Притяжение Шомы Уно
«Одна из тех вещей, которые у Шомы получаются действительно хорошо, когда он на льду, это использование гравитации, силы притяжения — как в техническом, так и в артистическом планах. Его движение имеет определённый «вес» и этот вес, в свою очередь, приводит к возникновению предельной «интенсивности»., напряженности. Это то качество, которое присуще именно ему».
(Стефан Ламбьель — французскому каналу Евроспорт. Источник)
Притяжение музыки
Что определяет музыкальность фигуриста на глубинном уровне, его способность погружаться в музыкальный материал самому и погружать в него зрителей так, что его катание начинает казаться естественным продолжением музыкальной мысли, будто бы новым голосом этой музыки? Откуда возникает это ощущение «естественности», «органичности» катания — или, цитируя слова Джонни Вейра, сказанные им по ходу проката Шомы Уно, то ощущение, когда коньки фигуриста начинают казаться естественным продолжением его тела?
Секрет этого магнетизма и этой магии погружения в музыку — вовсе не в эффектном использовании «акцентов» во время прыжков или вращений. И вовсе не в ярких хореографических «фишках» на наиболее запоминающихся фрагментах музыкальной мысли. Это достаточно поверхностный и наиболее очевидный уровень музыкальности. Секрет более глубокого эффекта погружения — в соответствии движений фигуриста музыке на более мелком и базовом метро-ритмическом уровне. Когда кажется, что музыка как будто бы создаёт свое ритмическое «гравитационное поле», которое притягивает к себе все движения фигуриста и определяет их ритм, темп и характер. Вот тогда возникает магия соответствия.
Возьмем, скажем, такие предельно стандартные, отработанные годами тренировок, элементы программы, как заходы на прыжки. Эти заходы — «рутина» любой программы, в которой, казалось бы, говорить о какой-то музыкальности и артистичности просто невозможно. Стандартные комбинации шагов и поворотов (и движений рук), зачастую повторяемые практически без изменений из года в год и буквально въедающиеся в мышечную память фигуриста.
Как, скажем, вот этот заход на четверной флип.
Но стоит только обратить внимание на ритм передвижения фигуриста — особенно его ног — как сразу становится понятным уровень музыкальности, уровень того самого «погружения» в материал.
У Шомы меня всегда изумляло это качество — способность соответствовать музыкальному материалу на «микро-уровне» даже во время исполнения простейших шагов и самых рутинных элементов программы. Его способность балансировать на тонкой грани, отделяющей «механистичность» движений, которая возникает тогда, когда фигурист передвигается слишком строго в ритме музыки («марширует» на каждую долю) — и той чрезмерной свободой передвижения, которая отрывается от музыкального ритма и теряет тот самый пресловутый «магнетизм». Это уникальная способность соответствовать ритму, но не буквально — сохранять определенную долю свободы и импровизационности, не теряя при этом связи с оригиналом. То, что в мире исполнительства именуется «рубатностью» — допускаемой ритмической неточностью ради сохранения естественности и органичности музыкальной мысли. Чувствовать эту грань допустимой неточности — важнейшее качество для любого исполнителя музыки.
Заход на каскад из двух тулупов в Gravity не менее показателен. В чем-то, пожалуй, он даже проще и понятней.
В этом заходе хорошо видно, как каждая новая сильная доля придает телу фигуриста импульс, и как оно реагирует на этом импульс — он начала захода и вплоть до двойного (увы и ах!) тулупа, каждая сильная доля подчеркивается или движением руки и корпуса, или поворотом, или собственно прыжком. Как и в предыдущем примере, на этом внешне совершенно непримечательном участке хореографии становится очевидным присутствие невидимой нити, натянутой между музыкой и спортсменом. Эта нить может временами натягиваться или, наоборот, ослабляться, но она никогда не рвется.
Музыка в Gravity создает свое «гравитационное поле», в рамках которого фигурист движется и дышит.
Барочный контрапункт линий
Другой необходимый для создания особой магии погружения в музыку компонент — это наличие соответствующего «инструмента», с помощью которого можно было бы передать все изгибы и все складки музыкальной ткани. Можно очень естественно и органично — с той самой «рубатностью», о которой я написал выше — исполнить музыкальное произведение, но если вы играете его на ужасной писклявой скрипке, только что выпиленной на мебельной фабрике соседского городка, вам будет очень трудно конкурировать с музыкантом, исполняющим то же самое произведение на шикарном Страдивари или Гварнери. Даже если его внутренняя музыкальность не настолько глубока и впечатляюща.
