9 мин.

Спорт не для всех

Здравствуйте, друзья. Я очень-очень давно не писала постов.  Как-то все не складывалось. Но, видимо, накипело…

Сегодня я хочу поговорить о нашем любимом фигурном катании в целом, а не о конкретных спортсменах в частности.  Не редко, особенно перед важными стартами, на ветках появляются сообщения типа : «Ах, о каком развитии ФК можно говорить, если с трудом удается найти трансляцию и то, через интернет». Что ж, это данность. Уже и канал «Евро спорт»- один из рупоров этапов Гран-при по фигурному катанию, все реже транслирует эти соревнования в прямом эфире, а иногда и не транслирует вовсе. Есть такая закономерность: телевидение привлекает массового зрителя. Он, массовый зритель, делает рейтинг какой-либо передаче, фильму, спортивным состязаниям и т.д. От рейтинга зависит количество и качество рекламодателей, на деньги которых канал выкупает право транслировать то или иное событие.  Все просто, будет массовый зритель, будет реклама, будут прямые трансляции по  ТВ, а это повлечет за собой очень многое, в том числе повысит уровень и качество комментирования (на что, опять же, часто сетуют пользователи «Спортс.ру» и других сайтов).

Теперь давайте подумаем, а благодаря чему тот или иной вид спорт привлекает к себе вышеупомянутого массового зрителя? Тут тоже все довольно просто: интерес! Для того, чтобы вид спорта был интересен, он должен быть зрелищен, в меру непредсказуем и понятен. И если, с первыми  аспектами,   у фигурного катания особых проблем нет. То  с пониманием - просто беда.

Но обо все по порядку.

Зрелищность. Мало кто будет спорить, что фигурное катание – один из самых эстетичных, красивых и при этом безумно сложных видов спорта. Да, и фигуристы, как правило, имеют прекрасные внешние данные. Плюс спортивный накал, замечательное музыкальное сопровождение и даже срывы и падения придают некую пикантность, так сказать, перчинку.  Иногда, на мой взгляд, не хватает профессиональной работы операторов на крупнейших соревнованиях. В той же Барселоне неопытность оператора или режиссера при показе ФК видна невооруженным взглядом.  ( Например, поддержка ИЖ в КП показана на ход вперед, вместо фронтального показа, и ее зрелищность для телезрителя сразу теряется). Каких-то современных фишек, как например: разнообразие ракурсов, супер замедленные повторы,  какие-то остановки на самых эффектных позах и т.д.  Можно многое придумать, чтобы подать этот вид спорта в еще более  «дорогой» обвертке.

Непредсказуемость. С одной стороны, как каждому роману нужен свой герой, так и  ФК нужны лидеры, говоря словами А.Н. Мишина, нужен человек «делающий кассу». Но в отличие от романов, в которых автор создает героя, лидерами спортсмены должны становиться сами. Более того, стать лидером – это одно, а удержаться на Олимпе сколь-нибудь продолжительное время – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.  У всех бывают взлеты и падения,  в этом и заключается непредсказуемость спорта.  Но в последнее время фигурное катание грешит идолопоклонничеством. И лично у меня, это вызывает негатив. Если спортсмен талантлив, целеустремлен и, простите, пашет как лошадь, он сам пробьется сквозь тернии к звездам, и не надо искусственно поддерживать  авторитет такого спортсмена.  А порой, вообще вытягивать за уши за счет других. Это убивает интригу, о справедливости умолчу!

