5 мин.

Про кино российское

Для начала в качестве небольшого отступления пара разъяснений по поводу предыдущего поста:

1) Цель того поста - дать оценку не сколько даже самому украинскому языку, а тому, с какой силой выпячиваются его уникальность, древность, самостоятельность. С этими понятиями он ничего общего не имеет. Хотя.. по-своему, конечно, он уникален ;)

2) Речи о каком-то разжигании вражды к украинцам быть не может. Кто имеет привычку мешать все в одну кучу-малу - лучше проходите мимо. Разъяснять, что в каждой нации есть свои уроды (наша, к сожалению, не исключение), надеюсь, не надо. И еще надеюсь, что тем, кто будет это все читать, такие прописные истины и так понятны.

3) Если кто-то сделал (сделает) вывод, что я негативно отношусь к украинцам только из-за их языка (а большая часть Украины по прежнему говорит на русском, к слову), у меня новость: вы заштампованы. Мне еще ярлык приклейте - националист. А что? - правильно же.

Так, по тому все.

Теперь к теме этого поста.

Вот, опять же, сразу договоримся, что мы отбрасываем всякие там мелодраммы и прочее мыло.

Мы не мешаем сюда кино СССР, там шедевров море-океан, это отдельная тема для разговора.

И, третье, я не буду говорить о фильмах-"переснимках" (ремейк) или о фильмах, которые просто классно сняты, но при этом не несут какой-либо смысловой нагрузки по сюжету. В качестве примера к первому так и просится недавний "Экипаж" или еще "А зори здесь тихие...", переплюнуть соответственно Митту и еще больше Ростоцкого нереально. На пример второго пришел на ум "Особо опасен" Бекмамбетова. Ну да, классно снято, а дальше-то что?

Будем считать, что критерии приняты, поехали.

Прямо сразу хочется остановиться на "Дураке" и режиссере Быкове в целом. "Дурак" - умный фильм, но в большей степени все-таки философский. Он же и фильм-реальность: в нем все так, как оно есть на самом деле. Прямо наизнанку вывернуты все пороки, характеры действующих лиц, на, любуйся. Как хочешь, но так с этим и живи. А если не нравится, то хорошо, ибо одна из целей фильма достигнута - чтобы не понравилось.

Увлечение русской литературой у Быкова прошло не зря. Мне кажется, что главный герой весьма явственно перекликается с князем Мышкиным Достоевского. Тот идиот, а этот дурак, но природа поступков у них одинакова. Если ты пытаешься жить правильно, по совести, с открытой нараспашку душой, то у тебя все шансы, что тебя назовут "дураком", но лишь потому, что ты не думаешь как все, потому что думать как все - это нормально, а если не как все, стало быть, - ты ненормальный. Вот и ярлык в таких случаях готов - "дурак". А как лучше показать беспощадность толпы в последней сцене фильма мне, кажется, и придумать сложно.

Если показать это кино рядовому иностранцу, я думаю, он не поймет. Но только не потому, что он глуп, не глуп он, а потому, что это кино сшито по лекалам российской действительности, и мысли, не озвученные в фильме, а заложенные в него, и есть суть нашей жизни. "Пока петух в задницу не клюнет..."

Кадр из фильма Дурак

От души хочется верить, что у Быкова с его "Дураком", "Майором" и "Жить" еще большее будущее. Он не терпит халтуры. Он учредил кинокомпанию "Кода" в этом году. Пусть она будет независимой и поможет ему творить. А Быков, я уверен, мог бы еще большего добиться будь у него хорошее финансирование, но, при этом, чтобы не указавали что снимать и как снимать.

В любом случае, на следующий его полноценный фильм хочется не идти, а бежать.

Теперь о Никите Михалкове. Персона более знаменитая. Но не все, что говорит Михалков стоит воспринимать за чистую монету. Однако, чего у него не отнять - так это в том числе через кино неугасаемое желание объяснить каждому за что надо любить свое Отечество. Это одна из его лучших черт.

А среди фильмов хочется сказать спасибо за: "Сибирского цирюльника" - за то духовное богатство, с которым жил народ России ближе к концу XIX века, за приоткрытую завесу души русского офицера того времени. За "Солнечный удар", который показал куда это богатство делось, за демонстрацию великой трагедии, которая произошла с нацией, и почему сливки были сняты, а под ними остались только кровь да вода. И, конечно, за "12" уже о современной России, о том, почему нельзя жить и мыслить заштампованно, что нельзя с размаху клеить ярлыки, и о том, к каким последствиям это может привести. Это как противовес суду в советсткое время, когда наклеить ярлык на человека не разбираясь в тонкостях дела было раз плюнуть. Суд - последняя социальная инстанция, определяющая будущее человека, а суд в массовом понятии - судьбу страны.

И третий режиссер, о котором нельзя не сказать - это Звягинцев. Философ с первых строк сценария. "Левиафан" - повесть о жизни одного человека, который изо всех сил пытается противостоять окружающей его несправедливости. Но, как водится в России, фильмы, пронизанные религиозным лейтмотивом не принимаются полностью и не заслуживают больших похвал, которых достойны. Наверное, это связано с тем, что до сих пор наше общество в большинстве своем сильно оторвано от религии. Не от церкви, а именно от религии. А ведь сейчас весьма актуален вопрос для многих: что важнее и первичнее: найти точку опоры внутри самого себя или хаотично пытаться решить проблемы с помощью окружающих?

Кадр из фильма Левиафан

А на Западе, кстати, никогда не теряли возможности попиарить те фильмы или худ. произведения, в которых, как им кажется, показыватся "как в России жить хреново". Вот и "Левиафан" не стал исключением. Но, будь то самый яркий пример такого пиара - "Доктор Живаго" Пастернака или вот очередной фильм Звягинцева, смотрят не туда. Там оценка проще: если плохо материально и тебя несправедливо обидели - значит, плохо всё. В нас же говорит другое: если вокруг всё совсем плохо - ищи спасения внутри самого себя. Если сильно искать, обязательно найдешь. В любви, в красоте Родины, в доброте и прощении окружающих...

___

Вот случайно поймал себя на мысли, что получилось выделить трех режиссеров-людей совсем разных эпох. По возрасту молодого, старого и зрелого. Что-то в этом есть. А есть вот что: несмотря на разницу в возрасте, в российском кино находятся люди, которые способны ставить острейшие, актуальные вопросы. И это прекрасно. Значит, российское кино живо, значит, российское кино так просто не сдастся.