Как я впервые в жизни увидела «Арсенал». Мечта сбылась
Дарья Исаева – о незабываемом.
Это второе вступление к тексту. Сначала написала, как изменилась моя жизнь до и после поездки в Лондон и за то время, пока я ее ждала, но все получилось немного грустным и личным. Я начинала его с мыслью о том, как много плохого осталось в прошлом, но сейчас хочу думать лишь о том, как много хорошего впереди.
Неправда, что во вдохновении нуждаются только творческие люди – оно нужно нам всем. И когда ты оказываешься в месте, которое дает тебе силы, ты не просто становишься счастливее и свободнее для новых идей – ты начинаешь по-другому дышать.
Лондон для меня – как раз такое место.
Я прошла от Вулиджа до Уэмбли, по местам, где случились первый и пока последний успех «Арсенала», и собрала кусочки прошлого и настоящего в текст.
Вулидж
Я немало читала о Вулидже, поэтому в голове уже сложился определенный образ: низкие массивные кирпичные здания, выбеленная ратуша с часами в самом центре района и всюду – потертые временем артиллерийские пушки, как отсылка к главной гордости в истории скромного района.
Но если раньше большая часть населения Вулиджа (многие из которых, как один из основателей «Арсенала» Дэвид Данскин, были иммигрантами) была задействована на заводе, то современный Вулидж – это легкая форма гетто, где тебе, конечно, не будут предлагать марихуану за каждым углом, но вслед непременно бросят: «Что эта белая здесь делает?».
Чтобы от центра добраться до непосредственно места, где раньше располагались та самая мастерская «Дайал Сквер» и прочие памятные места и вещи, обязательно придется пройти сквозь своего рода рынок: кучу палаточек, мелких лавок и салонов, где на глазах прохожих темнокоже фигуристые леди делают маникюр, примеряют шиньоны и заплетают африканские косички.
Даже когда ты идешь по центру Лондона, невольно окунаешься в прекрасное прошлое – в этом для меня и заключается одна из причин поддаваться его романтичности. Но архитектура старого Вулижда, где так мало новых построек – это машина времени, которая выплевывает любые современные атрибуты вроде одежды и автомобилей не прожевав.
Территория Royal Arsenal Riverside, единственный местный уголок современности и достатка, встречает туристов парой пабов (один из которых – знаменитый Dial Arch), музеем The Royal Arsenal Museum и всевозможными пушками – от реальных экспонатов до сувенирных моделей вроде садовых фигурок гномов, которые в России многие ставят в саду на даче.
Здесь все кричит об «Арсенале» – это слово можно увидеть на большинстве указателей и зданий, будь то станция метро, больница или тату-салон. У впечатлительного болельщика от такого может напрочь снести крышу (по себе знаю), но вскоре реальность разносит все наивные иллюзии на кусочки, подобно мощному выстрелу одной из многочисленных пушек.
Реальность такова: спустя более чем сто лет тут не осталось почти ничего от «Арсенала». Это и логично – ведь не в честь клуба тут все зовется, а наоборот.
Когда спросила у нескольких прохожих, как добраться до связанных с »Арсеналом» мест, они как один отсылали меня в Ислингтон и Финсбери Парк – на «Эмирейтс».
Когда Сэр Генри Норрис (арсенальский Абрамович прошлого столетия, по сути развязавший знаменитую войну с «Тоттенхэмом») перевез команду на «Хайбери», Вулидж стал забывать своих местных знаменитостей. «Арсенал» еще десятилетие играл не особо хорошо, да и не до футбола было рабочему народу: Европа погрязла в войнах, а вулиджские мужчины трудились над оружием за станками.
В общем, о том, что когда-то тут играл «Арсенал», прямым текстом напоминает только стенд с постером в одном из уютных скверов – но даже на эту одинокую и ветхую страничку футбольной истории умудрились впихнуть рекламу застройщиков Berkeley Group.
«Хайбери»
Я никогда не была на «Хайбери» и всю жизнь корила бы себя за это, родись я хоть чуточку раньше. Как ни странно, тоска по старому стадиону с годами только усилилась, хотя в детстве я и видела-то его лишь на экране крохотного черно-белого телевизора.
Подозреваю, закаленные и повидавшие «Хайбери» гуннеры готовы поставить жизнь на то, что фраза «время лечит» – полная фигня. «Эмирейтс» – настоящий красавец, но теплого домашнего уюта предшественника ему не хватает куда больше трофеев.
