Большая прогулка
В начале лета 2023 года в Сочи широко рекламировалась возможность прогулок по трассе «Формулы-1». Бесплатный доступ на гоночный трек, расположенный в Олимпийском парке, предоставлялся каждый понедельник, с десяти часов утра до пяти часов вечера. Заявленное время посещения побуждало не затягивать с этой идеей — поскольку с каждой неделей жара на курорте лишь усиливалась. Но 12-го июня отмечался день России, когда на «Сочи Автодроме» прошли приуроченные к празднику мероприятия. В другой понедельник, 19-го, не стал рисковать, из-за ответственной занятости на следующий день. Поэтому ещё через неделю, 26-го июня, решил пройтись по асфальтовой петле любой ценой. И она вышла дорогой.
Официальной сиесты в Сочи нет, однако с началом тут летнего зноя организм сам перестраивается на полуночный график. Ведь днём жарой подавляется не только деятельная активность, но и аппетит. Соответственно, к концу июня режим дня уже уверенно перевалил за полночь. Учитывая необходимость завтрака, время на путь до вокзала и одни только ранние электрички в Имеретинку — проще было совсем не ложиться спать. Спокойно заснуть хотя бы на пару-тройку часов мешало и волнение от предвкушения. В итоге, самонадеянность превратила планируемую обзорную прогулку в поход на выживание. Где концентрация была скорее на себе.
Как успех в «Формуле-1» складывается из мелочей, так и моя драма сложилась из сопутствующих ей обстоятельств. Изначально планировал ехать в Олимпийский парк электричкой на полчаса позже. Зато полупустой, ещё чистой, отправлением из Сочи. Но пришёл на вокзал раньше и сел на проходящую «Ласточку» — заполненную пассажирами, ехавшими в ней не один час. На курорте же местные люди ощущают туристические пики ещё как и эпидемиологические. Просто пойдя по центру среди толпы отдыхающих, приходишь домой уставшим и вырубаешься спать на час-другой. Так выматывает соприкосновение с очередным коктейлем из региональных штаммов. Поэтому в Имеретинку приехал ослабленный не только недосыпанием и вызванным им обезвоживанием. Может и задремал бы на часок в электричке, если бы не принял Аспаркам за завтраком. Таблетка с магнием стала тонизировать раньше, чем добрался до гоночной петли. И здесь вышел фальстарт.
В 11-ом часу утра в просторном холле главной трибуны оказалось малолюдно. Вариант пройтись по треку ближе к закрытию отпал, когда узнал что «17.00» это время прекращения доступа на трассу. К пяти часам вечера её нужно было уже покинуть. А значит выходить на прогулку не позже 16.00. Когда асфальт и бетон отбойников как раз набрали максимум солнечного тепла и щедро им делятся. О том, что прогулочные часы для лета выбраны на иезуитский манер, особенно не рефлексировал. В принципе, посещение большого хоккея и футбола для жителей центра Сочи затея схожая. Учитывая транспортные реалии на курорте, дорога в Олимпийский парк и обратно часто затмевает в памяти само спортивное событие.
Согласно правилам посещения «Сочи Автодрома», на трассу нельзя было выйти с сумкой или рюкзаком. Также и зонтик можно было взять только складной, но не трость. Иначе бы взял красно-белый зонт, а не черный — от которого было тень, но и припекало тоже. Занять бутылкой с водой и вторую руку показалось мне уже чрезмерным обременением — для ходьбы на шесть километров. Поэтому оставил живительную влагу вместе с ручной кладью в камере хранения. Проследовав на линию старта с её ключом, пропуском, телефоном и зонтиком. Мимо мини-макета автодрома, турникета и охранника. На трассу «Формулы-1» вышел в одиночестве.
Поскольку до полудня главная трибуна отбрасывает на дорогу щедрую тень, то эти сотню-другую метров прошагал в бодрой эйфории. Какую здесь же испытывали на старте и финише — сами гонщики и члены команд, зрители на дорогих местах. Из первого поворота вышел не с манёвром антикрыла, но с раскрытием зонтика.
