6 мин.

«Заубер» C31 – изящные решения команды из Хинвила

Новый «Заубер» C31 в сравнении с другими машинами в пелотоне кажется обычным, однако на деле в конструкции болида много интересных мелочей. Известный технический эксперт Крейг Скарборо детально рассмотрел автомобиль швейцарской конюшни, а блог «О гонках и не только» перевел колонку английского журналиста.

Концепция

На первый взгляд «Заубер» C31 кажется обычным болидом. Действительно, в ряде компонентов он кажется незапоминающимся, но конструкцию болида не назовешь «обычной» из-за многих важных мелочей. Особое внимание приходится обращать на выдающуюся в сравнении с соперниками-середняками аэродинамику машины.

Кроме того, «Заубер» отличает от других команд структура технического штаба. После трансформации из «БМВ» в «Заубер» команду покинул технический директор Вилли Рампф и на смену ему из «Форс-Индии» пришел Джеймс Ки. Однако Ки ушел в разгар работы над новой машиной, и в «Заубере» приняли решение оставить должность технического директора вакантной. Вместо этого начальники технических отделов будут вместе работать над развитием болида. Двумя ключевыми людьми будут главный конструктор Мэтт Моррис и начальник отдела аэродинамики Виллем Тоет. Это уникальный ход, который скорее всего будет работать не слишком долго. Начальники отделов могут принимать тактические решения, но обязанности технического директора заключаются также и в разработке стратегии развития команды на несколько лет вперед. А сейчас в «Заубере» это непросто, потому что бюджет и ресурсы необходимо централизованно распределять между каждым департаментом. Надеюсь, что в команде изменят структуру управления, прежде чем потеряют направление развития.

Носовая часть 

В «Заубере» уникальным образом интерпретировали правила 2012 года по части уменьшения высоты носовой части болида; как и в «Ред Булл», в команде изящно решили проблему обтекания воздушного потока над «ступенькой». Съемная часть носового обтекателя имеет прямоугольное сечение, в то время как верхняя сужается в форме буквы «V». На стыке этих двух частей получается небольшой зазор, сформированный вогнутой поверхностью шасси.

Многие обозреватели сравнили эту находку «Заубера» с решением «Феррари» в 2008 года, но в рамках технического регламента, действующего после сезона-2009, копирование той идеи было бы признано нелегальным.

Я полагаю, что «ступенька» на носу С31 служит обшивкой воздушного канала, по которому поток воздуха следует от днища к верхней части шасси.

Таким образом создается небольшой слой между потоком воздуха над шасси и потоком, формирующимся в носовом обтекателе. Благодаря этому решению нос болида становится более горизонтальным и квадратным без разделения потоков воздуха, а под шасси освобождается максимум пространства с разреженным воздухом.

В команде очень умно интерпретировали технический регламент. Нос болида должен представлять единую поверхность, отверстия в которой должны использоваться только для охлаждения тела гонщика. Носовой обтекатель «Заубера» соответствует правилам: так как нижнее входное и верхнее выходное отверстия находятся на плоскости между носовым обтекателем и шасси, никаких дополнительных отверстий и нет.

Любопытно, что охладительные отверстия для пилота на тестах С31 замечены не были. В целом носовая часть болида похожа на прошлогоднюю – очень длинная, с высоким и широким закруглением на кончике. Разделение воздушного потока осуществляется с помощью небольшого стабилизатора на носу болида, центрированного с верхним рычагом передней подвески, а сам нос опускается достаточно круто. Из-за этого большое количество воздушного потока проходит под носовой обтекатель и направляется под днище машины. Обращает на себя внимание и пара изогнутых двухсекционных крылышек, расположенных ниже передней подвески, напоминающих о решении, применяемом в «Ред Булл» в середине прошлого года.

Боковые понтоны/ система охлаждения

Обычно боковые понтоны «Заубера» имеют экстремальную форму, но в этом году они не кажутся настолько заостренными из-за того, что входные отверстия стали гораздо меньше. Сейчас по форме они напоминают букву «Р» и расположены посередине, оставляя значительное пространство для внешних крылышек на понтонах. В ходе тестов нижняя грань боковых понтонов была слегка опущена.

