Все верно. Главные символы Евролиги
Летнее завершение карьеры Димитрисом Диамантидисом осиротило греческий «Пао», оставив афинян без одного из самых верных игроков в клубной истории. Дмитрий Герчиков изучает, кто из нынешних участников баскетбольных Евролиги может похвастаться схожей с Пауком преданностью к спортивным корням.
Сразу сделаю важную оговорку для тех, кто с европейским баскетболом знаком шапочно: в Старом Свете клубы крайне редко заключают долгосрочные контракты. Если кто и готов подмахнуть сделку длиной более, чем на сезон, то оформляет ее опционально. То бишь дополнительный год прописывает по системе «+1», дабы иметь возможность летом оценить перспективы сотрудничества – и без помех выйти на рынок, если прежняя кооперация кажется невыгодной.
Почему так? Причин несколько. Во-первых, львиная доля команд зависит от спонсорской помощи. Доноры же довольно часто варьируют объем вложений – преимущественно, в меньшую сторону. Кто-то испытывает трудности в бизнесе, а потому избегает трат на непрофильный актив. Иные разочаровываются в постоянных проколах команды и переключают внимание на смежные проекты. Третьи реагируют на выпадение подопечных из топ-обоймы (скажем, смену Евролиги на Еврокубок), считая, что в состязании рангом ниже можно обойтись более дешевыми игроками. Тогда как четвертые вовсе уходят из спорта, поскольку не получают тех дивидендов, на которые рассчитывали изначально. Соответственно, еще вчера большая команда спустя год может превратиться в нищеброда-аутсайдера, сколько бы вершин за этот период не покоряла. Наглядный пример – история турецкого «Бешикташа», который в 2012-м сделал хет-трик, взяв золото национального первенства, Кубок и победив в Еврочеллендже. Однако вослед громким свершениям главный спонсор клуба, компания «Мингаз», объявила о выходе из кооперации, что вылилось в распродажу лидеров, роспуск тренерского штаба и прощание с главным творцом успеха Эргином Атаманом. Сейчас «черно-белых» на стамбульской баскетбольной карте искать приходится с увеличительным стеклом.
Понятное дело, игроки, осознавая непрочность финансовых устоев работодателя, кабальными условиями связывать себя не спешат. Более того, краткосрочные сделки гарантируют им относительную гибкость в переговорных вопросах по ходу сезона. В Старом свете система обменов, как в НБА, не распространена – здесь нет потолка зарплат, драфт-пиков и прочего заокеанского инструментария, который балансировал бы сделки. А потому если у какой-то из дружин возникает желание укрепиться в разгар первенства исполнителем на контракте, он попросту выкупает оставшуюся часть соглашения у клуба-владельца. Понятное дело, чем меньше времени остается до срока истечения сделки, тем меньше составит компенсация. А потому в былые годы по окончании первой групповой стадии международных турниров (Евролига, Еврокубок, Кубок ФИБА) активизировалась миграция внутри континента.
Наконец, зачастую в Европе у команды меняются титульные спонсоры. «Барселона» один сезон могла сотрудничать со страховщиками, потом ставить на производителя шин, а затем вести переговоры с представителями банковской системы страны. Это, разумеется, влияло и на финансовые возможности команды. Если в минувшее межсезонье каталонцы совершили сразу три трансфера за деньги (для Европы это нонсенс – здесь никто не будет платить много, скорее, дождутся окончания контрактов), то пару сезонов назад комплектовались лишь на освободившиеся от уходов прежних звезд гонорары. Разумеется, заключать по такой «текучке» долгосрочные контракты клубные боссы не имеют права: мало ли, нового благодетеля отпугнет необходимость платить миллионы по долгам предшественника…
К чему все это веду? Да к тому, что люди, представленные в шорт-листе, верой и правдой служат одному и тому же клубу шесть и более лет. Для Старого света данные показатели верности изумительны и позволяют лишний раз восхититься не только спортивными, но и человеческим качествами героев Евролиги.
Виктор Хряпа, ЦСКА
Сегодня мало кто вспомнит, а еще меньше – поверят в то, что капитан армейцев некогда примерял форму иного коллектива. Тем не менее у двукратного чемпиона Евролиги были в биографии и «Химик» из Энгельса и саратовский «Автодор». Однако с 2002 года форвард верой и правдой служит «красно-синим», то спасая их индивидуальными геройствами от конфузных неудач, то заряжая на гениальные «камбэки» черновой командной работой. Неудачные отъезды в НБА, как кажется, лишь еще больше подчеркнули значимость Хряпы для ЦСКА – с его возвращением москвичи получали дополнительный импульс, выводивший как команду в целом, так и составлявших ее игроков на более высокий уровень.