На подходе к первому воздушному переходу обратил внимание, что высотные указатели по трассе сделаны из дешёвого сайдинга. И это была последняя весёлая мысль, на уже раскалённом асфальте. Возле ледового дворца «Айсберг» начали подкашиваться ноги, сознание стало теряться в парах нежной паники. Но больше было обидно. Наверное, так ощущают себя и формульные пилоты, вылетевшие с трассы в самом начале гонки. По инструкции, пешеходное движение по треку в обратном направлении запрещено. Поэтому по инерции продолжил идти вперёд.
Поджав губы, стал размеренно дышать носом. Чтобы так минимизировать потерю организмом влаги. Успокоил себя тем, что за медальной площадью есть разрывы в заборах, где при необходимости смогу выбраться. Изнанку трека давно выучили завсегдатаи походов на хоккей, из-за гоночной петли шедшие на игры обходными путями. Дошагав до «Адлер арены», решил дотянуть хотя бы до «Большого». Там есть уличное кафе, где надеялся выклянчить себе воды. Но за забором и на трассе никого из людей не наблюдалось. Если бы где-то увидел недопитую бутылку, то наверняка кинулся к ней. Иначе не было смысла сходить с маршрута. К тому же, с приближением к берегу ощутил более влажный воздух морского бриза. Поставив на такую стратегию дозаправки жидкостью, не спешил в обходе главной ледовой арены Олимпийского парка. Выстраивая траекторию движения по кромкам тени.
Обогнув «Большой», наконец увидел других людей — за забором и на трассе. С психологической точки зрения это вроде как успокоило:: если рухну от теплового удара, то будет кому обратить внимание. На треке это была пара велосипедистов, которые ещё не раз меня обгонят. С удалением от моря воздух опять стал скудным на влагу. После каскада поворотов тяжело пришлось на длинной прямой. Отвлёк от мрачных мыслей дедуля на лыже-роллерах. Сказал, что больше не выйдет на трек без зонтика. Воды у него тоже не было, поскольку не приемлет пластиковую тару. Добравшись до технического съезда, всё-таки удержался от сворачивания туда на поиски воды. На горизонте заблестели купола храма, можно было перекреститься перед последним поворотом на финишную для меня прямую. Спустя мгновение зыбкое облачко на несколько минут прикрыло палящее солнце. Мигом пропала и жажда, и вновь вернулись силы. В такой погоде прошёл бы ещё один круг трассы.
На финишном отрезке солнце вновь включилось на полую, сходу загнав меня в живительную прохладу подтрибунных помещений. В итоге, прошёл трек менее чем за час. Если на флеш-интервью измождённые пилоты говорят, что им нужно посмотреть телеметрию, то меня интересовало восстановление пульса и баланса жидкости. Литром воды запил пару таблеток Аскорутина и таблетку Аспаркама. За 15-20 минут нужно было успеть на вокзал Олимпийского парка, к полуденной электричке в Сочи. На перроне успел купить и съесть стаканчик мороженного. Обычно это табу — из-за вопиющей для местных наценки. Здесь же 100 рублей были вопросом не принципа или роскоши, но почти медицинской необходимости.
Вопреки ожиданиям, довольно быстро восстановился и вторую половину дня был занят какими-то делами, в привычном режиме. С одной стороны, экстремальный опыт стал со временем эмоционально шлифоваться в памяти. С другой стороны, романтизироваться. Мол, испытал на треке более широкий спектр ощущений, чем это было бы в более подходящих условиях: как погодных, так и функциональных. Захотелось непременно вернуться на трассу вновь — может быть, даже в дождь. Но теперь, из-за смены конфигурации трека это пока не представляется возможным.
фотоиллюстрации: https://vk.com/sochiautodrom
Есть в планах посещение стадиона или ледовой арены?)