9 мин.

Человек, у которого есть рот. Об удивительной карьере Стива Кина

Кин

Его карьера складывалась очень просто.

"Давайте быстрее, парни!" - кричал у бровки тренер Крис Коулмэн. "Вот именно, парни, давайте быстрее!" - кричал ассистент. "Нам нужно усилить давление на правом фланге", - говорил Крис Коулмэн. "Ага, Крис, нужно усилить давление на правом фланге," - отвечал ассистент.

Крис Коулмэн был доволен. Ассистент понимал его с полуслова. А идей у валлийца было много, времени хватало с трудом. Поэтому лишние рот и пара ног были очень кстати. Тем более, это был не просто ассистент, а хороший друг Криса, знакомый ему ещё с конца 80-х, когда они оба играли в "Суонси".

Так ассистент и дожил до 42-летия - покладистый, надёжный и трудоспособный, всегда готовый поддержать менеджера. В общем, образцовый сотрудник тренерского штаба. Крис Коулмэн выдал ему роскошную рекомендацию, в 2008 году этому человеку даже предлагали перейти в "Челси" и стать переводчиком, поскольку у него, шотландца, был опыт игры в португальской "Академике" и он, по идее, мог здорово помочь новому тренеру Сколари. Но что-то не срослось. А потом его позвал Сэм Эллардайс - ничуть не меньший фанатик, чем Крис Коулмэн, также нуждающийся в дополнительных рабочих руках - и назначил на обычную роль ассистента. Так этот человек и появился в "Блэкберне". Его звали Стив Кин.

Стив и Сэм

Год механизм работал без сбоев. "А знаешь, Стив, мне кажется, что Крис Самба мог бы неплохо справляться в атаке, особенно в концовках игр. Что скажешь, Стив? - Отличная идея, босс". "Я считаю, что Йылдырай Баштюрк отлично впишется в команду. Что скажешь, Стив? - Я с вами согласен, босс". "Увы, с Баштюрком не повезло, да, Стив? - Да, босс, не повезло, бывает."

В конце 2010 года "Блэкберн" был куплен индийцами из семьи Рао. Они сделали карьеру на торговле курицей под брендом Venky's. Болельщики и пресса относились к индусам крайне скептически, но главным было одно: у этих ребят были деньги. По крайней мере, они так говорили. В "Блэкберн" была делегирована представительная дама по имени Анурадха Десай, похожая на кого угодно, но только не на президента футбольного клуба.

В тот момент команда считалась уверенным середняком - говоря конкретно, балансировала в пелетоне между 11 и 14 местом. Правда, приход индусов был омрачён жестоким разгромом от "Манчестер Юнайтед" (1:7), но соседние матчи прошли довольно убедительно. К тому же в том сезоне расцвёл Фил Джонс.

Тем не менее, Десай вызвала на собеседование Большого Сэма и спросила, каким он видит будущее клуба. Некоторое время Большой Сэм излагал свои теории, а полноватая индуска смотрела на него с отсутствующим выражением лица. Рядом с ней сидели какие-то ещё люди с похожими физиономиями. Наконец Эллардайс закончил.

- Ну-с, 5 миллионов в зимнее окно, - апатично сказала Анурадха Десай.

- Простите, что вы сказали?

- 5 миллионов в зимнее окно, - тем же голосом повторила президент клуба.

Большой Сэм подумал, что его не слышат, и снова пустился в объяснения. Но с этими людьми было очень сложно.

- То есть вам нужно больше, - перебила Анурадха Десай. - Значит, вы уволены. Ребята, позовите ко мне Стива Кина.

Пришёл ассистент Биг Сэма.

Кин и Десай

- Стив, как вы считаете, 5 миллионов достаточно на трансферы?

- Да, мэм, достаточно.

- Вы будете слушаться наших скаутов?

- Да, мэм, я буду слушаться ваших скаутов.

- Под вашим руководством клуб будет участвовать в рекламных акциях куриных крылышек от Venky's?