В последние годы проблемы со здоровьем не позволяли Виктору выжимать из тела максимум. Однако влияние ветерана на командную «химию» переоценить невозможно. Потому-то москвичи пару лет назад и не отдали легенду «Химкам», задумавшим перетянуть нападающего на свою сторону в ходе межсезонья. Виктор доказал верность этого решения прошлым маем, когда атакой вторым темпом перевел финальный матч Евролиги против «Фенербахче» в победный для ЦСКА овертайм.
Фелипе Рейес, «Реал»
Коренной житель испанской столицы примкнул к «Реалу» в 2004-м, когда всем вокруг стало понятно – нападающий перерос «Эстудиантес» и готов к куда большим свершениям. Человек-кремень, способный высечь искру, но не сломаться даже при физическом противостоянии Халку, может, и был ограничен технически. Однако способности защищать позицию, отвоевывать подборы, освобождать территорию заслонами и провоцировать визави на фолы реализовывал безупречно.
К 36 годам король «галактикос» выиграл все, что только можно на клубном уровне – и добавил в коллекцию еще целую связку медалей с национальной сборной. При этом никто из соперников даже не пробовал реально переманить Фелипе из стана «бланкос» в иной лагерь. Они понимали: все попытки изначально обречены на неудачу, поскольку Рейес был тем самым оплотом, на котором держался «Реал» в горе и в радости. Причем этот статус у великана не изменился, даже когда с возрастом он потерял в скорости, стал тяжелее обычного и сменил позицию с четвертого на пятый номер. Эффективность Фелипе заслуживает уважения еще и потому, что он умеет приносить пользу даже в короткие игровые отрезки – вне зависимости, стартует в матче или нет. Так что по завершении карьеры легендой «Реал» потеряет не только знаковую личность, но и невероятно полезного исполнителя.
Хуан Карлос Наварро, «Барселона»
Это все равно, что во всеуслышание хулить бога во времена Святой Инквизиции, но давайте будем откровенны – капитан каталонцев капитально сдает по всем показателям и неумолимо приближается к закату. Травмы, искрошившие в пыль лодыжки ЛаБомбы, каждое ускорение аукаются ему болью. Тогда как без спуртов и спринтов культовые выходы из-под заслонов с моментальным релизом совершать нереально. Наварро давно уже не устремляется в проходы, огибая соперников, словно флажки при слаломе. И практически полностью исключил из технического арсенала обманки на первом шаге (все равно на них уже никто не покупается). Единственное, что остается лучшему снайперу в истории Евролиги – поливать издали так кучно, как это удавалось ему на протяжении почти двух десятков лет, проведенных в «блаугране».
Когда пятерня Хуана Карлоса «раскаляется», она превращается в руку бога, способную похоронить любого конкурента. Но если в ритме следует сбой, Наварро, скорее, получит два технаря и удаление за споры с арбитрами, нежели вернется в режим убийцы.
За исключением года, проведенного в «Мемфисе», испанец всю карьеру трудился на благо «Барсы». Будь его воля, и за океан бы бомбардир не ездил, но уж слишком активно сватали его туда агенты, слишком велик был хайп вокруг трансфера, слишком уж лестно отзывались о возможностях игрока заокеанские менеджеры. Увы, холод Теннесси, необходимость учить и шлифовать английский (на нем Наварро до сих пор толком не говорит), жесткость баскетбола НБА и изнурительный график придавили домоседа-каталонца к земле. И знатно истосковавшись по семье и солнышку, он всего сезон спустя вернулся домой. Там двукратный чемпион Евролиги словно переродился – и вновь заставил восхищаться собой публику. Сегодня Хуан Карлос проводит 16-й сезон в международном топ-турнире для клубов – и надеется завершить его красиво. Чтобы вослед легендам-ветеранам ЕЛ, Спанулису и уже завершившему карьеру Диамантидису завоевать третий титул в карьере.
Гиоргос Принтезис, «Олимпиакос»
Злой гений московского ЦСКА подписал первый профессиональный контракт с греческим грандом в 15 лет – и с тех пор лишь на два сезона отлучался из Пирея. В Малаге, правда, ни титулами, ни званиями нападающий не прирос. Зато по возвращении в зал «Мира и дружбы» с лихвой компенсировал все недостачи. Здесь и дуплетный триумф в Евролиге, и Межконтинентальный кубок, и триумфы на внутренней арене с безальтернативным включением в сборную всех звезд. Понятное дело, пропорционально достижениям Принтезиса росла и его зарплата, которую семья Ангелопулосов пересматривала чуть ли не каждое лето. В одно из таких межсезоний за Гиоргосом страсть как приударил ЦСКА, традиционно собирающий в команду всех былых обидчиков. Однако грек устоял перед денежным соблазном – и присягнул на верность «красным». За это 31-летнего спортсмена фанаты по сей день носят на руках, вне зависимости выиграла команда или проиграла. Тогда как сам Принтезис платит болельщикам самоотверженно-полезными действиями на площадке.