Было так волнительно проходить улицы, заворачивать за углы в ожидании того, что вот-вот появятся знакомые очертания красно-белого фасада. После взрыва эмоций на «Эмирейтс» была уверена, что это место, истерзанное перестройкой и толпами равнодушных к футболу людей, все еще сохранило частичку своей магии.
Когда-то Герберт Чепмен и Том Уиттакер отдали свое здоровье ради процветания «Арсенала» и умерли, едва за ними закрылись ворота стадиона. Тьерри Анри, Деннис Бергкамп, Ян Райт и другие величайшие игроки провели тут лучшие годы своей карьеры, забивая неповторимые голы. Почти все трофеи «Арсенал» завоевывал и привозил сюда. И, черт, мне казалось, не нужно быть экстрасенсом, чтобы почувствовать эту бешеную энергетику.
А ощутила лишь ностальгию.
Теперь на месте «Хайбери» распложен элитный жилой комплекс с четырьмя корпусами вместо трибун, зеленым двориком вместо газона и беззаботными жителями вместо страстных фанатов. Изнутри ничего не напоминает о великом прошлом этого места, и лишь знаменитый фасад трибуны East Stand и причудливая для комплекса форма навевает мысли о его визуальной схожести со стадионом.
Как теперь выглядит бывший стадион лондонского «Арсенала»
Я почувствовала что-то горькое, так как знала, как многое тут свершилось – голы, победы, карьеры, судьбы. Вот ты смотришь на East Stand, из-за которой ожидаешь вот-вот услышать рев фанатов, на увесистые черные двери с символом Art Deco у входа, более похожие на ворота, заходишь на территорию и... ничего. Пустота.
На многих окнах висят арсенальские флаги, а некоторые квартиры с гуннерами-владельцами выдержаны в традиционных красно-белых цветах – чего стоит один дизайн квартиры героя текста Даши Конурбаевой!
Двор выглядит очень нейтрально и даже блекло, но это и не удивительно: едва ли хотя бы половина жильцов переживает за команду, чей дом купила.
Досадной кульминацией посещения «Хайбери» стала с первого взгляда безобидная, но с символической точки зрения отвратительнейшая сцена. 7-8-летний мальчуган, родители которого наверняка владеют одной из этих квартир, пристроился в кустики и справил нужду примерно в той точке, откуда Анри забил свой легендарный гол «Манчестер Юнайтед».
Оказалась не в то время, что называется.
«Эмирейтс»
Верю, что в будущем «Эмирейтс» станет для меня домом, как и для десятков тысяч болельщиков, которые посещают почти каждый матч. Пока вторая подряд поездка в Лондон происходит в отсутствие там игр – но грех жаловаться на это при всем том, что я уже видела.
Не нужно подниматься на трибуну, чтобы почувствовать необъяснимую ауру, завораживающую каждого, кто оказывается вблизи этой грандиозной арены. Стены рассказывают историю «Арсенала» и его игроков точно так же, как стены пещер далеких предков, тысячелетия назад писавших для нас свою.
На территории находятся 4 потрясающих статуи: Герберта Чепмена, Тьерри Анри, Денниса Бергкампа и Тони Адамса. Лично мне хотелось бы видеть в их компании Тома Уиттакера – возможно, самого невоспетого героя футбольного мира. Может, когда-нибудь решусь попробовать сделать его статую самой – не все же мне картинки рисовать, да и народ ничем не испугаешь после Криштиану.
Ислингтон – очень спокойный район с часто пустынными улицами, который взрывается исключительно в день матча, когда 60 тысяч человек стягиваются к стадиону. А если не вышло с билетом, то в радиусе километра – с десяток уютных пабов: The Swimmer at the Grafton Arms с котиками и песиками, The Coronet, Big Red и другие.
Болельщики «Арсенала» тут на каждом шагу – не только туристы, но и местные жители, которые родились по соседству с одной из лучших команд мира. Тут можно купить любую атрибутику (кроме женской джерси маленького размера), устроить пикник, групповую тренировку или просто побегать вокруг арены.
Изнутри он не менее прекрасен: купив билет на Emirates Stadium Tour, в этом можно убедиться. Особенно популярен Legends Tour, где экскурсию проводят Найджел Уинтерберн, Ли Диксон, Чарли Джордж или Перри Гроувз. Билеты желательно брать за пару недель, так как билеты быстро раскупаются.
Пока глава под названием «Эмирейтс» по-прежнему остается незавершенной – дополню ее после первого домашнего матча и буду продолжать после каждого последующего.
А пока – «Уэмбли»!
«Уэмбли»
Казалось бы, при чем тут крупнейший стадион Англии? Теперь даже «Тоттенхэм» имеет к нему большее отношение, чем «канониры». Но они тут частые гости.