Понимание. Судейские виды спорта всегда субъективны. Вспомним опять массового зрителя, который не отличает лутц от тулупа, не понимает, что такое уровни элементов и критерии их оценивания, слабо отличает связующие элементы от базовых и т.д.  Как ему понять, почему тот или иной спортсмен лучше? Нет, можно, конечно, смотреть ФК исключительно с эстетической точки зрения. Но чем тогда ФК будет отличаться, скажем, от балета? И там и там – красиво,  и там и там не понятно, так почему ФК- спорт, а балет – искусство? Во время просмотра Капы мой муж задал мне очень простой вопрос: «65 баллов для КП – это нормально?» Я честно ответила: «Для танцоров и женщин – нормально, для парников – чуть хуже, для мужчин – капец! » И он завис. Большая часть из массовых зрителей – это поклонники старой системы судейства, где у них был четкий максимум – «6,0».  Они  и тогда не сильно разбирались в элементах, но четкая граница была. «Так, этот упал один раз, значит, за технику больше 5,7 не получит. А этот ехал очень тяжело, без эмоций, за артистизм, ну, не более 5,6». Может, я слегка утрирую, но большинство рассуждало примерно так.  А на чем строить свои внутренние суждения сейчас? От чего оттолкнуться? Почему один спортсмен , обозначим его как Х, при 5 падениях получает за ПП 154,6, а второй спортсмен, обозначим его как В, за чистый прокат ПП (с 4Т и двумя 3А) получает  160,05? Все ли в порядке в ледовом королевстве? Таких примеров, только по этому сезону у меня масса, и все это ставит массового зрителя в тупик. А объяснить простому человеку,  по какому принципу выставляются ГОЕ и компоненты – просто нереально!  Таким образом, можно сделать весьма печальный вывод : фигурное катание – это спорт не для всех! Он построен по принципу: «кому надо – тот разберется!» Соответственно, рождается другая закономерность: нет массового зрителя =  нет рейтинга= нет или почти нет прямых трансляций и т.д. и т.п. Печально, но факт. Тот же «Евро спорт» прекрасно транслирует какой-нибудь снукер (хотя тут я только за!!!) или второй дивизион французской футбольной лиги, но ПП ФГП канал не показал, увы.

А теперь я перехожу к тому, ради чего и писала этот пост. Я обращаюсь ко всем пользователям ветки ФК на этом сайте. Вы, в большинстве своем, пусть и не профессионалы, но уже и не массовый зритель. Вы - люди, которые пристально следят за каждым соревнованиям, разбираются в элементах, для которых судейские протоколы – это не китайские иероглифы. Вы понимаете, по какому принципу выставляются оценки за компоненты и начисляются баллы в ГОЕ? Я нет.  Приведу примеры:

Базовая техника  Определение: Способность фигуриста передвигаться по льду  Цель: Поощрение плавности, рёберности и скорости скольжения  Критерии:  - Общий уровень катания  - Катание в разных направлениях  - Скорость и мощность  - Чистота и четкость ребер  - Скольжение и плавность  - Глубина и качество ребер (танцы)  - Схожесть способностей партнеров (танцы и пары)

Дано: ИЖ за ПТ в Китае получают 7,50,  КЛ- 7,75.  Вы считаете это адекватно?  Да, ребята – новообразованная пара, но скользят они и по отдельности, и, что более ценно, вместе на том уровне, которого некоторые не могут  и не смогут достичь и за 10 лет. Так совпало, бывают радости в жизни. И скорости, и мощи, и реберности им не занимать. И никто никого не везет за собой на негнущихся, деревянных ногах со скоростью престарелой улитки)))

 

Связующие элементы  Определение: Шаги, соединяющие элементы программы  Цель: Поощрение использования разнообразных связок, превращающих программу в единое целое, а не просто набор обязательных элементов  Критерии:  - Сложность и качество связок-шагов  - Оригинальность и новизна связок-шагов (для танцев на льду - в разделе "Хореография)  - Оригинальность и сложность заходов/выездов на/из элементов  - Рисунок (танцы)  - Сложность и разнообразие танцевальных шагов, позиций и движений (танцы) 

Эшли Вагнер

Давайте вспомним (кто не помнит, можно пересмотреть:  http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Figurnoe_katanie/w/spbvideo_NI501208_Gran-pri-Final-ZHenschini-Proizvolinaya-programma) ПП ФГП Лены Радионовой  и Эшли Вагнер. Пишу оценки за TR: 7,93 – 7,43 соответственно. Да, у Лены оценка выше. Но на сколько? На 0,5 балла? При том, что Эшли фактически перебежками ездит от элемента к элементу, с остановками, а связующие элементы выполняет верхней частью туловища, а чаще просто руками? При том, что у Лены  сложнейшие шаги и нет ни одного пустого места в программе?

