10 мин.

Гран-при Японии: Шаг к величайшим

Четвертый Большой Приз Японии после возвращения с обновленной Фудзи на легендарную Сузуку состоялся. 15 этап чемпионата мира подарил нам изумительный и абсолютно неожиданный подиум, герои которого совершили, возможно, решающие шаги в нынешнем сезоне.

Герои

Себастьян Феттель стартовал с поула на Сузуке в четвертый раз подряд. Он прервал такую же серию поул-позишн McLaren в этом сезоне, которой не было в Уокинге с 1999 года. Он прервал беспоульный антирекорд последних трех лет своей команды, не выигрывавшей квалификации уже с ГП Европы. И, наконец, он прервал собственную черную серию из квартета стартов не с первого ряда, чего не случалось с момента перехода Себа в Red Bull! Молодой немец превзошел Кларка с Простом. Впереди в абсолюте лишь Шумахер с Сенной. Антирекорды позади. Феттель взял третью победу на Сузуке. Больше только у Михаэля Шумахера. Правда, вдвое.

Однако на этом Гран При Себастьян сделал решающий шаг. Он стал первым, кому в этом сезоне удалось выиграть две гонки подряд. Молодой немец взял Большой Шлем. Достижение поистине уникальное. Комбинация поул+победа и лидерство от старта до финиша с лучшим кругом лишь раз была у Алонсо - в Сингапуре’10, и даже у Михаэля Шумахера их всего пять. Феттель же завоевал уже второй после дебютного ГП Индии Большой Шлем. И это менее, чем за сто гонок! Уже через год Себастьян может сравниться с, казалось, неповторимым рекордом в пять подряд поулов Михаэля в Японии, завоеванных немцем на стыке тысячелетий. Ведь только Феттель выигрывает квалификации на Сузуке с момента ухода Шумахера из Ferrari…

Фелипе Масса

Ожидать этого пилота на подиуме не мог никто. Однако именно Масса, не попавший даже в суперпоул, впервые с дебютного Гран При Кореи попадает на пьедестал! Более того, «серебро» позволило бразильцу опередить в чемпионате Переса в борьбе за 9 позицию. Плюс к этому, в одиночку Фелипе позволил Ferrari сохранить шансы в борьбе за Кубок Конструкторов, заработав больше очков, чем преследующий дуэт Lotus. Но, главное, как ему удалось этого добиться!

Благодаря штрафу Хюлькенберга Масса стартовал десятым. Уже в первой связке пробился на 4 позицию. А, использовав козырь от неучастия в суперпоуле в виде свежего стартового soft, Фелипе пересидел и Баттона, и Кобаяши, которые вели борьбу за подиум впереди. За счет более позднего пит-стопа Масса не попал в трафик в лице Риккьярдо, и, несмотря на худший в сравнении с Sauber и McLaren пит-стоп, абсолютно уверенно выехал на втором месте. Правда, за победу на оставшихся 2/3 гонки он побороться не смог. Феттель был настолько быстр, что Фелипе отстал еще вдвое, увеличив разрыв до 20 секунд на финише.

Камуи Кобаяши

В момент, когда над японцем сгущались тучи, а его более юный напарник подписал контракт с одной из сильнейших команд Формулы 1, Кобаяши выстрелил. Он провел блестящую квалификацию и, отыграв место за счет штрафа Баттона, красиво ушел в бой с третьей позиции!

Уже на старте Камуи оставил не у дел Уэббера, вырвавшись на второе место. Так высоко японец не поднимался никогда. И пусть на первом пит-стопе ему не удалось удержать позади Массу, который останавливался тремя кругами спустя, Кобаяши смог сохранить за собой Баттона. Прошлогоднего победителя и обладателя третьего времени в квалификации! Борьба с Даниэлем едва не стоила Камуи подиума, поскольку, рискну предположить, именно из-за трех кругов в аэродинамической тени Toro Rosso австралийца японец невероятно быстро износил новый комплект hard. И, даже несмотря на то, что дебютный пит-стоп Кобаяши был на круг позже Баттона, пилот Sauber провел финальную остановку на четыре (!) раньше англичанина, добравшись до боксов буквально «на корде».