- Да, мэм, под моим руководством клуб будет участвовать в рекламных акциях... простите, не расслышал, мэм, но в общем, я буду, я готов вместе с клубом участвовать во всех, в любых рекламных акциях!!!

- Вы примете команду?

- Да, мэм, я приму команду, - ответил Стив Кин с решительным выражением лица, которого у него никто никогда не видел.

Вот так в декабре 2010 года он впервые в карьере что-то возглавил. Сначала он был исполняющим обязанности. Игра команды до поры до времени не менялась - сказывалось наследие Эллардайса. Играли по системе 4-4-2, имея строго по два игрока на каждую позицию и поступая так, как велел ушедший Эллардайс. Например, практически сразу травмировался Фил Джонс, и Стив без зазрения совести поставил на его место Гранта Хэнли и сделал вид, как будто ничего не произошло. В общем, в этом механизме ломаться было нечему, даже если со всей силы долбить по нему ржавым молотком. А главное, временный тренер с умом распорядился теми самыми 5 миллионами. "Вы дали мне деньги на трансферы, а теперь тратьте их так, как вы хотите", - сказал он руководству. Гениальнее было просто некуда, и уже в январе Стив Кин был назначен главным.

Индийцы же подумали и купили Рубена Рочину из академии аж самой Барселоны, а также широко разрекламированного аргентинца Формику. Анурадхе Десай очень понравилось совершать сделки - правда, агент Рочины затребовал себе в карман сумму в 5 раз больше потраченной, но хозяйка клуба вошла во вкус и отстегнула её. Потом был арендован старый друг клуба Роке Санта-Крус, который год назад ушёл из-за того, что его не видел в старте Эллардайс (зато теперь можно было спокойно возвращаться!), и исключительно конфликтный американец Джермейн Джонс, высланный с глаз долой из "Шальке".

К концу сезона команда скатилась вниз и даже побывала на 17 месте, но до серьёзной опасности дело не дошло. Кин остался.

Следующим летом Фил Джонс уехал в "Манчестер Юнайтед", и клубу привалило не менее 17 миллионов фунтов. На радостях индусы раскошелились. Правда, больше всего усилий ушло на то, чтобы подобрать Джонсу замену (это был Скотт Дэнн из "Бирмингема"), а в остальном всё закончилось так же, как в прошлом году. Тренеру предлагали разных игроков, а он соглашался. В итоге деньги спустили на таких ребят, как Радосав Петрович и Симон Вукчевич, а также на Дэвида Гудвилли, который, будучи страйкером в "Данди Юнайтед", за 5 лет и 117 игр в клубе забил 29 голов (и больше половины из них в последний сезон), после чего Стив Кин назвал его "молодым Руни". И только самый дешёвый трансфер - Якубу из "Эвертона" - оказался удачным.

Кин

Весь сезон руководители клуба фонтанировали идеями. Например, со звёздным ветераном Мичелом Сальгадо случилась редкая для Англии история: оказалось, что если он сыграет за сезон 19 игр, то придётся продлевать с ним контракт, чего руководству страшно не хотелось. А между тем, испанец играл отлично и был очень полезен в обороне. Тем не менее, руководство передало Стиву Кину требования, и он исполнил всё, как заказывали: осенью "Блэкберн" стал всё чаще обходиться без Мичела Сальгадо, потом испанец был сослан в резерв, а на Новый Год у него вообще отобрали игровой номер. Почувствовав неладное, попросился вон (в "КПР") ещё один защитник, Крис Самба, и получил от тренера неожиданный ответ: "Ты никуда не перейдёшь, а ещё ты не будешь играть, пока не извинишься". Чуть позже индусы посовещались и намекнули тренеру, что это был перегиб и подобное положение дел просто-напросто невыгодно с финансовой точки зрения. Да и щедрое предложение от "Анжи" пришлось кстати. В итоге конголезец наконец ушёл, а Стив Кин заявил в интервью, что "Блэкберн" после ухода столпа обороны стал сильнее, потому что теперь все игроки команды болеют за "Блэкберн" - а не то, что раньше. К началу зимы оборона клуба просто-напросто разбежалась. Зато прошлогодние приобретения - Рочина и Формика - играли часто и много. Нужно же было давать игровое время своим ставленникам! 