«Инструмент» фигуриста — это его руки, корпус, лицо, ноги, коньки: его тело. Шома, без сомнений, счастливый обладатель уникальной по выразительности скрипки Страдивари: пластичнейший корпус, изгибами которого можно передать все, что угодно; очень выразительные красивые руки, которые могут быть мягкими или внезапно становиться максимально экспрессивными и напряженными в зависимости от характера музыки; наконец, выдающийся уровень скольжения — та база и та платформа, на которой можно творить, можно играть красками.
«Его движение имеет определённый вес и этот вес, в свою очередь, приводит к возникновению предельной интенсивности, напряженности» — никто не определил главную особенность катания Шомы точнее его собственного тренера, Стефана Ламбьеля. Шома как мало кто способен передавать в своем катании и энергетическое «сжатие», и энергетический «выброс» — или то, что на современном хореографическом языке (школы Марты Грэм) называется «contraction and release».
Больше всего в этих крошечных фрагментах поражает отдача фигуриста — работа корпуса, рук, головы, шеи, даже глаз для создания максимальной интенсивности и амплитуды движения: важное качество, позволяющее визуально «увеличить» невысокого, скажем прямо, фигуриста на льду.
Это качество особенно ярко проявляется в более сложных по своей геометрии движениях и реализуется, в частности, в уникальной для этого фигуриста манере работы с пространством: в использовании всех пространственных координат: «верха», «низа», правой и левой сторон. Дорожки шагов в обеих программах этого сезона — это виртуознейшие контрапункты линий рук, корпуса и ног, в ходе пересечения которых рождаются самые причудливые геометрические узоры хореографической ткани:
Кульминационный момент дорожки шагов заслуживает отдельной гифки:
Обратите внимание, как фигурист «исследует» и «завоёвывает» все координаты пространства. В этом небольшом геометрическом этюде показательна одна только траектория правой руки Шомы: драматичное хватание за голову в начале — движение вниз — движение вверх — обратно к голове. При этом траектория левой руки отличается, особенно в конце. А корпус поет свою мелодию, а ноги — свою. Из сочетания асинхронных по времени и разнонаправленных в пространственном плане линий — из их контрапункта — рождается сложное полифоническое целое. На мой взгляд, главный секрет способности Шомы создавать такие сложные узоры на льду — это, прежде всего, все-таки именно волшебный корпус, который «склеивает» все детали целого воедино. Рискну сказать — лучший корпус в мужском одиночном катании последних лет.
Пространственная сложность и полифоничность линий тела — то, что позволяет Шоме чувствовать себя как рыба в воде и в сложной барочной полифонии, и в прозрачной классике, и в предельно эмоциональном оперном веризме, и во французской шансон, и в сложном по эмоциями и ритмам блюзе. Это то, что позволяет ему быть одинаково убедительным в разных музыкальных стилях и жанрах.
Корпус Шомы — это его личная коллекционная скрипка Страдивари, на которой можно исполнить все, что угодно. И на которой все прозвучит идеально.
Притяжение Шомы Уно
«Гравитация» в песне Джона Мейера — это тяжесть, давление ожиданий, разочарования, расставания. Все то, что тянет нас вниз. Все то, что заставляет нас забыть о своих мечтах и идеалах. Что пригибает к земле. Что заставляет нас остановиться.
Gravity is working against me
And gravity wants to bring me down
Эта «тяжесть» — в том числе и тяжесть ожиданий. Тот Сизифов камень, который мы часто начинаем катить в неподъемную гору по собственной воле. Эта тяжесть, например, может быть Олимпийским серебром 2018го года и статусом будущего лидера сборной, которому надо соответствовать. Эта тяжесть может быть необходимостью показывать высокие результаты, которая постепенно высасывает из тебя энергию и любовь к своему делу.
It's wanting more that's gonna send me to my knees
Пока этот камень не выскальзывает из рук, пока ты не оказываешься в КиКе наедине со своим провальным прокатом. Пока эта тяжесть не ломает тебя и не выплескивается наружу в слезах.
