«Из-за травли хотел уйти из баскетбола». Джей Джей Редик был одним из самых ненавидимых людей в NCAA
Студенческий чемпионат безжалостен. Если на матчи НБА зрители ходят как на шоу, то на игры студенческих команд – чтобы всеми способами утвердить преданность альма-матер и как минимум вербально уничтожить соперников.
Особенно если в соперниках «синие дьяволы» Дьюка, самая ненавистная команда NCAA.
Дьюк – сосредоточение всего того, что принято ненавидеть
Если кратко, то речь об элитарности и классовом превосходстве.

Дьюк не просто университет для деток снобствующих родителей, хотя многие его таковым и считают. Это учебное заведение с одним из самых высоких рейтингов успеваемости по стране, солидным списком реализовавшихся в жизни выпускников и славной спортивной историей. Причем, в отличие от многих других институтов с качественными спортивными программами, в Дьюке ревностно следят за академическими успехами, и даже самых талантливых игроков могут наказать за то, что те прогуливают занятия или не готовятся к экзаменам.
Естественно, престиж подобного уровня обязывает. Прежде всего, затянуть потуже пояс, потому что средняя стоимость четырехлетнего обучения в Дьюке составляет 348 тысяч долларов. Это без учета бэкграунда, которым должен обладать абитуриент: неплохо бы иметь высокую успеваемость в школе, победы во всевозможных учебных и спортивных конкурсах, рекомендации от бывших выпускников Дьюка, социальный статус выше среднего и, само собой, кредитную историю, подтверждающую платежеспособность.
Это для начала.
Ясно, что подобным критериям могут соответствовать далеко не все, по большей части это люди совершенно определенного социального уровня и цвета кожи.
О стереотипах, конечно же, можно и нужно спорить, но если вы попросите простого болельщика охарактеризовать типичного студента Дьюка в двух словах, то, скорее всего, услышите: богатый и белый.
Если попросите сделать то же самое баскетбольного фаната, но в трех словах, то ответ будет: богатый, белый, козел.

В истории Дьюка уйма выдающихся чернокожих игроков – Грант Хилл, Трэджан Лэнгдон, Луол Денг, Карлос Бузер, Элтон Брэнд, Джей Уильямс, Шейн Баттье – но высокие финансовые стандарты в отношении абитуриентов вкупе с многолетними успешными выступлениями в NCAA создали «синим дьяволам» вполне конкретную репутацию.
«От них всегда разило честолюбием, они воплощали в себе все, что презирали многие люди. Причем такое высокомерное отношение со стороны игроков Дьюка часто выходило за рамки спорта. Практически у всех них было написано на лице: «Я лучше тебя». Они мнили себя элитой, которая кичится своим превосходством над остальными. Все это и олицетворяла команда Дьюка», – слова бывшего игрока Сиракьюз и НБА Итана Томаса.
Ненавидеть нечто конкретное, в отличие от абстракции, гораздо проще, поэтому с годами комплекс стереотипов в отношении Дьюка трансформировался в амплуа «белого злодея» — мерзкого, спесивого паскудника, всегда готового забить решающую трешку или ударить исподтишка.
«Считаю, это нормально, когда фанаты соперника выбирают игрока или группу игроков, против которых они будут болеть. У меня больше вопросов к медиа, которые увековечили этот миф о «белом злодее из Дьюка». Просто взгляните на историю... Дэнни Ферри, Кристиан Лэйтнер, Стив Войцеховски, Крис Коллинз, Майк Данливи, Джей Джей Редик, Грег Паулюс, Джон Шайер, Грейсон Аллен. Каждый из них белый, и все как один злодеи. И так будет всегда, по мнению медиа. В этой очереди всегда найдется следующий – парень, который должен стать тем, кого все любят ненавидеть», – слова Джей Джей Редика, одного из самых противоречивых «злодеев» в истории Дьюка.

