7 мин.

Дэвис и Смолкин снова 8-е на Евро – после полугода в лучшей академии. Что в них изменилось?

Чемпионат Европы-2025 – важная контрольная точка для Дианы Дэвис и Глеба Смолкина. Это их первый крупный турнир в составе Монреальской академии, к тому же с ним завершается первое полугодие в новой команде.

Адаптация к штабу и к малознакомой стране (Диана и Глеб переехали из американского городка в канадский мегаполис) порой занимает куда больше времени, чем 6 месяцев. Но первые выводы можно сделать – спортсмены тоже разбирают этот отрезок с тренерами.

В результатах на Гран-при прогресс, положение в европейских танцах прежнее (конец топ-10)

После переезда Дэвис и Смолкин помимо ЧЕ прошли два Гран-при и два челленджера, где взяли по серебру.

В чемпионской серии случился дебют под грузинским флагом, ведь год назад им не досталось ни одного этапа. В составе российской сборной Диана с Глебом выступали на Skate Canada-2021, заняли там 5-е место. Теперь 4-е и 8-е, причем в первом случае до бронзовых призеров Оливии Смарт и Тима Дика не хватило всего 2,5 балла. В этом смысле они продвинулись вперед.

А вот с челленджерами в сезоне-2024/25 странная история.

В октябре на Мемориале Непелы серебро и три личных рекорда: прирост в 9,2 балла по сумме, к тому же победа в противостоянии с Оливией и Тимом. Но уже полтора месяца спустя на Golden Spin результаты просели на 22 балла. Для танцев это пропасть даже с учетом того, что в Хорватии Дэвис и Смолкин ошиблись на поддержке в первый день – других срывов не было.

Эти прокаты мы изучали подробно. Короткое объяснение: недоработки судейской системы.

Разбираться с ними – задача Международного союза конькобежцев (ISU). Важнее другое: после прокатов Диана и Глеб обозначили, что не полагаются на оценки челленджеров. Лучшим результатом сезона они считают оценки с чемпионата Европы – 190,15 по сумме.

В Таллине арбитры действительно не удивляли существенным расхождением оценок за один и тот же прокат или необъяснимой лояльностью к одним фигуристам при строгости к другим. Поэтому фиксируем: в европейских танцах Диана и Глеб находятся внутри топ-10, но за пределами сильнейшей разминки.

Если точнее – сейчас, как и год назад, это 8-е место. Впереди близкие по уровням испанцы Смарт/Дик, финны Орихара/Пиринен и литовцы Рид/Амбрулевичюс.

В программах нарастили темп и усложнили заходы. Выкатывать непросто, но это, возможно, следствие травм

В Монреале Дэвис и Смолкин опробовали свежий подход к постановкам: в тренировочный план включили уроки актерского мастерства, произвольный танец насытили акробатическими элементами и новыми хореографическими ходами. 

Одних наблюдателей они вгоняют в скуку, как Елену Вайцеховскую, загрустившую по Диане и Глебу трехлетней давности в пору работы с Игорем Шпильбандом.

«Там – глоток свежего воздуха, особенно на фоне большинства тогдашних российских дуэтов. Да, можно было придираться к тому, что Диана катит гораздо хуже партнера, не всегда слышит музыку, но все это с лихвой компенсировалось другим. Сейчас же – откровенный масс-маркет: программы, которые с трудом досматриваешь до конца», – написала она в телеграм-канале.

Характерно, что эти же постановки получают восхищенные возгласы – причем внутри среды. Бетина Попова, комментировавшая Евро, высоко оценила произвольный танец.

«Было видно, что проделана хорошая, качественная работа в поиске элементов. Это не какие-то банальные, привычные, простые движения. Это интересно, необычно. Последняя поддержка – совершенно шикарная.

В целом, хорошо построена программа. Очень много находок, очень качественная хореография, которую ребята исполняют и у них получается. В плане постановки все классно. За это и идут плюсы, потому что все музыкально, органично, все выполняется параллельно, четко, ясно».

