10 мин.

Гонщик из Петербурга – в главных «формулах» США с шансами на заезды в топ-5. Будем переживать?

В мировых гонках осталось не так много пилотов на полных сезонах в топовых сериях и со связями с Россией: необходимость подписывать бумаги ФИА о нейтралитете серьезно напрягала желающих хотя бы временами бывать в стране, а поиск финансирования и спонсоров под таких пилотов серьезно усложнялся.

В 2024-м представительство на самом высоком уровне по сути осуществляли Даниил Квят в заводской «Ламборгини» (под нейтральным флагом и с итальянской лицензией) и резервист «Феррари», вице-чемпион «Ф-2» Роберт Шварцман (под израильским флагом – хоть парень и провел большую часть жизни в Санкт-Петербурге и бизнес его семьи именно оттуда, родился он все-таки в Тель-Авиве).

Оба выступали в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC на гиперкарах – причем экипаж Квята брал поул, а Шварцман претендовал на победу на «24 часах Ле-Мана» и выиграл один заезд под занавес сезона.

В самом начале 2025-го многое поменялось: ФИА убрала из бумаг противоречивое требование о солидарности с санкциями, а «Ламборгини» закрыла программу в WEC и оставила гиперкары (к счастью, с Квятом) только в американской локальной серии на выносливость IMSA. Карьера Шварцмана тоже совершила внезапный поворот: он переехал за океан – в главные «формулы» США «Индикар» выступать за новосозданную команду «Према». Это ответвление Iron Lynx и «Премы» из Европы – она обслуживала болиды «Ламборгини» в прошлом году, так что по сути Роберт и Даниил теперь напарники.

Но проект в «Индикаре» для «Премы» новый – они только дебютируют в этом году, и до 10 января никто даже не знал, как может выглядеть их ливрея (только догадки на основе исторического раскраса) и кто будет резервистом.

А 10 января «Према» провела официальную презентацию команды в «Индикаре»: показали расцветку машин и представили пилотов.

Итальянский коллектив к заветной дате только сильнее наращивал интерес к проекту теми или иными подписаниями. Например, наряду с бывшим соперником Шварцмана по молодежкам и более-менее опытным за океаном Каллумом Айлоттом резервистом новой команды стал 38-летний ветеран Ромен Грожан – известный как человек-феникс, выживший в самой яркой аварии современной истории «Ф-1» (Гран-при Бахрейна 2020-го – его последняя гонка в главной серии мира).

Всего у него 179 стартов в «Ф-1», 10 подиумов, звание человека-крэша, переход в «Индикар» на 4 сезона и 6 подиумов в нем. Сейчас он потерял поддержку спонсоров и не нашел постоянного места, но тоже вошел в заводскую программу «Ламборгини» вместе с Квятом, остался в американской ветке IMSA и надеется на заявку «Према» на главную гонку США «Инди-500» – так что его вряд ли можно считать угрозой Шварцмана.

Что же может ожидать Роберта в предстоящем сезоне североамериканских гонок? Разбираемся, изучая в том числе последнюю активность «Премы» на гоночном рынке США.

Каллум Айлотт и Роберт Шварцман. Фото: Indycar.com

Шварцман хорош адаптивностью, уже добивался успеха на тестах «Индикара» и знаком со схожими болидами

Вопрос о перспективах Шварцмана стоит разбить на две части – о шансах самого Роберта и потенциале «Премы» как новой команды чемпионата.

Если говорить о первом, то Роберт имеет все шансы зарекомендовать себя с лучшей стороны. Не секрет, что бывший подопечный российской программы поддержки автоспорта «СМП Рейсинг» на протяжении карьеры отличался высоким уровнем навыков адаптации к новой технике и обладал приличной скоростью. А что еще необходимо для прихода в новую серию?

Причем и такой уж абсолютно новой ее для Шварцмана, пожалуй, не назовешь. И речь даже не о тестах с «Чип Гэнасси Рейсинг» в январе 2023 года, хотя не вспомнить о них нельзя – тогда директор одного из топовых коллективов чемпионата Майк Халл буквально рассыпался в комплиментах показавшему лучшее время дня Роберту.

