3 мин.

Закругляя тему

Вот уж не думал, что совершенно узкоспециальная тема, затронутая в предыдущем посте, заинтересует столько народу – втрое больше, чем интересует обычно узкоспециальные темы из блога про футбольную экономику. Раз так – еще несколько разрозненных цитат со ссылками на полные тексты, местами очень близкие моим мыслям на этот счет, местами нет. Что называется, для размышления тем, кто заинтересовался.

"Новости больше не являются чем-то пассивно принимаемым. Мы вовлекаемся в создание, комментирование и обмен новостями. Мы все теперь часть эволюции историй, расширяя их комментариями и ссылками, добавляя факты и другие точки зрения.

Короче говоря, новости стали социальными. И они станут еще более зависимыми от сообществ: истории будут совместно производиться редакциями и читателями. И обсуждения, мнения и реакция читателей будут интегрированы в процесс потребления новостного контента.

И тем не менее, гражданские журналисты, блоггеры и другие активисты, которые не получают денег за свою работу по освещению новостей, постоянно становятся объектом насмешек и критики. От людей, которые явно не понимают, что технологии сделали возможным для миллионов пользователей переключиться от пассивного наблюдения к активному участию, от сидения на диване к самовыражению. Как только данные начали показывать существенный сдвиг в потребительских привычках, традиционные СМИ начали преуменьшать значимость сетевой журналистики.

Те же люди, кто никогда не задавался вопросом, зачем человек будет сидеть на диване перед телевизором по 8 часов в день, не могут понять, почему кто-то с радостью принимает участие в значимых для него проблемах. Бесплатно. Они не понимают людей, пишущих статьи для Википедии бесплатно, ведущих собственные блоги – бесплатно, помогающих рассказывать истории о том, что происходит в их жизнях и сообществах – бесплатно.

Нельзя отрицать, что тысячи людей хотят участвовать в этом процессе и им есть что предложить. И что число таких людей будет только расти. Смеяться над величиной их вклада значит совершенно не понимать мир, в котором мы живем".

Из речи Арианны Хаффингтон, основательницы The Huffington Post, на слушаниях Федеральной Комиссии США по торговле, посвящённых будущему традиционных СМИ и их противостоянию с Интернетом

"Личное общение, сетевое, из уст в уста — это основной способ распространения информации в течение тысячелетий. До изобретения печатного станка Гуттенбергом. А сейчас возникли социальные сети, блоги. Это абсолютная медийная контрреволюция. Люди вернулись к логике обмена информации, которая была на рыночной площади".

Из интервью медийного эксперта Василия Гатова

"Мне кажется, что недалек тот день, когда вы проснетесь утром, откроете страницу в социальной сети, посмотрите свою новостную ленту — и это окажется уже настоящим СМИ, отвечающим вашим интересам"

Из интервью крупнейшего российского интернет-инвестора Юрия Мильнера

"Потребитель – венец эволюции – человек кликающий, заменивший собой читающего, слушающего и даже смотрящего. Вечный подросток, которого доступность продукта, то есть информации, убедила в том, что изготавливать продукт тоже дело нехитрое. Уверенный, как все подростки про все на свете, что и он может так же, но только лучше. Разучившийся видеть иерархии, не способный даже помыслить, что его мнение может быть чуть менее ценным, чем мнение какого-то там, прости господи, специалиста.

Этот новый потребитель не видит авторитета в медиа и, больше того, не видит самих медиа. Внутри редакций царит уверенность, что их издание, пусть даже в интернете, какой-то единый продукт, что в таком, а не в другом подборе материалов, авторов, способов подачи есть смысл, заложена сверхидея. Человек кликающий отменяет редакции, как в интернете и положено, одним кликом.

...Так интернет, подарив профессионалам интеллектуальной сферы – журналистам в первую голову, конечно, но не им одним, – все, о чем они так долго грезили: доступность информации, удобные архивы, возможность прямого и молниеносного контакта с потребителем, – закончил формирование такого потребителя, которому вовсе не нужна вся эта гуманитарная дребедень. Он может сам, немедленно и не хуже".

Из передовицы журнала "Эксперт"