательно его добила история с Веллитоном. Тогда форвард «Спартака» врезался во вратаря, который ещё рисковал играть головой за пределами штрафной. Полгода без футбола и вторая тяжелейшая травма в карьере. Игорь получил две тяжелейшие травмы и вернулся, хотя рисковал завершить карьеру.
Ничего личного. Просто бизнес
Когда мы смотрим футбол, то порой забываем, что футболисты — обычные люди, которые привыкли к определённому уровню жизни. По неофициальным данным, зарплата Игоря Акинфеева в ЦСКА — 2,5 миллионов евро в год. По текущему курсу — это около 150 миллионов рублей в год. Добавьте сюда бонусы за выступления ЦСКА в РФПЛ, Лиге чемпионов, где вратарь регулярно играет, и сборной России. Наверняка легко наберётся ещё 50 миллионов.
В Европе ни один клуб не предложит Игорю подобной зарплаты. Именно поэтому он и не уехал на пике. Игорю всего 31 год. По вратарским меркам РФПЛ — пустяк. Как минимум, пять-семь лет он ещё может получать свои 200 миллионов рублей в год, да ещё и прибавку в сборной.
А вы бы согласились поставить на карту всё, ради какого-то Кубка конфедераций?
«Раньше я говорил, что хотел бы поиграть в ЦСКА еще года три-четыре, но, став взрослее, понял: не хочу никуда уходить. Если мне пинка под зад не дадут, то с радостью останусь в этом клубе до конца карьеры», — цитата Игоря.
Что делать?
Я ни в коем случае не виню Игоря. У него красавица жена, прекрасная семья и высокооплачиваемая работа. Мало, кто в здравом уме будет рисковать своей роскошной жизнью ради каких-то болельщиков.
«По крайней мере, я в Лиге чемпионов играю, а кто-то на диване сидит с жигулёвским и смотрит футбол», — это снова Игорь.
Если посмотреть сухую статистику по проценту отражённых ударов, игре на линии и совокупности вратарских действий, то Акинфеев ещё долго будет лучшим в РФПЛ, но футбол не та игра, где работает безопасный подход.
России нужен куражный вратарь наподобие Очоа. Наверняка по сухой статистике он по всем компонентам уступит Акинфееву, но никогда не прыгнет ногами вперёд.
В РФПЛ наберётся с десяток вратарей, способных развиваться. Лунев, Медведев, Селихов. Хотите ветеранов — дайте шанс Реброву и Рыжикову. Выбор автора? Юра Лодыгин — наш русский Очоа. Корявый до невозможности, но на кураже спасёт весь мир. России нужен кураж, а не хладнокровная тоска.
Фото: трансляция "Матч-ТВ", "Спорт-экспресс", РИА.
С Кореей Веллитон тоже виноват? Давайте будем тогда обвинять всех, кто смеет бить по воротам, которые защищает Игорь.
С Алжиром и Португалией Веллитон виноват? Видимо, у Игоря психологическая травма обостряется при виде мяча, летящего в его штрафную.
В чем виноват Веллитон? В том, что Акинфеев неудачно приземлился 6 лет назад, и теперь боится прыгать?
Знаете, Карпин тогда сказал, мол, "ну и че, что он вратарь сборной? медаль ему за это повесить?".
Если Акинфеев боится играть в футбол, потому что кресты рвал два раза, может ему не стоит играть в футбол? Тем более в национальной сборной.
Я нормально отношусь к Игорю, но это не значит, что я не могу замечать его ежегодный регресс
Вынесем вас в колонку блогов на главной.
Продолжайте писать, будем еще ждать!
Как и у Очоа.
Льорис 4,5 получает.
Манданда 2,6.
Харт 7 лямов
Муслера 3,5
Вполне рыночная зарплата у Игоря. Не надо проблемы с раздутыми газом зарплатами проецировать на все клубы.