Гран При России: он все же состоялся! Своими глазами из паддока Гран При
Гран При России все же состоялся! Помнится формульное шоу в Москве, когда в 2003 году Королева автоспорта демонстрационными заездами впервые приезжала в Россию, и Юрий Лужков, окрыленный звуком моторов Renault, заявил, что «Формула 1 будет в России, будет в Москве». После чего молодой человек иронично заметил, что «… Только мы не доживем». Действительно, тогда мне было 13 лет, а теперь почти 25, и F1 все же приехала к нам на Гран При. Но не в Москву. Так что парень был прав…
Однако автодром в Адлере, вписанный в олимпийские объекты выигранной зимней Олимпиады действительно построен в очень живописном месте. Антураж курортного города, современные масштабы застройки, красивые транспортные развязки и круглогодично теплый климат Сочи действительно сделали Гран При лакомым кусочком в календаре.
Автору строк довелось стать свидетелем этого впечатляющего и долгожданного события в нашей стране. Открытие автодрома Гран При действительно получилось ярким и запоминающимся. Думаю, на такое способна только Россия. Обязательно пересмотрите кадры концерта, воздушного шоу, а также всех элементов открытия этого грандиозного праздника.
Если говорить о самом паддоке и его загадочности для тех, кто там еще не побывал... то не стоит обольщаться. Паддок напоминает двор дома, в котором большинство соседей уехало на майские праздники отдыхать. Размеры и людность не поражают. Да и после уик-эндов DTM или других международных серий масштабы Гран При не слишком впечатляют.
Что же до главного события уик-энда – гонки, то борьба за победу закончилась уже на первом круге… Нико Росберг в надежде отыграться за нереализованный поул неделю назад слишком затянул с первым торможением гонки. В результате немцу удалось опередить напарника, но лишь ценой жесткой блокировки колес и последующего вылета в асфальтированную зону безопасности. Таким образом, Росберг не только был обязан вернуть лидерство обладателю поул-позишн (что он и сделал, не дожидаясь конца круга), но и оказался вынужден скоропостижно ехать в боксы. Торможение юзом дорого обошлось Нико, и вследствие «оквадраченной» покрышки пилот больше не мог продолжать борьбу на стартовом комплекте, едва видя трассу из-за возникших вибраций.
В традиционной для нынешнего сезона ситуации гонщик обрек бы себя на дополнительный пит-стоп и растерял все шансы на подиум ввиду необгонности «Сочи Автодрома». Однако только не на первом Гран При России в истории! В Pirelli серьезно просчитались с выбором составов резины, привезя в Адлер слишком жесткую пару: soft и medium. Последний оказался настолько жестким типом, что мог выдержать больше дистанции Гран При! Таким образом, переобувшись с опциональных покрышек на «прайм», Росберг отделался лишь потерей бонуса в виде секундного преимущества на круге более мягких шин, однако потери лишних 27 секунд, потребовавшихся на дополнительный проезд пит-лейна на 60 км/ч, избежал.
Это позволило Нико остаться в игре и побороться хотя бы за подиум. О борьбе за лидерство с уехавшим в точку от всего пелетона Хэмильтоном можно было не мечтать, и 6,5 секунд, потраченных на остановку в боксах в ожидании проезда Массы, только способствовали отставанию от поулмена. Тем не менее, минимизировать потери Росберг смог! Немец уже к середине дистанции догнал и с легкостью прошел Боттаса. Однако два десятка секунд отставания от напарника не позволяли надеяться на борьбу за победу при отсутствии разницы в темпе в секунду на круге…
Триумфаторы
Хэмильтон, таким образом, выиграл четвертую гонку подряд, повторив победную серию начала чемпионата. Для завоевания второго после Малайзии Большого шлема ему не хватило только лучшего круга, который завоевал под клетчатый флаг Боттас.
Подбираясь к 300-очковому рубежу, за три гонки до финиша чемпионата даже с учетом двойных очков Абу-Даби Льюис сузил круг соискателей титула настолько, что в Остине Риккьярдо обязан финишировать не ниже второй позиции даже при сходе Хэма, чтобы сохранить чисто математические шансы.
Однако в Кубке Конструкторов Mercedes лишила своих конкурентов даже теоретических возможностей, выиграв в Сочи командный зачет. Второй победный дубль подряд и девятый в сезоне Льюиса и Нико сделали свое дело.
Бывшие чемпионы
Red Bull после четырех титулов кряду в обеих зачетах просто провалилась на российской трассе, оказавшись медленнее даже McLaren и Williams.
Себастьян Феттель, сложивший чемпионские полномочия после гонки в Сузуке, стремился в третий раз подряд опередить более успешного по ходу сезона напарника. Однако даже с учетом традиционных проблем Риккьярдо на старте – откат с 6 на 10 место – и обратного трансфера Феттеля на первых кругах немец не смог удержать австралийца позади. При том что Даниэль испытывал проблемы с пузырением soft и останавливался очень рано, а Себастьян смог протянуть втрое большую дистанцию, поднявшись на вторую позицию, после пит-стопов все равно австралиец оказался впереди немца, уверенно застолбив за собой 7 позицию.