По сути, в его лице и в лице Спанулиса Яннис Сферопулос имеет двух ассистентов, влияющих на поведение и состояние команды на паркете и в раздевалке. Гиоргосу такое положение нравится. А потому об отъезде из Пирея он даже слышать не хочет.
Паулюс Янкунас, «Жальгирис»
Кровь от крови и плоть от плоти каунасского баскетбола, Янкунас с 2002 года на службе у «Жальгириса». Он прекрасно помнит времена расцвета «зеленых», когда те на внутренней арене не замечали ни «Ритас», ни иже с ними, а на арене международной заставляли считаться с собой грандов. Также он может многое рассказать о периоде упадка клубного бренда, когда легенда находилась на грани вымирания. Однако Янкунас был одним из немногих, кто даже в такую пору не бросил команду. Паулюс был свидетелем расцвета эпохи Владимира Романова, а затем выступал тем гарантом светлого будущего клуба, кто остался в Каунасе после бегства бизнесмена. В том числе и под свое доброе имя он звал спонсоров и новых игроков с целью в очередной раз поднять «Жальгирис» из руин. И в том, что нынче клуб вновь твердо стоит на ногах, выступая в Евролиге, есть существенная доля заслуги форварда.
Годичная «командировка» в «Химки» в 2009-м вряд ли может выглядеть пятном на безупречном мундире литовца. Возможность хоть немного подлатать финансовые бреши после серии «пустых» сезонов в Каунасе – ход со всех сторон вынужденный, нежели добровольный. Уж что, что, а алчность Янкунасу в принципе не присуща. Напротив, Паулюс отличался альтруизмом, что подтверждали и его постоянные приезды в национальную команду. Каким бы сложным ни выдавался сезон, символ «зеленых» сражался за страну, поддерживая ее статус скрытой угрозы для любого из соперников по Евробаскету или Олимпийским играм. Сейчас же, в 32, Янкунас выступает не только ключевым элементом в игровой системе «Жальгириса», но и выполняет роль ментора. Поскольку он долгое время играл в связке с нынешним тренером «зеленых» Шарунасом Ясикявичюсом, Паулюсу проще других игроков (а порой даже тренеров) донести до молодых прибалтийских баскетболистов требования главкома.
Гай Пнини, «Маккаби Тель-Авив»
По факту форвард израильтян выпадает из общего списка: за его плечами до перехода в «Маккаби» аж пять клубов. Однако при ближайшем рассмотрении Пнини все же не такой кочевник, каким делают его исторические записи.
Превратившись в профессионала в «Раанане» в 18 лет, он старательно пылил там на протяжении пяти сезонов. Причем остался верен коллективу даже в пору, когда из-за финансовых трудностей тот дал добро на объединение с «Герцлией». В 2006-м Гай перешел в иерусалимский «Хапоэль», поскольку иначе рисковал застопориться в развитии. А еще через два сезона его подписал «Маккаби», чтобы раз и навсегда сделать своим верным соратником. К разочарованию форварда, столичный клуб трансферу воспрепятствовал – мол, переговоры велись нелегитимно, а потому сделку требовалось аннулировать. Дело дошло до суда, который год обязал Гая выступать за пределами Израиля. Оттуда, собственно, «Железник» и «Керавнос» в его послужном списке.
Впрочем, сразу по возвращении из изгнания Пнини заключил союз с «Маккаби» – и вот уже седьмой год волнуется вместе с «желтым морем».
За эту пору нападающий национальной сборной пережил весь спектр эмоций: счастье от победы в Евролиге, гордость за назначение капитаном, стыд за лишение повязки (Гай оскорбил соперника по израильскому чемпионату фразой: «Ты нацист! Чтоб твой отец и ты умерли от рака!»), депрессию от разногласий с фанатами и отторжения с их стороны, оптимизм после «реабилитации» в глазах торсиды… Таким образом организм Пнини закалялся, делая характер форварда тверже, а ментальность – более зрелой. Посему нет ничего удивительного в том, что сегодня Гай – один из самых опытных и, безусловно, самый авторитетный баскетболист в составе «Маккаби». Не факт, что его влияние окажется достаточно существенным для коронации израильтян в Евролиге. Но изменить ментальность клуба в лучшую сторону своим примером верности он уже смог наверняка.
И если перечислять персональные достижения (как это сделано про Наварро), то можно упомянуть, что Фелипе - лучший подборщик Евролиги и самый ценный "большой".
==================
От таких слов не то что нежные курситстки в обморок грохнутся, профессиональные баскетболисты ахреннеютЪ :). А правда в том, что Наварро предпочитает консервативные методы лечения своих болячек хирургическим. Потому и процесс лечения/восстановления идет дольше.