Тот же Леброн Джеймс совсем недавно признавался, что ненавидел тренера «Лейкерс» всем существом.
Аристократ из захолустья, читер и никудышный актер
Все это – лишь некоторые из титулов, которыми фанаты соперников наградили Джей Джей Редика. И лишь малая их часть хоть как-то соотносилась с правдой.
Больше всего это касалось статуса «белого, надменного богатея». По крайней мере, таковым Редика удобно было воображать его ненавистникам. В действительности Джей Джей родился в Куквилле, штат Теннеси, небольшом городке с населением около 30 тысяч человек. Позже он вместе со своей семьей переехал в Роанок, штат Виржиния, где в 2002 году был удостоен звания «Мистер баскетбол» и трижды становился лучшим игроком года среди школьников старших классов. Семья с пятью детьми жила на ферме (у Джей Джея три сестры и один брат), отец трудился в гончарной мастерской, мать расписывала вручную глиняные поделки: в общем, будни Редиков несколько отличались от стереотипного образа жизни лоснящихся буржуа.
«До поступления в Дьюк я не представлял, что такое качественное тренировочное помещение. У нас не было уличного освещения, поэтому я брал удлинитель, втыкал в него одну из отцовских ламп, а другой конец прикреплял к газонокосилке, чтобы освещать щит и площадку в темноте. Из левого угла невозможно было бросать трехочковый, потому что позицию закрывала огромная ветка растущего рядом дерева. Сама площадка – из гравия и трамбованной земли, с несколькими впадинами, но для меня это было нормально, ведь я не знал ничего другого. На этой площадке я и проводил большую часть своего времени», – вспоминал Редик в интервью NBA.com.
Без какой-либо протекции и отнюдь не в тепличных условиях Редик создал себе репутацию одного из лучших проспектов (аналитики давали ему максимальную оценку в пять звезд). На момент поступления в Дьюк (2002 год) Джей Джей котировался на уровне второго лучшего атакующего защитника в стране и шел 13-м в рейтинге самых перспективных игроков.

Попав в один из самых влиятельных и престижных университетов, новичок оказался в парадоксальной ситуации: фанаты и игроки соперников невзлюбили его не за его классную игру, а за то, кем он по сути не являлся.
«Первая мысль была: «Не может быть, чтобы в студенческом баскетболе такое поведение было нормой». Я к тому, что если человек произносит на улице те слова и выражения, которые я слышал в свой адрес во время матчей, то его, скорее всего, арестуют. Я не мог понять, по какой-то причине на спортивной арене это нормально», – дивился Редик.
Издевок действительно хватало. В матче против Флориды Стэйт Джей Джей пожаловался рефери на фол со стороны соперника, для убедительности сопроводив свои слова пантомимой. Болельщики хозяев не оценили. После перерыва на трибунах появилось сразу несколько плакатов с надписью: «Редик не прошел кастинг в «Горбатую гору» и теперь актерствует в Дьюке».
Вербальные оскорбления были короче и выразительнее, общий посыл – сомнения в гетеросексуальности Редика.
И подобное позволяли себе не только игроки. На второй год выступлений за Дьюк Джей Джей удостоился следующей оценки:
«Редик? Этот парень ведет себя как гей», – заявил после матча игрок Университета Штата Северная Каролина Скутер Шеррилл.
Позже он извинился, но на общее восприятие Редика как игрока и личности это повлияло не сильно.
По словам защитника, на втором курсе ему пришлось сменить номер телефона 15 раз.
«В студенческом баскетболе много принципиальных противостояний, но Дьюк и Мэриленд – это не одно из них, это вообще не про баскетбол. Когда мы приезжали на матчи с «Террапинс», на нас ополчался весь штат. Мне звонили с разных номеров, я поднимал трубку и слышал: «Здравствуйте, я бы хотел заняться сексом по телефону, позовите Кэти Редик». Я отвечаю: «Блин, чувак, это же моя сестра, кем надо быть, чтобы позволять себе подобное!» (для понимания: сестре Редика тогда было 12 лет).
И так на каждом шагу, повсюду.
В подростковом возрасте из-за гормонов и потливости у меня появлялись огромные красные прыщи на плечах и спине. И вот однажды я выхожу на матч, а болельщики «Террапинс», человек 10-15, стоят по пояс голые, и у них все тело в крапинку – разрисовано красными фломастерами. И они держат плакаты: «Читер колет себе стероиды» и «Сдохни от передоза». И я такой: «Ну да, креативненько». Конечно, я не мог оставить это без внимания. Мне было обидно, я был зол, подобное отношение вызывало бурю эмоций», – вспоминал Редик.
Из-за ненависти Редик чуть не ушел из баскетбола, но потом принял роль злодея
Редик, который всегда хотел поступить именно в Дьюк, позже признавался, что не был готов к тому, что его там ожидало.
«Подобное отношение надломило меня. Прежде всего, потому, что люди принимали меня за того, кем я не являлся. Поймите, я точно не был пай-мальчиком, если бы был, то никогда бы не попал в такую команду, как Дьюк. Я был амбициозным, агрессивным, иногда позволяющим себе провокации игроком, но не психом, которым меня изображали многие. В 18-19 лет подростки еще только учатся понимать, кто они и чего хотят. Большинство парней ведут себя в этом возрасте как придурки, и я не был исключением. Сейчас я смотрю записи, где ору на фанатов или мотаю головой, и думаю: «Боже, какой стыд». Но это не повод для травли», – признавался Редик в подкасте Pardon My Take.