После первой половины сезона команда шла двадцатой. Болельщики протестовали без обеда и выходных, на каждом матче забрасывали поле наггетсами, но Стив Кин не унывал. Анурадха Десай узнала, что у левого защитника Мартина Ольссона есть брат-близнец Маркус, и вызвала Стива.

- А вы знаете, что между близнецами часто устанавливается особая связь наподобие телепатической? - победоносно спросила начальница.

- Буду знать, мэм, что... как-как вы сказали, мэм? - в привычной манере хотел ответить Стив, но почему-то осёкся.

Ольссоны

Вот незадача - Маркус Ольссон оказался левым защитником. Как и его брат. Но подобные мелочи никого не волновали: второй Ольссон перешёл в клуб, и тренер стал выпускать обоих слева - одного в обороне, другого в полузащите. У одного из них позиция всегда выходила непрофильной, но тренер не унывал и иногда менял их местами. На двоих Ольссоны отметились одной жёлтой карточкой и одним автоголом. До прихода брата у Мартина получалось убедительнее.

Предсказуемый конец этой истории заключается, конечно, в том, что "Блэкберн" вылетел, заняв 19 место. Было бы ещё хуже, если бы не клубная академия, регулярно поставлявшая в клуб талантливую молодёжь, особенно в защиту. Клуб на себе тащили двое: молодой Джейсон Лоу и... постаревший Якубу Айегбени. В том сезоне к нигерийцу внезапно пришёл звёздный час, и он даже нашёл время для покера (в смысле, четырёх мячей в одном матче, а не карточной игры). После вылета Якубу пришлось отпустить.

А вот Стив Кин так и не ушёл. Боссы загорелись новой идеей и привезли в клуб огромную группу португальцев. Одним из них был доигрывающий Нуну Гомеш, но остальные вызывали лишь один вопрос: сколько же рук в итоге было нагрето на этих трансферах. Среди беспорядочных закупок снова оказалась одна, сторицей отбившая все неудачи: форвард Джордан Роудс. Во многом из-за него дела в чемпионшипе пошли нормально, и о Стиве Кине заговорили как о всё-таки ещё на что-то годном тренере, но тут он... подал в отставку. Об этом он сам заявил на одной из пресс-конференций. Оказалось, ему неожиданно понравилось давать результат, но для этого пришлось играть несколько не теми игроками, которые интересуют руководство.

Рао

И тут у Анурадхи Десай настали тяжёлые дни. Хеннинг Берг, легенда клуба, раскритиковал её в прессе, и тогда она позвонила ему и предложила поработать самому. С собственным мнением, тем более с таким, шансов задержаться надолго у норвежца не было. Потом Анурадха Десай переманила Майкла Эпплтона из "Блэкпула", где тоже были неадекватные владельцы, но даже этот всякого навидавшийся тренер не дотянул до конца сезона...

А вот Стив Кин не пропал. У воротил из Venky's был один хороший друг - брунейский султан. Богатейший человек на земле. Он любил себя в футболе, но не знал, где развернуться - создал в Брунее суперклуб (по его мнению) и много лет тщетно пристраивал свой проект в разные чемпионаты, пока не пристроил в сингапурский. Сейчас этим клубом, который называется ДПММ, руководит сын султана, и у этих ребят всё хорошо - они даже выиграли лигу. А тренирует брунейцев не кто иной, как Стив Кин. Уже три года им вполне довольны - правда, в один момент попытались его пристроить и в сборную Брунея, а он потерпел поражения от Мьянмы, Лаоса, Камбоджи и даже Восточного Тимора. Но в остальном он всех устраивает, ведь лишняя пара ног всегда кстати. А рот тем более.