Лучшие из остальных
После проблем с давлением топлива у Массы еще в первом сегменте квалификации команда из Гроува в очередной раз могла рассчитывать только на Боттаса. Вальттери лишь на третьем секторе уступил в борьбе за поул Льюису и на первых кругах держался за Mercedes мертвой хваткой. Однако затем финн быстро износил soft и в отличие от Риккьярдо не поехал на раннюю смену резины. В итоге, потеряв сначала время на мягком типе, Боттас еще и промучился с прогревом medium в тот самый момент, когда Росберг оказался у него за спиной и провел молниеносную атаку.
Вальттери выглядел в тот момент весьма нелепо, ибо гонщик совсем не ожидал никакого прессинга со стороны немца и, как Масса в Турции’08, шарахнулся от испуга в сторону от поравнявшегося конкурента, лишив себя возможности контратаковать. Впрочем, в Williams до последнего были убеждены, что Росберг не сможет проехать дистанцию гонки на одном комплекте, из-за чего Боттас оказался несколько в размотивированном состоянии, не оказав за гонку никакого сопротивления.
В любом случае, пятый подиум в сезоне (больше чем у чемпиона четырех последних лет) и возвращение на четвертую строчку первенства для Боттаса – большое достижение команды из Гроува на фоне непопадания в очки Массы. Фелипе плотно преследовал Росберга после аналогичного пит-стопа на первом круге. Однако для бразильца это было тактическое решение, а не вынужденное, как для немца. И здесь Williams прогадал, ибо Масса совершил переход с medium на soft в отличие от Mercedes и на одном комплекте мягкой резины Фелипе не удалось преодолеть всю дистанцию. Впрочем, и второй свежий опциональный комплект бразильцу не помог: гонщик за 33 круга так и не смог опередить Переса, оставшись на пороге очковой зоны…
Счастливчики и неудачники
McLaren явно можно отнести к первой когорте, ибо впервые с Гран При Австралии болид из Уокинга оказался быстрее, чем шедевр из Маранелло.
Дженсон традиционно выжал максимум из ситуации и, отбив атаки Алонсо на первых кругах, в гордом одиночестве финишировал на пороге подиума, попутно показав и четвертое лучшее время гонки.
Следом за чемпионом 2009 года финишировал и второй McLaren, без очной борьбы получивший 5 место во время заминки Алонсо на пит-стопе. Это лучший результат Магнуссена с дебютного Гран При, где он оказался на подиуме. Результат Кевина особенно ценен, учитывая, что гонщик добыл его, стартуя лишь с 11 позиции. По ходу сезона датчанин уже приучил, что традиционно теряет позиции по сравнению с квалификацией всегда, когда стартует из топ-тен. Исключением был лишь Мельбурн. В России Кевин тенденцию не нарушил.
Магнуссен наконец-то вернулся в десятку личного зачета, опередив идущих слетанной парой Переса и Райкконена. А McLaren опередил-таки Force India в борьбе за 5 место в Кубке Конструкторов.
Дуэт Ferrari финишировал, обрамляя Red Bull. И это оказалось максимумом, ведь за гонку итальянская команда так и не нашла ключ к российской трассе, как и австрийский коллектив. Фернандо благодаря блестящему старту смог до конца гонки удержать Риккьярдо позади, а Кими уступил лишь Феттелю, оказавшись едва не втертым в стену Вернем еще на старте. В личном зачете Алонсо за неделю упустил уже вторую позицию, опустившись на 6 строчку. Так низко двукратный чемпион не падал со времен финального сезона за Renault пять лет назад. Немудрено, что пятый чемпионат с Ferrari также станет для испанца в команде последним.
Россиянин
Несмотря на перипетии гонки, первая четверка финишировала в том же порядке, что и стартовала. К сожалению для соотечественников, на первом российском Гран При после лучшего в карьере 5 места на решетке Даниил Квят провалился на 14, проиграв победителю круг и уступив со старта даже собственному напарнику, который стоял на четыре позиции ниже.
К проблемам Toro Rosso с вынужденной экономией топлива (с этим столкнулся весь пелетон, застигнутый врасплох высокой средней скоростью вследствие недооценки уровня сцепления неабразивного асфальта) Даня прибавил взаимоисключающие трудности со сцеплением с трассой. Дополнительная переобувка на свежий soft позволила россиянину опередить лишь Гутьерреса, рекордно поздно совершившего свой единственный пит-стоп.
Российский этап раскрыл имя чемпиона серии GP2 и стал откровением для вернувшегося в большие гонки после рака Дина Стоунмена в чемпионате GP3. Но это уже материал для другой статьи...
До Гран При США целых три недели. Пересмотрите красоту первого российского этапа в истории Формулы 1.
Фото автора