В целом машины «Индикара» относительно близки к знакомой Робу технике «Формулы-2» (шасси производства «Даллары», отсутствие усилителя руля, похожий по характеристикам на машины тех лет аэрообвес), что, во многом, и позволяет выходцам из главного условно европейского младшего чемпионата достаточно успешно перебираться за океан. Примеров за последнее время хватает: бывший юниор «Альпин» Кристиан Лундгор начнет новый сезон в «Макларене», бывший протеже Скудерии Каллум Айлотт ранее ездил за «Хункос», еще один бывший слушатель Академии Скудерии Маркус Армстронг защищает цвета «Мейер Шэнк Рейсинг», а до них выстреливал середняк по меркам «Ф-2» Сантино Ферруччи.

По сути, главными отличиями от «Ф-2» являются характеристики резины – «Файрстоун» позволяют атаковать по полной на всей дистанции, в отличие от «Пирелли».

Не меньшую важность играет и разнообразие трасс. Понятно, что основным испытанием в этом отношении для Роберта станут овалы – он и сам это признал:

«Думаю, главным испытанием станут овалы, – отметил пилот в пресс-релизе «Премы». – Это тип трасс, на которых я никогда не соревновался, и это страшно. Я хочу верить, что если хорошо поработаю за рулем и с командой при подготовке, то на всех других типах трасс я смогу быть сильным и конкурентоспособным. Люблю городские трассы. Хочу верить, что там буду хорош. Если нет, то буду быстро схватывать и учиться, прогрессировать. А вот овалы станут главным вызовом».

Да, вспоминая навыки адаптации гонщика, они, думаю, не должны стать для него слишком серьезной проблемой.

Фактически основным естественным ограничителем потенциала Шварцмана в «Индикаре» и правда станет непосредственно его команда. В топ-коллективе уровня «Чип Гэнасси» или «Пенске», думаю, Роберт смог бы практически сразу бороться на дорожниках и уличных трассах за самые высокие места, но вот с «Премой»…

Глава «Премы» в «Индикаре» Пирс Филлипс, владелец команды Рене Розин и президент «Индикара» Джей Фрай. Фото: Indycar.com

Его команда: гигант европейских молодежек «Према» с большой экспертизой

Да, итальянцы приходят в «Индикар» новичками, но на самом деле, кажется, готовы к чемпионату настолько, насколько это вообще возможно. В проект влиты очень серьезные ресурсы и наняты очень серьезные специалисты.

Во-первых, изначально для руководства проектом был приглашен Пирс Филлипс – бывший президент команды РЛЛ и экс-генеральный менеджер «Шмидт Петерсон Моторспортс»: человек с более чем десятилетним опытом работы непосредственно в «Индикаре», знающий внутреннюю кухню серии. Во-вторых, за техническую составляющую в команде будет отвечать Майкл Кэннон – один из лучших, если вообще не лучший технарь-инженер «Индикара» прямо сейчас. Именно благодаря усилиям Кэннона в последние пару лет заметно спрогрессировала команда «Эй-Джей Фойт», а до того брал титул легендарный Скотт Диксон.

Уже во время презентации было объявлено и еще о двух важных подписаниях: опыт резервиста Ромена Грожана поможет с настройкой машин, а спортивным директором назначили бывшего бронзового призера чемпионата Райана Бриско. Также гоночным инженером Роберта станет португалец Жоау Жинет – бывший спец по аэродинамике в «Макларене» и «Ред Булл» и недавний инженер по настройке и производительности «Хааса» в «Формуле-1».

В плюс «Премы» можно записать и сотрудничество с «Шевроле» как с мотористами. Да, три из четырех последних титулов в серии забрал представитель клиентов «Хонды», но вот общий чемпионат мотористов последние три сезона выигрывают как раз «джи-эмовцы».

Понятно, что даже так от итальянской команды не ожидают сразу борьбы в топе – никто не питает иллюзий, – однако при подобных вводных стабильное присутствие на условной границе первой десятки с периодическими заездами даже в топ-5 вполне достижимо. И для «Индикара» на самом деле это прилично. Да, у всех команд чемпионата одинаковое шасси, однако моносерией он считаться не может.

Шанс на победу здесь у большего числа коллективов, чем в «Ф-1», но фавориты все равно имеются, и сражаться с ними на равных на постоянной основе с первых гонок не выйдет – при сопоставимых ресурсах банально задавят опытом.