В карьере Шомы была своя «тяжесть» — и был новый взлет. Но эта тяжесть не прошла бесследно — она оставила свой след в катании, в человеке. Она наполнила карьеру Шомы объемом, формой, геометрической сложностью. Она преобразовалась в интенсивность, напряженность — и создала особое «притяжение». Гравитацию.
То притяжение, которое заставило меня купить билеты на финал Гран-при в Турине, переиначив ради этой поездки все свое расписание и организовав отдельную научную командировку в Италию на той же неделе — потому что никакой другой возможности оказаться в Турине хотя бы на выходных не было. Чтобы спустя 6 лет после Ростелекома-2016 и уже в десятый раз в своей жизни увидеть вживую такого знакомого, но в то же время такого нового Шому. Чтобы в тот момент, когда он вышел на Туринский лед, забыть и про неудобные сиденья Палавелы, и про холод арены, и про зрителей вокруг, и, кажется, даже про само время. Чтобы понять, как можно бороться — и побеждать. И как высоко можно взлететь — в самые небеса. Чтобы вдохновиться. Чтобы сказать этой тяжести:
Gravity, stay the hell away from me!
Сегодня Шоме Уно исполнилось 25 лет.
Он последовательно шлифует свои элементы, доводя их практически до эстетического совершенства. Он вообще очень вдумчивый товарищ)
Ему 25, и единственное, чего пока у Шомы нет, это золото ОИ. И я ему желаю достичь и этой вершины.
Огромное спасибо, Михаил, за такой прекрасный материал о Шоме.
Вы ПП тоже смотрели вживую? Как вам шикарная барочная дорожка Шомы живьём?
Для меня именно Gravity стала программой демонстрирующей рост Шомы, его мастерство. На мой взгляд, в Gravity нет ничего такого, что могло бы помочь фигуристу произвести более яркое впечатление, удивить зрителя и судей — хореография без каких-либо эффектных фишечек, музыка, которую многие сочли скучной и даже костюм вполне обычный (уж точно не дизайнерский шедевр, как, например, серебристый Гобой). Но Шома катает эту КП так, что смотришь не отрываясь и оказывается, что все здесь на месте и всего хватает. И даже музыка больше не кажется невыразительной )) Постановка рассчитана на настоящего мастера и Шома справляется с задачей на сто процентов. Очень рада видеть, что к своим 25 годам он стал таким великолепным фигуристом и при этом стремится развиваться и совершенствоваться. Удачи Шоме на чемпионате Японии! А вам, Михаил, еще раз огромное спасибо! Читать, как всегда было очень интересно.
Поздравляю вас с победой Шомы в ФГП, и Шому - с днём рождения! Ваше боление заслуживает отдельных аплодисментов: подгадать научную командировку к поездке на турнир - это сильно! Представила ваше общение с начальством на эту тему :-)))
Спасибо, что высвечиваете детали исполнения, незаметные обычному глазу именно в силу их естественности и вплетённости в общий замысел, но служащие созданию особого единения музыки и фигуриста. С вашими комментариями смотришь программы другим взглядом.
Про произвольную очень бы хотелось прочесть в вашем блоге: великолепная постановка, которой наши журналисты внимания не уделят, а если и уделят, то всё равно не раскроют с той полнотой, какую она заслуживает.
Gravity - красивая, тонкая программа, которая получает не так много внимания на фоне восхитительной Шоминой произвольной и нескольких ярких мужских КП этого сезона. Но, глядя на нее вашими глазами, невозможно не почувствовать ее притяжение.
А оказывается, что с с тех пор прошло уже целых 7 лет - и пролетели они как один день, оставляя за собой увесистую коллекцию медалей самых разнообразных цветов и достоинств, программы, вошедшие в память людей и золотой фонд фигурного катания, боль, травмы и их преодоление, слезы Гренобля и золото Монпелье.
Спасибо вам, Михаил, за то, что вы вместе с Шомой прошли этот семилетний путь - поддерживая его в своих мыслях, в замечательных статьях, посвященных его программам и прокатам, аплодируя ему с трибун самых разнообразных ледовых арен мира.
И спасибо за то, что дали возможность своим читателям следовать тем же путем, вникая в музыкально-хореографические детали и хитросплетения программ Шомы, в отличительные черты его манеры катания, его взаимодействие с музыкой, его работу корпуса, рук, ног — во все те тонкие детали, которые и составляют индивидуальность выдающегося фигуриста, делая его таким непохожим на других и узнаваемым, как выдающийся инструмент работы Страдивари.
