3 мин.

Через тернии (лечения) – в звезды

Есть ли грань между лечением от тяжелых заболеваний (таких, как онкология у бывшего 7-кратного победителя Тур де Франс Лэнса Армстронга или астма – у норвежских лыжниц) и допингом?

Известный норвежский биатлонист Эмиль-Хегле Свендсен призывает к толерантности – в отношении медикаментов от астмы (не столь прогрессивные люди иногда путают их с допингом).

В современном спорте невозможно выигрывать, не обращаясь к помощи медицины – говорят специалисты, хорошо знающие большой спорт изнутри.

Вопрос в том, о какой «медицине» идет речь. О «невинных» лекарствах или о чем-то посерьезнее.

Огромное количество астматиков в сборной Норвегии наводит на мысли о критериях отбора в национальную команду.

Чтобы стабильно показывать высокие результаты, необходимо в течение всего сезона пользоваться «восстанавливающими» препаратами. Такие препараты допингом не считаются, представляя собой витамины и минералы, позволяющие «раздвинуть возможности человеческого организма».

Но – норвежцам хочется добиваться побед наверняка (а не просто «раздвигать возможности»). Вот и наблюдалась порой такая «картина маслом» в стартовом городке – норвежский биатлонист или лыжница спокойно перед стартом брызгают себе в горло какие-то аэрозоли. А что? Это противоастматические средства, расширяющие бронхи и дыхательные пути, позволяющие легче дышать и быстрее бежать. Только это не допинг, потому что норвежцы пользуются своими аэрозолями вполне официально – ведь многие из них болеют астмой и имеют справку от врача. Даже прославленного  Уле-Айнера Бьорндалена не миновала сия участь!

Считается, что астма опасна для жизни, вот почему все астматики находятся под постоянным наблюдением врачей, периодически ложатся в больницы. А норвежским чемпионам – «астма по колено» - десять месяцев в году они подвергают себя огромным физическим нагрузкам … ради все новых побед.

Уже не первый год многие спортивные специалисты предлагают запретить серьезно больным спортсменам участвовать в крупных соревнованиях – для них проводятся  специальные Паралимпийские игры. Но … меньше там славы и денег.

Амбиции, претензии, деньги – так можно перевести сегодня известный девиз citius, altius, fortius.

Президента IBU (Международного Союза биатлонистов) норвежца Андерса Бессеберка такое положение дел, похоже, ничуть не смущает. Ну, лечатся его соотечественники от астмы параллельно с ударной жатвой золотых медалей и – пускай. Бог им судья.

Врачи-пульманологи говорят, что среднестатистический лыжник начинает задыхаться на 15-20-й минуте после старта: в ответ на большую физическую нагрузку у него сужаются бронхи (вследствие чего в организм поступает меньше кислорода). При принятии противоастматического препарата (например, бутанола), нагрузки переносятся гораздо легче и - дольше. У атлета практически (да, практически) открывается второе дыхание.

Сегодня мы боремся за место на подиуме в эпоху астматиков – высказалась после одной из гонок Юстина Ковальчик, одна из немногих кто смогла побеждать на лыжне «хронически больных» норвежек. Но на Олимпиаде в Ванкувере и Ковальчик не выдержала «Для астматиков вроде Бьорген надо проводить отдельные соревнования!» – заявила прославленная польская лыжница.

 

Вся истина – в правильном лечении?