«Биатлон продолжает позориться». Белорусам не вручают медали ЧР – почему?
Белорусские биатлонисты опять в неловкой ситуации на чемпионате России.
Дмитрий Лазовский выиграл спринт в Хантах, но золото и титул достались не ему, а вице-чемпиону – россиянину Кариму Халили. Как и прежде, все дело в нюансах регламента.
Карим красиво отыграл эпизод и вручил медаль победителю: «Мне без разницы, как называются соревнования – чемпионат России, Кубок Содружества или еще как‑то. Просто в протоколе на финише я второй».
Лазовский поблагодарил в ответ: «Карим – порядочный пацан. Так что тут нет ничего удивительного».

«Наш биатлон продолжает позориться». Губерниев взывает к министру спорта
Из-за дилеммы биатлона – действовать по регламенту или по понятиям – разозлился комментатор (а теперь и советник министра спорта) Дмитрий Губерниев.
«Даже сами спортсмены понимают, что это нечестные победы. И регламент дурацкий, который надо менять, – возмущается Губерниев. – Все понимают, кроме чиновников. Но такие ситуации, когда белорусам не дают медали, продолжаются, и наш биатлон продолжает позориться. Не может человек получать золото, если он пришел к финишу вторым. Ну не может.
Это дискредитирует наш спорт. Свои соображения по этому поводу я доведу до министра спорта России Михаила Дегтярева. Регламент в биатлоне нужно точно менять. Цена золотой медали, которую получил Халили, заняв второе место, ничтожна. Поэтому он и отдал ее реальному победителю».

История на самом деле не новая. Например, на ЧР-2024 Новосибирская область взяла бронзу аж с пятого места в мужской эстафете – потому что выше оказались два состава белорусов.
То же самое и на прошлогодней Спартакиаде: ни медалей, ни гимна (причем участие белорусов лишь в последний момент было согласовано официально), а у Башкортостана с Эдуардом Латыповым – бронза за финиш четвертыми. Но команда тогда передала медаль соперникам.
Казалось, что спортсмены из Беларуси приехали к нам чуть ли не в нейтральном статусе. А ведь никто, кроме них, к нам больше и не едет.
Белорусы чувствуют себя лишними на биатлонном ЧР: медали не дают, гимн на телефоне включал Губерниев
С трудом можно вспомнить, что когда-то на чемпионате России бегали даже норвежцы и немцы. В 2007-м в Новосибирске Кати Вильхельм выиграла спринт и пасьют, Уле Эйнар Бьорндален – масс-старт. А еще бежали Халвард Ханеволд, Ларс Бергер и Рикко Гросс.
Через год Бьорндален вернулся на ЧР (уже в Уват) вместе с Турой Бергер, которая зацепилась за тройку в спринте.
Все они выступали вне конкурса – медали чемпионата им не вручали.
Кто утверждает регламент и почему его не меняют?
По части организации биатлон в России регулируется «Положением о соревнованиях», оно опубликовано на сайтах Минспорта и Союза биатлонистов России (СБР). И утверждается ими же.
Последняя версия – регламент на 2025 год за подписью замминистра спорта Одеса Байсултанова и главы СБР Виктора Майгурова.

В документе, среди прочего, указаны требования к участию в гонках. Вот один из пунктов для Кубка России: «По согласованию с СБР, иностранные спортсмены допускаются к спортивным соревнованиям во всех спортивных дисциплинах».
С чемпионатом России почти так же, но появляется важная оговорка: «По согласованию с СБР, иностранные спортсмены допускаются к спортивным соревнованиям во всех спортивных дисциплинах. Результаты иностранных спортсменов учитываются отдельно от результатов российских спортсменов спортивных соревнований».
В прежней версии регламента – на 2024-й – то же самое условие допуска (отдельный зачет результатов) было одинаковым для обоих турниров. Но к 2025 году Кубок России избавился от этого пункта, а вот на чемпионате он остался в силе. При этом, согласно правилам, медали предусмотрены именно для ЧР, но не для этапов КР – там биатлонисты награждаются дипломами (а за победу в общем зачете – трофейными кубками).
Может показаться, что весь вопрос в призовых.
На нашем ЧР платят по 100 тысяч рублей за победу в личных гонках, 85 тысяч – за второе место и 70 тысяч – за третье. Да, белорусов это не касается, но они точно не обделены финансово: у Минспорта их страны своя нормативная база, по которой спортсменам назначаются выплаты (чемпионаты России даже указаны отдельно в категории международных турниров).
Медали в этом контексте – больше символика, а не материальная ценность.

Виктор Майгуров в прошлом году объяснял отсутствие гимна и медалей для белорусов вот так:
– Министерство спорта утверждает регламент чемпионата России, но регламент на Кубок России утверждаем мы, потому что Минспорт никак не участвует в проведении Кубка России, вообще никак – ноль рублей.
– В Минспорте не были против, чтобы гимн Республики Беларусь играл в Тюмени на чемпионате России?
– Это было сделано по согласованию с Министерством спорта, но вопреки регламенту. Возможно, в следующем [2025] году будет принято решение о гимне. Повторюсь, что я не против.
Почему Минспорт делает так? Они руководствуются документами. Если они наградят белорусов медалями чемпионата России, то к ним придет прокуратура и спросит: «А на основании чего вы это сделали?» Для того чтобы вручить медали, нужно вносить изменения в наш законодательный документ. Мы вроде бы делаем благое дело, но у проверяющего органа могут возникнуть вопросы, – объяснял глава СБР.
Справедливости ради, в этот раз гимн для Лазовского звучал.
Но странно, если регламент закостенел настолько, что иногда проще действовать ему вопреки. Видимо, актуальная реальность все-таки важнее, чем строгая бюрократия?
Губерниев теперь советник министра спорта. Мы спросили у него, что это означает
В тексте использованы цитаты «МатчТВ», «ВсеПроСпорт».
Фото: РИА Новости/Александр Вильф Sergey Elagin, Pavel Kashaev/Global Look Press