Тем не менее, даже более изношенная резина на последнем отрезке не стала причиной ошибки молодого японца, и Камуи на зубах взял свой первый в карьере подиум! До него лишь два соотечественника добивались аналогичной «бронзы»: Сато в 2004 в США и Сузуки в 1990 здесь же. Причем Агури сделал это на Lola с итальянским мотором Lamborghini. И подиум составил значительную долю очков всей карьеры 30-летнего пилота. Будем надеяться, что для победившего на другом итальянском моторе, Ferrari, Кобаяши пьедестал станет трамплином для будущих побед. Уже сейчас 26-летний пилот набрал больше очков, чем все его соотечественники вместе взятые. Пора переходить к качественным достижениям от количественных.

Хорошисты

Дженсону Баттону дорого стоил штраф за замену коробки передач между Гран При. При старте с третьей позиции, мало сомнений, что британец взял бы «серебро». Тем не менее, плюс 5 позиций на старте лучше, чем отказ коробки, как у Льюиса в Сингапуре. В результате с 8 места на решетке Дженсон все равно в серии эсок прыгнул на 3, с которого и должен был уходить в бой, если не штраф. Не сумев колесо в колесо побороться с Кобаяши за «серебро» на первом отрезке, Баттон решил провести первый пит-стоп раньше всех и в итоге прогадал. Попадание в трафик за Риккьярдо стоило упущенного Массы. А на 4 круга более поздний, чем у Кобаяши, финальный пит-стоп позволил лишь на последний круг уйти в зоне DRS от Sauber. Однако попадание в зону активации дорого стоило Дженсу. Англичанину пришлось перетормаживать в финальной шикане, в результате чего выход из Casio оказался испорчен, и лишними 20 км/ч в конце главной прямой Баттон воспользоваться уже не смог…

 

Следом за Дженсоном финишировал и второй McLaren. И это показывает, что в команде из Уокинга нет никакой командной тактики.Льюис был крайне неконкурентоспособен на первом отрезке, и только великолепная работа в боксах механиков McLaren позволила ему вновь оказаться в обрамлении Райкконена и Переса после дебютного пит-стопа. Так бы на 6 месте британец и финишировал, если бы вкупе с исчезнувшей недостаточной поворачиваемостью Льюис вновь не получил блестящее подспорье в боксах. Из сдерживавшего на середине дистанции Force India (!) Хюлькенберга Хэмильтон превратился в грозного соперника Райкконена!

Полторы секунды, отыгранные на пит-лейн у Lotus, позволили Льюису выехать на трассу бок о бок с Кими. Как и в Монце’07, финн предпочел сдачу позиции столкновению, и борьба за 5 место была окончена.Несмотря на двойственную гонку в исполнении Хэмильтона, Гран При британец может записать в актив. Норму в 10 очков отыгрыша у Алонсо Льюис четко выполнил.

Мои прогнозы уже начинают сбываться…

Кими Райкконен

Быстрый финн повторил английский «подвиг» Грожана в квалификации, вылетев с трассы. Сгубив финальные попытки всем конкурентам, он сохранил позади себя Хэмильтона и выиграл позицию за счет штрафа Баттона. Однако в результате коллизии в первом повороте Райкконен уже пропустил и Баттона, и Массу. А слабая скорость Lotus позволила лишь ценой выдавливания Переса за пределы First Curve сохранить 5 место. Как известно, позицию Кими все равно не уберег, зато, несмотря на пропуск принципиального соперника Хэмильтона, все равно сохранил преимущество над британцем в борьбе за «бронзу» общего зачета.