Надеюсь, что выдающаяся скрипка по имени Шома Уно еще долго будет петь для нас.
Мужская часть ФГП именно в ПП была просто потрясающей. И очень приятно, что Шома выиграл именно при такой конкуренции и таком уровне прокатов. Произвольная программа -- шедевр. На мой вкус, лучшая в карьере Шомы. Если будет возможность, напишу и о ней когда-нибудь. :) Пока не готов.
Не исключаю, что в плане прыжковой стабильности ему еще мог помочь своими советами Гислен, который стал более плотно работать со студентами Стефана. И Анджело Дольфини, конечно. Там в Шампери неплохие технические специалисты собрались.
С точки зрения артистизма и музыкальности, на ФГП был практически идеальный прокат. Он прямо очень прибавил в выразительности с последнего этапа Гран-при. Хотя и работал вроде как в основном над прыжками, по собственному признанию. :)
Короткая программа Шомы этого сезона мне пока что больше запомнилась - видимо, произвольную еще не раскусил.) Поэтому тоже жду обзора ПП, может к тому времени дозрею.)
«подгадать научную командировку к поездке на турнир - это сильно!»
:)) Чего только не сделаешь для кумира?:)
А вообще, можно даже сказать, что командировка была полностью по работе - включая и ее фигурнокатательную часть - ведь где еще увидишь/услышишь такое прочтение произведений Баха/Хассе?:)
Нет, не так. На САМОМ деле самое удивительное здесь -- это, конечно, ваш комментарий. :) Спасибо огромное. Пока читал его, вспомнил, почему я все никак не оставлю этот богами покинутый край и не прекращу уже наконец мучить Трибуну спортса своими совершенно неактуальными текстами про какого-то Шому Уно (спортс, как известно, знает только Илью Малинина, который что-то катает и прыгает четверной аксель -- его безвестные соперники тоже что-то катают, но четверных акселей не прыгают): так вот, причина на самом деле в том, что я боюсь потерять таких читателей. Так что спасибо еще раз.
А то удивительное, с которого я попытался начать, заключается в том, что мои впечатления во время просмотра Соты и Шомы во многом совпали с вашими. Прокат Соты меня растрогал почти до слез. И да, я прыгал и вращался вместе с ним, считал, сколько осталось прыжковых элементов до конца -- и, если бы на лед проецировали во время проката табличку с оценками за элементы, точно бы внимательно следил за ней. :) Потом растрогался второй раз, пока смотрел его юниорскую программу сезона 15-16 на Гала. Потрясающая арка в его карьере образовалась, конечно. Радуга практически, на краю которой он нашел все-таки свой мешочек с золотом (ну или серебром -- какая, собственно, разница). :)
А за прокатом Шомы я наблюдал как будто со стороны. Просто смотрел, любовался. Почти не переживал. В общем, вел себя совершенно безобразно и совсем не по-фанатски. :) Я вообще отметил для себя, что после того, как Шома стал ЧМ, я как-то незаметно освободился от онус фананди, так сказать -- от бремени дрожаний за результаты и медали -- и стал в большей степени сторонним наблюдателем его прокатов и его карьеры. Любовь к его катанию никуда не исчезла -- напротив, стала только глубже -- пропала именно спортивная лихорадка. Наверное, после ЧМ я просто почувствовал, что со спортивной точки зрения никуда Шома уже теперь не денется из истории ФК -- и успокоился. Мне очень хотелось, чтобы у него случились эти титулы -- просто на всякий случай. Это как с какой-нибудь канцелярской бумажкой. Формальность, но лучше, чтобы было.
Об этой произвольной программе я постараюсь как-нибудь написать. Когда найду подходящие слова. :)
С днем рождения Шомы нас! :)
Днем я порядочный научный работник, а по ночам превращаюсь в страшного Шомофаната. :)
С научной точки зрения поездка тоже была довольно продуктивной, кстати. :) С логистикой только пришлось немного помучаться, но в конце концов все прошло довольно гладко и без накладок.