Как и у всех в этом сезоне, система охлаждения состоит из радиаторов, направляющих выходящий поток к центру автомобиля; в дальнейшем этот поток обтекает аэродинамичной формы жаростойкие щитки двигателя и направляется к кожуху двигателя. В случае «Заубера» можно рассмотреть две основные зоны выходящего потока. Во-первых, это выхлопные отверстия в задней части понтонов и раструб в хвосте болида. Форма этого раструба не овальная как у «Ред Булл», а представляющая собой пару вертикальных слотов. Тем не менее, на тестах в швейцарской команде испытывали и решение «Ред Булл» в рамках подготовки к предстоящим гонкам в жарких странах.

Выхлопная система

Форма боковых понтонов на болиде поменялась по сравнению с той, что была на презентации, с целью более эффективного использования выхлопных газов. Теперь понтоны имеют форму, необходимую для направления потока воздуха через выходные отверстия к днищу машины как показано на рисунке.

Это решение позволяет добиться лучшего прижима болида к трассе, а также снизить эффект налипания потока воздуха для направления его через выхлопные трубы от понтонов к днищу машины, несмотря на их направленность вверх.

Этот поток направлен на область между задними колесами и диффузором для повторения, пусть и в меньшей степени, принципа действия выдувного диффузора.

Чтобы увеличить прижим, созданный благодаря форме боковых понтонов, команда использовала крылышки, расположенные по сторонам понтонов. Они помогают увеличить давление исходящего потока воздуха и перенаправить его вниз.

Подобные крылышки на понтонах впервые появились на «Джордане» в Венгрии-2004. Они соответствуют техническому регламенту.

Задняя подвеска

«Заубер» использует коробки передач «Феррари», но аэродинамика задней части болида позволяет рассмотреть трансмиссию более пристально, чем у «красных». Можно увидеть, что Скудерия пошла по пути «Уильямса», разместив коробку передач чуть ниже за счет уменьшения высоты расположения поперечных рычагов подвески. Это стало возможным благодаря использованию амортизаторов и демпферов, работающих на применении тяг. От верхнего рычага подвески к заднему антикрылу тянется штучка, которая появляется из коробки передач и изгибается к стойке крыла. Это похоже на воздуховод, но непонятно как поток воздуха между коробкой передач и задним крылом можно использовать эффективным образом. Хотя в правилах есть лазейка, позволяющая использовать 15-сантиметровую область в середине крыла, что может помочь перенаправить поток воздуха из центра диффузора. Но мне кажется, что это не воздуховод, поскольку на крыле не видно никаких отверстий.

Диффузор/Защитная структура задней части болида

В этом году концепция защитной структуры задней части болида распределена между диффузором и задним антикрылом с целью эффективного направления потока воздуха для обоих устройств. В случае «Заубера» защитная структура очень аккуратная, хотя в районе хвостового фонаря конструкция и выглядит слегка громоздкой.

Диффузор представляет собой весьма нехитрую интерпретацию правил. Хвостовая часть диффузора расположена под защитной структурой; это позволяет направлять нисходящий поток воздуха из боковых понтонов в отверстие в кожухе двигателя и над большим изогнутым закрылком в центре диффузора. Обе стороны этого закрылка и кромка диффузора между стойками заднего антикрыла обеспечивают более обтекаемую форму хвостовой части. Все эти решения помогают снизить давление за диффузором, чтобы направить воздушный поток на создание большей прижимной силы. В отличие от прошлого года торцевые пластины заднего антикрыла не расширяются за диффузором.

 Особенности

В верхней передней части очень узких боковых понтонов установлена только одна стойка для боковой ячейки безопасности. Обычно команды используют две стойки – меньшую основную и большую вспомогательную. Невероятно, но инженерам «Заубера» удалось добиться достаточной для прохождения крэш-теста защиты от бокового удара с помощью всего одной стойки при весьма аэродинамичной форме понтонов.

Вот уже несколько лет в «Заубере» используют колеса с полыми спицами от OZ. В этом сезоне количество спиц увеличилось с пяти до семи, и на С31 будут использоваться новые колесные гайки.

Силовые агрегаты

«Заубер» продолжает использовать силовые агрегаты «Феррари», включающие в себя двигатель, KERS и коробку передач. 

P.S. Ну вот и все на сегодня – на самом деле технические обзоры на блоге Крейга Скарборо очень интересны, но требуют немалого времени для прочтения и анализа, поэтому по мере возможностей постараюсь периодически возвращаться к ним