Искра, энергия и воля
В футболе слишком много тактики, и почти нет стратегии. А стиль, тот самый, которым следует гордиться, это продукт долгосрочный, планомерный, мало зависящий от тактических построений в завтрашнем матче. Скорее всего, этот продукт со сроком годности. Журналисты жонглируют этим понятием («стиль») регулярно, совсем не осознавая спортивной святости данного слова, при этом вводя в заблуждение рядового читателя и самих себя. Из-за этой подмены ценностей мы неосознанно страдаем, теряя интерес к самой игре. Гонимся за мелкими деталями типа красного цвета бутс под голубую форму, толкотни в раздевалках и досуга спортсменов. Принципиально, единственная цель командного вида спорта заключается в создании коллектива, который будет собирать симпатии болельщиков.
Понимаете, мало людей по-настоящему болеют именно за Клуб, за Эмблему. Банально, посмотрите на трибуны стадиона: сколько мест отведено под данную категорию – под «фанатов»? Думаю, максимум-максимум пятая-шестая часть от общей вместимости, т.е. 80% - остальные, пришли по другой причине. Это просто заинтересованные люди, которые решили провести досуг именно так, а не иначе. Получается, что большинство посещает стадион из-за некого любопытства (или интереса). Было бы логично, что этот интерес должен бегать по футбольному полю, но это лишь искра, лишь шаг. Дальше должно быть больше.
Скорее всего, для повторного посещения необходимо рождение некоторой симпатии. Как именно эта симпатия родилась, не сильно и важно, но если не завезли хлеб (например: победы, кубки, титулы), то будьте добры подать зрелище. Таким образом, симпатиями болельщиков завладевает зрелищная команда. А что есть «зрелищная команда»? Это набор исполнителей, играющих в естественный, даже натуральный, где-то эмоциональный футбол. Простите, но «Ростов» образца этой Лиги Чемпионов – зрелищная команда, а «Барселона» заката Гвардиолы с владением мяча за 70% – нет. Мало доминировать на поле, нужно искрить энергетически. Давать играть сопернику? Наверное.
Создание футбольной команды – это ремесло. Ремесло, прежде всего, волевое. Именно ручная и кропотливая работа. Безусловно, высококачественная и высокохудожественная. Принципиально, для производства данного уникального продукта достаточно двух компонентов: селекции и тренировочного процесса. Мы отбираем подходящих футболистов и адаптируем их к нашим требованиям, к требованиям игры. Не надо путать с алгоритмами «схема-футболист» и «футболист-схема», здесь смысл глубже, это же стратегия, а не магнитная доска с цветными фишками. Смысл в том, чтобы добиться достаточного количества связанных между собой исполнителей, соответствующих неким требованиям, формируемым здравой спортивной конкуренцией и нашим специфическим вкусом.
Селекция – это поиск, перебор вариантов. Если рассчитывать на долгосрочный проект, то поиск перспективы. Очень важно, чтобы выбирали именно мы, а не нас. Глупо приходить в магазин за хлебом, а на кассе оплачивать селедку. Хотя, по факту, получается по-разному.
Самым прогрессивным, престижным, почетным способом комплектования состава является «точечная» селекция. Когда не массово, а подробно и по слабым позициям, не разрывая игровые связи. Считается, что это удел сильных команд. Так принято считать. Но, по мне, «точечную» селекцию придумали футбольные жулики, чтобы впаривать своих неконкурентоспособных протеже на конкретные места. Нет, круг кандидатов может быть сколь угодно широким, долгим и мучительным, но, в конце концов, останется три условных кандидатуры, два из которых нереальны в принципе, а имя последнего «было загадано» ещё до начала «поиска». Это стыдно и примитивно, но прокатывает везде и повсеместно. В итоге берут того самого, и оставляют «старенького», чья замена была необходима. Получается принцип «не навреди», ведь в случае ошибки можно будет вернуться к изначальному варианту с формулировкой «не угадал». А угадывать не надо, если, конечно считать футбол серьезной работой.