Про ПП, возможно, напишу. Не знаю только, здесь или не здесь -- и на русском или не на русском. Но напишу наверняка. Я хотел, собственно, ко дню рождения написать, но пока не нашел подхода. И слов. :)
Я тоже на это очень надеюсь. Но спорт -- жестокая штука. А фигурное катание -- особо жестокая. Так что сложно загадывать что-то. Я решил поехать, несмотря на все неудобства, из-за одной простой мысли -- я не хотел пропустить эту возможность и потом жалеть об этом. И очень рад, что приехал и увидел своими глазами совершенно нового Шому -- зрелого, уверенного в себе: артиста на пике своих возможностей. Рад, что своими глазами увидел этот расцвет. И, конечно, рад, что увидел этот шедевр -- ПП под Баха и Хассе. Уникальная программа.
Собственно из-за него я и увидела Шому. Но там в Японии Шома меня еще не настиг. Много какого-то постороннего шума было, что ли. А ведь еще раньше по сезону мне даже подруга пересылала его выступления, видимо, из Канады, с восклицательными "ты видела?!" Надо пересмотреть. На ФГП он мне показался идеальным, но ведь даже сравнивать не с чем. Но собственно, все вот это я написала, потому что зацепилась за слова о том, что вы освободились от дрожания за его результаты. Как-то эти слова совпали с победой Аргентины на футбольном ЧМ. Не исповедимы пути, вот точно. Я не смотрю футбол, кроме ЧМ. Но за Аргентину болею с детства. Не знаю, почему. У них еще не было Месси, когда я начала. А потом он появился, и каждый пролет на ЧМ стал более беспощадным. А перед этим ЧМ прочла, что Месси сказал, что это последний турнир со сборной. Турнир закончился, и сейчас он говорит, что поиграл бы еще. "Хочется поиграть чемпионом мира" - типа того. Эти такие по разным поводам слова у меня и сомкнулись. Мне кажется, не то, чтобы мы не волновались за то, как Шома именно выступит. Но он сам об этом не волновался. Он катался как человек, которому ничего никому не надо доказывать. Делал то, что хочет, так, как умеет. А Месси тут при том, что у него этот водораздел очень яркий - я смогла заметить. Ему только теперь никому ничего доказывать не надо. И человеку захотелось побыть в этом. Парадоксальная связь, конечно. Смотрю на вью Месси, а на подкорке ощущение, как Шома катит. Тот момент, когда человек свободен. И это запечатлела камера.
Михаил, если вы все-таки напишете о ПП и захотите разместить это где-нибудь не здесь, оставьте, пожалуйста, путь, чтобы можно было найти. Спасибо!
ps: мои поздравления Шоме, пусть и запоздалые, но лучше поздно, чем никогда, и спасибо за ваш блог и за ваши "путевые заметки", они как оазис в пустыне.
Но я очень рад, что вы смогли добраться, несмотря ни на что! :)
Не самая яркая постановка, наверное, но очень "затягивающая". Особенно в том виде, в котором она предстала в ФГП. Впрочем, можно, наверное, в целом про катание Шомы так сказать. :) Его катание внешними трюками не поражает, но затягивает очень глубоко любого, кто подошел слишком близко. :)
Обожаю эту программу. Сначала она мне давала ностальгию по Габриэлле и Гийому, но с каждым новым прокатом она все больше поет сама по себе
Шому с победой на ФГП и 25 летием!
Я тоже забыла о холоде на арене и неудобных сидениях и прочее когда увидела Шому в живую на 6 мин разминке во время НЧК Трофи в ноябре. А выступление ПП было, то редкостное явление когда все сливается в одно целое и единое.
P.S. Извините за опоздание. Дела меня настигают везде. Очень сожалею что время на плюсики истекло. 😢 А хотелось бы много много плюсиков поставить!
Вам я тоже немножко завидую за то вы смотрели его победный ЧМ и ФГП.
Но, отчасти вы правы. Шома на родине более собран и сконцентрирован. У него очень плотный график, надо общаться с прессой и т.д. Скромно и интеллектульно, с присущей ему легким юмором прекрасно общается с прессой. Я всегда знала что он такой, редкий дар природы. Но, все равно воочию убедиться это совсем другое. Еще у него удивительный дар передавать музыку и хорео каждым мускулом тела, до кончиков пальцев и все это ясно передается до последних рядов. У него удивительная амплитуда движений. Чистый восторг!👏💖