6 мин.

Прыжки Медведевой изменились. Орсер исправляет ее слабости

Сегодня на лед Skate Canada выйдет серебряный призер Олимпиады-2018 Евгения Медведева. Она уже выступала на турнире Autumn Classic, но, по сути, этап Гран-при станет для нее первым большим стартом после перехода к Брайану Орсеру и переезда за океан.

От ее прокатов ждут многого. Сможет ли она сохранить стабильность? Удастся ли конкурировать с Загитовой? И вообще, пойдет ли смена тренера Жене на пользу?

Исправляют нелюбимые прыжки

Слабыми местами Жени на взрослом уровне были лутц и аксель. Рядом с лутцем в судейских протоколах нередко появлялся восклицательный знак – символ, которым технический специалист отмечает прыжок, выполненный с неясного (плоского) ребра, вместо необходимого внешнего. В расстановке элементов у Медведевой этот прыжок часто оказывался рядом с бортом, где камере сложнее поймать ракурс, явно показывающий ошибку исполнения. Да и на две программы Медведева исполняла лутц всего один раз – в произвольной, используя в короткой более дешевые флип (в каскаде) и риттбергер.

С акселем явных проблем не было, но он всегда получался невысоким: на заходе терялась скорость, и это не позволяло показать всю возможную красоту прыжка.

После восстановления Жени от травмы именно на эти два элемента команда Орсера направила основные усилия. Первые результаты были видны уже пару недель назад: дупель стал гораздо выше и пролетнее, в то время как раньше спортсменка прыгала его «над газеткой».

Работа с лутцем тоже заметна: Медведева по-другому заходит на прыжок, тщательнее следит за исполнением, за дугой, которую она делает опорной ногой. При этом раньше в момент отрыва она почти полностью соединяла лезвие конька свободной ноги со льдом, теперь же ограничивается зубцом.

На последнем турнире Женя исполняла этот прыжок в обеих программах, причем первым элементом, что позволяло ей максимально сосредоточиться на правильности исполнения. Но, как признает в интервью Медведева, в момент волнения и стресса ребро все же вылезает – и пока это находит отражение в протоколах.

Плюс лутц, минус связки

Если сравнивать техническую базу программ, с которыми Женя выступала на Осенней классике, с ее олимпийскими прокатами, то серьезных изменений в прыжковых элементах два. В короткой программе риттбергер заменили на так избегаемый раньше и более дорогой лутц, что дает дополнительный балл в базе. В произвольной же каскад из трех прыжков Медведева теперь исполняет с первым флипом, а не акселем.

Дупель пока стоит одиночным прыжком. Судя по последним новостям из Канады, спортсменка начала исполнять каскад 2A+3Lo, и нынешняя расстановка прыжков позволит включить его в программы, делая минимум перестановок в ходе сезона. Сам же каскад даст Медведевой возможность дважды повторять в ПП и флип, и лутц, повышая техническую базу.

Ключевой минус новых программ – снижение (по сравнению с прошлым годом) количества связок и сложных заходов на прыжки, что может сказаться на GOE и оценке за компоненты. Но ожидать усложнения сразу в нескольких направлениях было бы странно, тем более после прошлогодней травмы и с непростой работой над исправлением техники.

Не сказать, что изменения в правилах явно на руку Медведевой. С одной стороны, она теряет часть преимущества, которое ей давала надбавка за исполнение прыжков во второй части; с другой стороны, теряют ее и конкурентки, в частности, Загитова. На GOE с этого года не должны влиять и тано (поднятая одна рука вверх во время исполнения прыжка – Sports.ru) и риппоны (поднятые две руки – Sports.ru), с которыми Медведева исполняла прыжки, что тоже немного скажется на оценке за технику.

Джазово-танговые поиски

Но, пожалуй, важнейшее изменение Жениных программ по сравнению с прошлым годом – кардинально новые образы. Последние три года почти все соревновательные программы спортсменке ставил Илья Авербух, и многим (да, кажется, и самой Евгении) порядком приелись однотипные по музыке и образам «социалки».

В первый взрослый сезон Медведева в произволке рассказывала историю глухого человека, внезапно услышавшего мир. Эти прокаты – одна из любимых и ярких тем в Женином арсенале.

Через год короткая программа по сюжету напоминала жизнь самой девушки, ее рост, изменения, взросление. Произвольная же была поставлена на музыку из «Жутко громко, запредельно близко», и, что предсказуемо (зная сюжет книги), ее героиня переживала за близкого человека, оказавшегося на месте теракта.

Олимпийские программы в начале сезона по стилю не были неожиданными. В короткой, под 20 ноктюрн Шопена, Женя примерила образ чистой души, покинувшей тело во время клинической смерти (вставку с «Come back» оценили не все болельщики). Произволку (под «January Stars» Джорджа Уинстона) пришлось экстренно менять: слишком странной была музыкальная нарезка и слишком сырой – программа. На лед этапов Гран-при Женя выходила уже под «Анну Каренину».

От Медведевой ждали чего-то нового, мажорного, радостного; чего-то несерьезного, без трагедий, слез, смертей. Джаз и танго – музыка для программ этого года – явно именно об этом. По короткой программе (под Orange Colored Sky) чувствуется, что это – стопроцентное попадание. Женя в ней неожиданно органична, и есть ощущение, что она сама от музыки кайфует. Либертанго пока представало перед зрителями в сыром виде, так что оценить программу целиком сложно. Но одна дорожка на тренировке Skate Canada уже производит неплохое впечатление.

Медведева пришла к Орсеру, чтобы остаться надолго. Соответственно, и работает тренерский штаб на перспективу: они правят технику, восстанавливают девушку после травмы, ищут новый стиль. Женя не раз подчеркивала, что они с Брайаном не ставят целью выиграть все. Главное – Олимпиада в Пекине. Так что судить о стабильности сейчас – дело более чем бесполезное.

 Фото: globallookpress.com/ Kenjiro Matsuo, Schreyer; Gettyimages.ru/Jamie Squire