Если все удачно, и вся тройка кандидатов доступна для подписания, то мы пытаемся выбрать одного. Они примерно равны по общим подсчетам, но мы обманываем себя, останавливаясь на ком-то, «разглядев» нечто особенное. По-моему, оставлять (брать, подписывать) следует двух, и смотреть в тренировочном процессе. Один из них обязательно самая энергетически мощная особь. Второй, скорее всего, выбор полученный «традиционным» методом. Важно понимать, что мы усиливаем позицию, а не просто освежаем исполнителей. Ведь каждый, кого мы отобрали, подаёт надежду, и мы никогда не узнаем насколько эта надежда реализуется, если не попробуем. Если не давать шанс, то вероятность реализации потенциала упрется в ноль.
Селекция, наверное, наука философская, это всегда спор и рассуждения, вкусовщина и непонимание, какая-то личная выгода и «борьба за правду». Это занимательно, но без практики бесполезно, хотя об этом помнят не все и, тем более, не всегда. Купив прекрасную машину, ты угробишь ее через пару месяцев безобразной эксплуатации. Сюда можно притянуть занятные прецеденты. К примеру, уходят ли игроки за тренером в другую команду? Является ли это показателем чисто практической работы на тренировке? Прогрессируют ли футболисты (или держат хотя бы свой уровень), проявившие себя в данной команде, переходя в следующий клуб?
Монотонная, рутинная работа – самое скучное отделение в футболе. Это самые сложные эмоции, самые концентрированные стрессы. Тренеру приходиться терпеть нытье подопечных. Футболисты вынуждены ныть из-за всего подряд, т.к. энергия тренировки рядом не стоит с аурой матча, а напрягаться надо. Наверное, так почти везде, но там, где это изменится, появится важное стратегическое преимущество внутри однообразной конкурентной среды. Наверное, без лишних «подвигов» прожить можно, но быть так не должно. Используя по максимуму каждый день, каждый час, каждое упражнение, каждый подход, можно исключить слово «стагнация» из лексикона. Звучит как мечта, но мечта – не всегда реальная цель. Верить в завтрашний день только за счет того, что пытаешься превратить футбольное поле в шахматную доску, как минимум, сомнительно. Менять то, искать в том, на что способен влиять и можешь контролировать – это здраво, хотя скучнее скучного и монотоннее монотонного. Конечно, браться за эти задачи желающих не найти. Но! Если ты делаешь то же самое, что и остальные, первым ты сможешь стать только волей случая. Поверьте, «пассивно выигранное очко» – это не удел сильнейших.
Именно тренировочный процесс является показателям профессионализма. Кто-то выбирает задачи, которые хочет решать. Кто-то решает все задачи подряд. У тренировок примерно такой принцип: чем больше от неё берёшь, тем больше потом продемонстрируешь в игре. Если делишь работу на «нравится-не нравится», то оставшиеся рабочие хвосты партнёры могут и не подчистить. Ну не любо мне, например, отрабатывать в обороне. Профессионал же, невзирая на плохой гороскоп, пашет с упорством ломовой лошади, уделяя внимание мелочам, но не зацикливаясь на них. Не зацикливаясь.
Важнейшая связь, которая гарантирует здоровое функционирование команды, и соединяет селекцию и тренировочный процесс, называется «индивидуализация». Именно она, именно в командном виде спорта. Обычно, растр футболистов состоит примерно из двадцати пяти строк, т.е. как школьный класс. Вам, в школьные годы, ни разу не лепили «тройку» за то, за что сидящему рядом ставили «пять»? Близко, по сути, и с индивидуализацией работы. Это можно сравнить с мелким добром, т.к. изо дня в день делаешь сильнее, мудрее, лучше кого-то из футболистов. По одному, не ежедневно, но делаешь, персонально подходя к каждому объекту. Сделать добро массово, хотя бы на 23 человека одновременно не получится. На такое способны только они – симпатичные, выходящие на поле. Им предоставлена особая возможность: в один прекрасный момент сделать счастливыми хотя бы половину стадиона. Моментально, полноценно.