Работавшая с Бетиной Екатерина Боброва отметила то, как монреальские тренеры вычистили Диане с Глебом элементы. Номинально действительно произошел прирост в оценках за исполнение, если сравнивать прокаты на Евро в 2025-м и 2024-м, но разница небольшая – 1,32.

По ценности элементов дуэт тоже существенно не продвинулся. Как и прежде, время от времени уровни проседают до второго. На Евро Дэвис и Смолкин много потеряли на дорожке шагов типа паттерн-танца (до минимального первого), зато в произвольном собрали все на третий-четвертый. С такой базой можно бороться за десятку чемпионата мира, если нарастить компоненты. Сейчас у Дианы и Глеба они 14-е в международном рейтинге.

Но копнем глубже цифр в протоколе. Дуэт явно поработал над выносливостью, раз штурмует энергозатратный акробатический контент. К тому же Дэвис и Смолкин усложнили входы в поддержки и подняли темп хореодорожки в финале произвольной, там концентрацию и силы нужно сохранять до последней секунды.

Это непросто, особенно с учетом того, что в начале сезона Глеб травмировался, из-за этого дуэт пропустил Мемориал Дениса Тена. Позже обострились проблемы со спиной у Дианы, на Евро она выступала с тейпами. 

Интервью Дианы Дэвис и Глеба Смолкина: блат, свадьба в США, жизнь в Канаде

В подготовку вмешались внутренние сомнения и самокритика – тренеры помогли найти настрой

Многое, по словам фигуристов, изменилось в их подходе к тренировкам и отношении к спорту в целом.

«Две недели назад у нас был большой разговор с тренерами, подводящий промежуточный итог первому полугодию нашей совместной работы. Мы должны научиться меньше себя судить, научиться не бежать впереди паровоза и больше отпускать ситуацию. Другими словами, они видят нас со стороны – и у них есть план. Мы ему доверяем», – объяснял Глеб после ритм-танца.

Дэвис и Смолкин отметили отдельно: в перспективе они хотят конкурировать с дуэтами из международного топа, путь к этому долгий, но они к нему готовы. Диане 22 года, Глебу – 25. Для сравнения двукратным чемпионам мира Мэдисон Чок и Эвану Бейтсу 32 и 35. Даже с учетом того, как долго порой перестраивается рейтинг в танцах, время есть.

Итоги первых шести месяцев работы с Дэвис/Смолкиным подвел и тренер Ромэн Агенауэр в интервью Майе Багрянцевой.

«В любой новой команде поначалу царит атмосфера медового месяца. А потом начинается ежедневная рутинная работа. У ребят получилась непростая осень – тут, конечно, вмешалась и травма Глеба. Они стали слишком много сомневаться в себе и занервничали.

Но мы работаем вместе, у нас есть план и понимание, куда мы идем. Им мешал недостаток уверенности, они все время копались в себе и пытались придумать, как стать лучше. Но на это есть тренерская команда. И спортсменам надо учиться им довериться, иначе вместо нормальной работы получается шаг вперед – два назад. 

Мы всегда пытаемся объяснить нашим фигуристам: судить себя не ваша работа. Не надо сомневаться в себе и слишком прислушиваться к людям со стороны.

Если для вас сейчас так важно чужое мнение, что же будет, когда вы окажетесь на пьедестале? Кому-то не будет нравиться ваше платье, кому-то ваша музыка – и вы побежите все это менять? Верьте в себя и свою команду, не пытайтесь угодить всем».

Звучит как фрагмент мотивационной речи, подходящей не только для спорта.

В тексте использованы фрагменты интервью Спортсу’’ и ISU, а также комментарии из прямого эфира Okko Спорт.

Фото: Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press ; East News/AP Photo/Sergei Grits; РИА Новости/Владимир Песня; instagram.com