В конечном итоге Джей Джея чуть было не довели до крайности.
«На мой второй год в Дьюке я был близок к тому, чтобы уйти из команды. Я не испытывал удовольствия от игры, ничего не хотел, сильно пил. Были периоды, когда я не спал ночами, а просто глушил пиво. Выпивал по 25-30 банок. А потом, после того как мы не смогли выиграть чемпионат, тренер Кшишевски вызвал меня к себе и сказал: «Знаешь, почему мы не стали чемпионами? Из-за тебя. Потому что такие, как ты, недостойны быть чемпионами». И, в целом, он был прав, но эти слова очень ранили.
Первые пару лет были словно поход к психологу, я узнал о себе столько нового, что у меня голова чуть не взорвалась. А потом я просто сказал себе: «Хорошо, если они хотят называть меня придурком и психом, то я буду вести себя соответственно». Я принял свою роль и стал тем, кем они меня видели. И, знаете, я только выиграл от этого. На третьем и четвертом курсе я стал более спокойным и уравновешенным. Меня оскорбляли, а я только улыбался в ответ», – объяснял Редик в подкасте Bussin’ With The Boys.
С тех пор Джей Джея стали ненавидеть не только за то, что он учится в Дьюке и временами ведет себя как козел, но и за то, что он стал лучше играть
«Да, этот парень мог быть весьма высокомерным. Я как-то защищался против него, а он отмахнулся и ударил меня прямо по лицу. Судья увидел это, и Джей получил технический фол. Были периоды, когда его заносило, но при этом я должен сказать, что он один из лучших снайперов, которых я когда-либо видел», – отдавал Редику должное разыгрывающий Уэйк-Фореста Крис Пол.
Пол также ненавидел Редика так сильно еще в студенческие времена, что все переживали за «Клипперс», когда парочка объединилась в Лос-Анджелесе.

Джей Джей просуществовал в режиме самого ненавидимого игрока студенческого чемпионата полные четыре года, за которые выиграл огромное количество индивидуальных наград, удостоился выведения своего номера из обращения, но так и не сумел взять титул чемпиона NCAA. И это единственное, чего недостает для образа «преуспевающего, напыщенного полудурка», в который он был вынужден вжиться.
И в конечном счете он вжился в него настолько, что стал одним из самых отъявленных и памятных «белых злодеев» в истории Дьюка.
Фото: Gettyimages.ru/Craig Jones, Doug Pensinger; commons.wikimedia.org/NPatrick6; East News/AP Photo/ Karl DeBlaker
Настоящие жернова. Вспоминая себя в 18 лет, с трудом представляю как бы справлялся с таким давлением.