В субботу «Арсенал» провели на «Уэмбли» свой 20-й финал в Кубке Англии и одержал в нем 13-ю победу, став абсолютным рекордсменом по числу завоеванных трофеев в этом соревновании. А еще так вышло, что за 33 часа до матча я узнала, что еду туда – бесценный подарок от замечательного человека и моего хорошего друга.
Такого я не видела никогда: почти сто тысяч болельщиков у «Уэмбли» распевали чанты, радовались и медленно разделялись на два потока до входа – красный и синий. Говорят, для Англии и даже для такого матча было непривычно много вооруженных людей в форме. Похоже, болельщики воспринимали их как что-то диковинное и чуть ли ни выстраивались в очередь за фото.
Поразила организация: как быстро и четко можно пройти контроль и добраться до своего места. Кроме этого, во время обязательной проверки вещей ни один человек не копался там с хмурым видом, а дружелюбно интересовался, откуда и насколько вы прилетели, какие мысли по игре и так далее. Зато выход со стадиона – это настоящая катастрофа, которой не избежать после игры. Но это не камень в огород организаторов – просто такой район.
Впервые за многие годы финал имел не только яркую афишу, но и более чем достойную игру. Это была прекрасная борьба за кубок – и ее выиграл клуб, который всегда высоко ценил это соревнование.
Увидеть свою любимую команду вживую впервые – это незабываемо и неописуемо. Серьезно, даже спустя 4 дня я не могу найти слов, чтобы адекватно рассказать о своих ощущениях. Это волнительно до слез, это сковывает каждый твой мускул, но в те краткие мгновения, когда ты кричишь с половиной стадиона, особенно празднуя гол, – думаю, в этот миг ты свободен как никогда.
Было приятно встретить такое большое количество настоящих болельщиков: старики в раритетных майках преимущественно времен Берти Ми с тростью или на коляске; парень на костылях с гипсом до бедра, бодро прыгающий в горку до входа; до шеи забитые пушечной темой бородатые дядьки; дети, искренне взрывающийся негодованием или радостью на каждый игровой эпизод. Прямо за мной сидел такой забавный мальчуган и комментировал каждый эпизод – и, клянусь, это было круче Линекера!
Может, и для него это первый трофей?
В тот день «Уэмбли» стал красным еще задолго до того, как прозвучал финальный свисток. Я часто корила за это своих в текущем сезоне, но, показалось, что «Челси» и многие его болельщики то ли рано сдались, то ли почувствовали, что «Арсенал» уже не отпустит.
Теперь это главный матч в моей жизни, и должно произойти что-то абсолютно невероятное, чтобы это когда-либо изменилось.
Моя мечта исполнилась, но не исчезла – она стала чем-то большим, что делает меня еще более счастливой и помогает двигаться вперед. Поэтому желаю каждому болельщику, кто еще не видел вживую своих ребят, обязательно это сделать.
А болельщиков «Арсенала» – с победой, дорогие! Кубок – наш!
Когда впервые там оказалась, то встретила мужчину с дочуркой с футболке Санчеса, игравших в теннис на площадке перед стадионом - на тот момент не видела ничего милее этого.
Потом познакомилась с безумным албанским фанатом Джаки, который скупил в фан-шопе почти все, где была фамилия Гранита. А если ее не было - он обращался к консультанту с просьбой нанести.
Другой парень узнал в моей татуировке первый герб "Арсенала" (а за два года этого никто не делал) и попросил селфи с very nice girl. По итогу это было селфи с моей татуировкой.
А после финала мы пошли в паб в районе Фулхэма - по сути, это больше район болельщиков Челси, чем Фулхэма, так как Стэмфорд Бридж и Крейвен Коттедж - соседи. Я не сняла красно-белый шарф, и секьюрити дал понять о том, что он за синих, как и большинство посетителей паба. Он минуты две вертел в руках мой рюкзак, недовольно косился на шарф, и уже становилось реально неловко, но, к счастью, его появившийся коллега встретил меня чуть ли ни с обнимашками - похоже, в том районе ему, гуннеру, очень не хватало людей, с кем можно разделить радость.
Потом уже узнала, что действительно в день матча в некоторых хотя бы отдаленно клубных пабах не пускают болельщиков соперника.
В один прекрасный день лета 2015 года я решил зайти на сайт любимой команды , чтобы узнать о новых приобретениях и предстоящих товарищеских матчах. То что я увидел на главной странице меня буквально лишило меня дара речи. Команда Брендана Роджерса ( на тот момент) в рамках своего предсезонного турне проведёт матч в Хельсинки против местного клуба ХИК. Сразу стало понятно, что вот он шанс увидеть команду вживую , не тратя деньги на поездку в Англию.