А еще в ближайшие сезоны «Преме» юридически не гарантирован выход на старт гонок. С введением в «Индикаре» системы чартеров (автоматического допуска на старт каждого этапа, кроме «Инди-500», для обладателей этих самых чартеров, которые изначально были вручены только уже выступавшим ранее командам) может сложиться ситуация, при которой Айлотту и Шварцману придется проходить предквалификацию.

Сейчас число машин на стартовой решетке на всех этапах, кроме «Инди-500», ограничено 27, а 25 из них обеспечены чартерами. Так что если кто-то из лидеров вдруг решит заявить на этап дополнительный автомобиль, «Преме» придется поволноваться об участии в заезде. Поволноваться не то чтобы очень сильно, но все же.

Шансы: заезды в топ-5, потенциал для развития, огромная вера команды

Можно ли надеяться на светлое будущее Шварцмана в Америке? Для него это возможность реанимировать карьеру в «открытых колесах» и напомнить, что когда-то он входил в число лучших молодых «формулистов» планеты, претендовавших в том числе на переход в «Формулу-1». Для его болельщиков и просто поклонников автоспорта – возможность познакомиться или еще сильнее проникнуться «Индикаром» и убедиться, что это не только «чемпионат овалов, полуночников и сбитых летчиков-ветеранов».

Самое главное: в Шварцмана верит команда, чего, возможно, ему не хватало в WEC. Да, Роберт оставался в системе «Феррари», но по спонсорским нашивкам было заметно, что ставка все же делается не на него, да и катался он не в заводском экипаже, а в частном гиперкаре от союзной «АФ Корсе».

Надежды и ставка на Роба заметна и по риторике боссов «Премы», и по, например, положенной ему зарплате. В целом коллективы «Индикара» не чураются модели рента-драйверов, но вот Роб, по слухам, получил контракт с выплатами в размере в 1 миллион долларов в год. Кажется, немного для автоспорта высших достижений, но на деле весьма неплохие для дебютанта деньги (многие новички «Ф-1», к примеру, получают даже кратно меньше в первые же сезоны).

Вряд ли, конечно, именно деньги повлияли на переход из гонок на выносливость в «Индикар», но приятным бонусом точно стали. Сам гонщик в большинстве интервью уверенно говорит, что основными причинами смены вида автоспорта стали знание команды и уровень конкуренции в чемпионате. И с обоими тезисами спорить сложно – Шварцман выступал за «Прему» на протяжении четырех сезонов, еще с европейской «Ф-3», а в самом чемпионате, к примеру, титул, на протяжении десятилетия неизменно разыгрывался только на заключительном этапе (кроме одного сезона).

«Я выбрал «Индикар» по двум основным причинам, – заявил Роб на презентации. – Первая – команда, с которой я побеждал, и я их знаю. Я доверяю им и верю в них. Вторая – это лучшая гоночная серия на данный момент, по моему мнению. Я хочу быть в настоящих гонках, в реальном мире и наслаждаться этим. Я все еще верю, что во мне есть огонь и желание получать удовольствие от гонок».

К тому же за океаном Шварцман избавится от назойливого геополитического давления, которое, скорее всего, прикрыло для него ранее и дверь в основу какой-либо из команд «Ф-1» – как показывает опыт Квята, на флаги (выступать бывший «феррариста» всё так же будет под израильским) в США смотрят индифферентно, без необходимости нейтралить статус.

Лично мой прогноз на дебютный год Роберта в «Индикаре» – завершение чемпионата в топ-12 личного зачета и один-два финиша в топ-5.

Примерно такие же цели ставит себе и сам первый израильтянин серии!

«C одной стороны – быть в топе, – прокомментировал на презентации вопрос об ожиданиях Швацрман. – С другой я заговариваю себя, чтобы успокоиться.

Реалистично – хорошо было бы закончить в десятке в первый год. Затем прогрессировать и постоянно прибавлять. И на каком-то этапе оказаться суперконкурентоспособными и бороться за победы».

Ну а последить за тем, сбудется этот прогноз или нет, как и в прошлые годы, можно будет на Be on Edge, где, в том числе и с моими комментариями будут транслироваться все этапы сезона. К слову, за полночь по московскому времени начнется лишь один из них.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Bryn Lennon