Нико Хюлькенберг

  Ошибка в Degner на свободных заездах стоила Нико 5 позиций на старте  

Несмотря на штраф, как и у Баттона за замену коробки передач, 25-летний немец пробился в очки! Проведя лишь прикаточные круги в суперпоуле, Нико стартовал 15. Он был единственным, на кого, кроме Картикеяна, не повлиял штраф Шумахера. И, тем не менее, уже на первом круге Хюлькенберг попал в восьмерку. А после серии кругов с давлением на Хэмильтона на втором отрезке финишировал седьмым, в 0,7 позади чемпиона на Lotus!

 

Даниэль Риккьярдо

 

Юный австралиец замкнул очковую зону. Однако за свою неуступчивость семикратному чемпиону мира на последних семи кругах он достоин высшей награды! Порой разрыв на отсечке был менее 0,3 секунды. Однако изумительная максимальная скорость Toro Rosso позволяла без DRS демонстрировать те же показатели, что преследующий Mercedes с активированной системой снижения лобового сопротивления. Таким образом удалось отбиться. Но и, хочу заметить, Марку Уэбберу, обладателю первого ряда стартового поля, по большому счастью удалось отстоять 9 место у соотечественника. Перед единственной плановой остановкой двукратного бронзового призера Даниэль был на позиции атаки. И только более конкурентоспособный болид вкупе с на секунду более быстрым пит-стопом позволил Уэбберу обратно опередить Риккьярдо после финальной остановки последнего.

Неудачник

 

Подписав контракт с McLaren, Перес, похоже, забыл, что ему еще нужно достойно завершить текущий сезон. Не сориентировавшись в первой связке, мексиканец провалился и активно пытался прорваться наверх. После упомянутого выдавливания со стороны Кими Серхио оказался позади Льюиса. Пользуясь недостаточной поворачиваемостью британца на первом отрезке Перес легко опередил Хэмильтона по внутренней траектории шпильки и в очередной раз догнал Райкконена. Однако, «обувшись» в hard, Серхио крайне неуверенно провел круг выезда из боксов, в результате чего вновь оказался за спиной Льюиса… Очередная атака на McLaren была произведена мексиканцем там же, только по внешней траектории. Результатом стал логичный вылет после зацепа внешним задним колесом травы на входе в шпильку. Но не стоит так ругать Чеко. Ему всего 22 года. В 23 Алонсо точно так же потерял болид, пытаясь удержаться позади Михаэля Шумахера. Исчерпывающие слова Алексея Попова: «Поборолся с Ferrari и хватит» – актуальны с небольшой корректировкой и для данного эпизода…

 

Резюме

В статье о прошлой гонке была затронута тема низкой средней скорости современной Формулы 1. Проведу анализ и сейчас.Феттель, пролидировав всю гонку, на предпоследнем круге выстрелил. До этого он шел в темпе самых конкурентоспособных пилотов, не слишком выделяясь. Решив поиграть мускулами и собрав все сектора, Себастьян выдал 1:35.774, более чем на 0,8 секунды превзойдя рекорд Баттона. Притом что еще кругом ранее Феттель шел на полсекунды медленнее англичанина. Поистине абсолютная победа немца. Возможно, сыграла роль таившаяся в Себе спортивная злость в связи с отобранной в прошлом году победы Баттоном, не позволившей Феттелю триумфально взять свой второй титул… Возможно, неудовлетворенность, что при квартете поулов и дубле побед молодой пилот не имел еще ни одного лучшего круга на Сузуке.

Однако теперь он все имеет. И хотя Феттель побил прошлогоднее время Баттона, которое лишь на 0,038 разнилось с текущим результатом англичанина, до показателей 2010 на Bridgestone немцу не хватило более двух секунд. Все же на родной трассе даже самые консервативные покрышки Potenza гораздо быстрее значительно более мягких PZero…

Но, а почему Феттель приблизился на расстояние 4 очков до Алонсо, равно как и сократил разницу в кругах лидирования за сезон лишь до 4 с возглавляющим таблицу испанцем, мы поговорим в традиционном Разборе полетов.

Статья опубликована в авторской колонке