Как только билеты на поезд и на матч были куплены, начала период томительного ожидания матча.
И вот рано утром 1 августа, встав в 5 часов утра мы вместе с отцом отправились на Финляндский вокзал , чтобы уже через 3-4 часа быть в столице Финляндии. Ещё перед отъездом поезда на вокзале уже можно было видеть людей в майках Мерсисайдцев.
Когда поезд уже прибыл в Хельсинки, моему восторгу не было предела. Как никак это был мой первый выезд на матч любимой команды в другой город, во вторых на каждом углу города, в каждом кафе уже сидели люди в футболках Стиви Джи , Суареса, Карры и других славных парней , носивших Лайверберда на груди.
Повсюду были афишы предстоящей игры, народу в красных цветах становилось все больше. Они заполняли все бары в округе. Было ощущение того , что атмосфера будет не хуже чем на матчах красных в Австралии, где 70 тысяч так душевно поют YNWA, что слезы наворачиваются.
Одевшись в полное обмундирование, я вышел в город , чтобы попытать счастья и найти наших парней . Ещё в лифте отеля, пожилой болельщик радостно демонстрировал мне свою раритетную майку времён Короля Кенни и Иана Раша. Было круто идти по улице и петь чанты со случайными людьми , которые видели на тебе красную майку.
Однако я заметил непонятное скопление людей у одного пятизвездочного отеля. Подойдя поближе и увидев нескольких наших болельщиков, я сразу осознал в чем причина скопления . Территория у входа бы ограждена забором и было понятно , что ждут автобус , который довезёт игроков до стадиона.
Каждый турист ,проходивший мимо , спрашивал именно у меня кого здесь так рьяно ждут и что это за футболист, чья фамилия была написана на моей майке. Но прикол был в том, что это была моя фамилия , и я сказал китайским туристам, что Ploskov- одна из главных звёзд команды и должен получить ЗМ в этом году.
Рядом со мной встала компания коренных финнов смугловатого оттенка кожи, которые хотели получить автограф Коутиньо и Старриджа.
И вот вроде бы все нормально, стоим , ждём игроков, как тут мои африканские товарищи резко ломанулись в парк , находящийся рядом. Я , не понимая что происходит , ведомый стадовым инстинктом, побежал за ними. Оказывается , что в этом парке прогуливался весь состав Мерсисайдцев.
Глаза у меня разбежались. Хотелось сфоткаться с каждым , но финские охранники не давали этого спокойно сделать. Первый к кому я подбежал был Милнер, который , несмотря на суматоху, творившуюся рядом, спокойно попивал сок из бутылочки. К сожалению он быстро ушёл , поэтому пришлось переключаться на другую цель . Ей стал Деян Ловрен. Однако подойдя к нему и попросив сфотографироваться, я получил резкий отказ , что слегка огорчило меня . Более доброжелательным оказался Симон Миньоле , который никому не отказал в фото или автографе. Сделав селфи с ним, я подошёл к Ориги., который был не менее безотказный и согласился на фото. Я пожелал ему удачи и в итоге он забил в том матче , что было очень приятно.
Возвращаясь с импровизированной фотосессии , я понял что пора уже выдвигаться к стадиону. Придя за пол часа до игры, я первым делом приобрёл матчевый шарф и затем стал в длинную очередь на сектор. Чем меня всегда поражали европейские стадионы, так это несерьезный контроль на входе . Нас никто не щупал, не смотрел содержимое сумок и вообще можно было спокойно поменять сектор во время игры.
Матч проходил на Олимпийском стадионе, где даже нет сидений, лишь деревянные скамьи. Осмотрев общий план, я слегка разочаровался. Арена была заполнена лишь на половину. Видимо все те многочисленные болельщики остались смотреть матч в барах, коих было очень много в округе.
Однако исполнение YNWA все равно было до мурашек.
Атмосфера была не самая лучшая. Люди заводились лишь когда красные били стандарты. В перерыве у буфета можно было услышать английский , финский, русский, азиатский языки.
О самой игре говорить много не буду. Ливерпуль создал уйму моментов, забить из которых смог лишь два.
После игры , уже вернувшись домой я с ностальгией вспоминал этот день, ту атмосферу, царившую в городе и то единение между болельщиками, когда можно было перекрикиваться с совершенно незнакомыми людьми песнями о Джеррарде, любви к Манчестеру, количестве европейских титулов , взятых нашей командой.
We are Liverpool!