А есть еще такой дивный компонент как интерпретация (выразительность)

Определение: Использование тела и элементов для выражения настроения и характера музыки  Цель: Поощрение фигуристов, использующих элементы, связующие шаги и хореографию для выражения эмоционального настроя и характера музыки в соответствии со структурой выбранного музыкального сопровождения  Критерии:  - Легкость и уверенность движений в такт музыке  - Использование нюансов музыкальных фраз и смены ритма  - Выражение характера и стиля музыки  - Постоянство в выражении характера музыки 

Опять вспомним Китай и ПП Ханю и Ге. За этот компонент они получили 8,54 и 7,71 соответственно.  При этом Миша откатал волшебно, нет, не откатал, он слился с музыкой и рассказал нам целую и цельную историю. А Ханю отвалялся пол программы на льду, еле передвигал конечности и выглядел как побитый пес, простите за жесткое описание, но именно так мне это и запомнилось. Где логика?

Патрик чан, Брайан Жубер

Или еще нюансы. Наших юных девочек часто упрекают в отсутствии женственности, в юниорском катании и якобы за это они пока не должны получать очень высокие компоненты. Я еще раз перечитала разные коммюнике ИСУ, посвященные компонентам. Там ничего не сказано про возраст. Даже намека нет. Если уж, снижать девчонкам компы за возраст и отсутствие женственности (что, например, в отношении той же Ани Погорилой, просто нелепо), давайте будем честными, а много ли лидеров мужского ФК демонстрируют мужественное, мужское  катание?   Некоторые  четко демонстрируют катание-унисекс, иначе и не скажешь. Я не могу понять, что с технической точки зрения поощряет современное ФК в мужском виде. Сейчас программа без четверных может стоить прилично дороже программы с каскадом 4-3 или двумя четверными, при условии их выполнения. Ну, как так? Ведь на элементы ультра-си уходят огромные силы! И по протоколам все выходит так ладненько и складненько.  А ГОЕ? За один и тот же элемент судьи могут ставить от -2 до +2.  Один из судей поставил Воронову -2 за каскад и -1 за аксель в КП,  все остальные  оценили  эти элементы  положительно. И такое буквально в каждой протоколе с любых соревнований.  Еще более смешно выглядят случаи, когда явно сорванный элемент, некоторые судьи в отличие от коллег оценивают плюсом. И главное, что в ФК нельзя оспорить ни уровни, ни их оценивание. Технические бригады  видят недокруты и ребра исключительно по желанию. Если надо, передержанную поддержку найдут или не досчитаются оборота во вращении. К чему там была призвана новая система судейства? К объективности? Ой, ли!  

Стефан Ламбьель

В общем, надо что-то менять и кардинально. Возможно, создать компьютерную программу, которая отчасти сможет заменить тех. бригаду.  Возможно, повысить базовую стоимость элементов ультра-си. Возможно, дать не рекомендательный характер, а  жестко регламентировать ГОЕ. Наконец, дать спортсменам возможность оспаривать хотя бы уровни элементов и технику исполнения прыжков. Может, сократить количество компонентов.  Сделать  КП более жесткой по элементам, например: заставить исполнять одни и те же прыжки и каскады, вращения  и поддержки одной группы и т.д. и каждый год менять элементы,  чтобы можно было более полно оценить  и сравнить именно качество исполнения элементов, т.е. сделать КП более наглядной. Четко разделить судейскую панель (в этом году проводили подобный эксперимент). Не знаю, им там виднее.  Но если и дальше будет продолжаться такая карусель с оценками, я скорее всего, перестану следить за фигурным катанием, за спортом, воспоминания о котором у меня сохранились в четырех лет!

P.S. Писала ночью, так что, за возможные ошибки извиняюсь заранее.

P.S.2. И, да, это был крик души…