12 мин.

Сенна, Шумахер, Ферстаппен, Райкконен... Самые эпичные драки пилотов «Формулы-1»

В преддверии Гран-при Японии на легендарной Сузуке и дня рождения Кими Райкконена самое время вспомнить яркие перепалки между пилотами, которые иногда приводили к дракам. Райкконену исполнится 40 уже 17 октября!

По сообщению одной монреальской газеты, вскоре после гонки расстроенный поражением в чемпионате Райкконен подошел к Шумахеру. «Ты был моим кумиром, но мне противно видеть, как ты себя ведешь!» - заявил он немцу. Пребывавший после победы в отменном расположении духа Шуми поначалу пропустил слова Кими мимо ушей. Финн несколько раз повторил свое заявление, а потом вдруг схватил соперника за грудки. Шумахер в свою очередь вспылил, и между гонщиками завязалась драка. Механики «Феррари» и «Макларена» бросились разнимать смутьянов, однако и чемпион, и вице-чемпион мира все же успели отвесить друг другу пару оплеух. Окончательно прекратить потасовку и помирить драчунов удалось лишь после вмешательства Жана Тодта. Обе команды и «ФИА» попытались сохранить инцидент в тайне. И им это, вероятно, удалось бы, если бы не присутствие канадских репортеров, на следующий же день поведавших миру о «гоночном инциденте» на «Сузуке». Все описанные выше события произошли еще до того, как братья Шумахеры начали свою вечеринку, закончившуюся разбитой бытовой техникой и катанием не слишком трезвого Михаэля на погрузчике.

Когда не было синего флага

Интересно, что стычка между Райкконеном и Шумахером случилась ровно через десять лет после того, как здесь же, на «Сузуке», разгорелся один из самых громких скандалов в истории «Формулы-1». Тогда, в 93-м, японский Гран-При завершился победой Айртона Сенны, но в ходе гонки уверенно лидировавший бразилец несколько раз едва не вылетел с трассы, пытаясь обогнать на круг «Джордан» проводившего свою дебютную гонку Ирвайна. Горячий ирландец самозабвенно боролся с «Уильямс» Хилла за шестое место, не обращая на лидера никакого внимания. Пару раз они едва не столкнулись. И после финиша взбешенный Сенна в сопровождении Нормана Хауэлла (в то время PR-директора «Макларена») и своего гоночного инженера Джорджо Асканелли явился в боксы «Джордан», чтобы объясниться с Ирвайном, который в компании Рубенса Баррикелло и дюжины механиков как раз смотрел видеозапись гонки. Там же сидел и репортер Autosport Адам Купер. Как только возбужденный Сенна влетел в бокс, Адам, почувствовав, что запахло жареным, нажал кнопку диктофона. И на следующий день весь мир прочитал и услышал по радио запись их ссоры. Мы не будем приводить здесь полную стенограмму той перепалки. Она уже не раз публиковалась в прессе. Вот только некоторые, наиболее «содержательные» фразы из диалога великого бразильца с амбициозным ирландцем.

Сенна: Что ты думаешь о своем поведении?

Ирвайн: Я гонялся.

Сенна: Ты гонялся?! Ты знаешь, что обязан пропускать лидера, отставая на круг?

Ирвайн: Если бы ты ехал достаточно быстро, то проблем бы не возникло.

Сенна: Я обгонял тебя! Ты три раза вылетал передо мной в одном и том же месте, как ***ный идиот... Ты мог вынести меня с трассы...

Ирвайн: Я дотронулся до тебя? Я хоть раз коснулся тебя?

Сенна: Нет, но ты был близок к этому, и я мог бы оказаться ***ным лидером!

Ирвайн: Да расстояние между нами было чуть ли не в милю... Эй, я ехал так, как было лучше для меня...

Сенна: Ты должен пропускать лидера, а не вытворять то, что ты делал. Ты трижды чуть не столкнулся с Хиллом прямо передо мной, в результате я мог собрать вас обоих...

Ирвайн: Но я гонщик! Гонщик!

Сенна: Ты не гонщик. Ты ехал как ***ный идиот. Ты не гонщик, ты ***ный идиот.

Ирвайн: Говори, говори. Ты просто оказался в неудачном месте в неудачное время...

Сенна: Будь поосторожнее, парень...

Ирвайн: Буду, я буду следить за тобой.

Сенна: У тебя будут проблемы...

Ирвайн: Да что ты...

Сенна: Будут.

Ирвайн: Да? Хорошо!

Сенна: Да? Ну ты узнаешь, как это хорошо.

Ирвайн: Убирайся отсюда.

Сенна: Ты узнаешь...

Ирвайн: Проваливай.

После этого Сенна повернулся было, чтобы уйти, но тут же передумал, с разворота вмазал левой (Айртон был левшой) Ирвайну по лицу и направился к двери. От неожиданности Эдди не удержался на ногах и свалился на стол. «Ты заплатишь за это», - прокричал он вслед бразильцу.

Первое время Ирвайн и вправду угрожал подать на трехкратного чемпиона мира в суд. Но в конце концов все ограничилось созывом специального заседания Всемирного спортивного совета «ФИА» (после столь громкого скандала Федерация уже не могла остаться в стороне) и весьма мягким приговором: Сенна был условно дисквалифицирован на полгода. Парадокс заключается в том, что будь суд менее расположен к бразильцу и наложи на него не условную, а настоящую дисквалификацию, это наверняка спасло бы Сенне жизнь. Впрочем, тогда этого еще никто не знал, и, выступая перед Всемирным советом, Сенна как мог спасал свою репутацию хорошего парня.

«Ничто не оправдывает моего поступка, да я и сам себя не оправдываю, - сокрушался Айртон. - Но то, что творилось во время гонки, - абсурд, а никому не было до этого ровным счетом никакого дела. Поэтому-то я и отправился поговорить с ним, но наткнулся на глухую стену непонимания. Он не то что не считал себя виноватым, но и не хотел даже думать об этом, откровенно насмехаясь надо мной под циничные улыбки пьяных механиков. Это вывело меня из себя».

Кстати, девять лет спустя Ирвайн сам оказался в подобной ситуации и возмущался по этому поводу не меньше Айртона, обрушившись после Гран-при США ’02 с критикой на Ральфа Шумахера. «Я не могу понять такого поведения человека, отстающего на круг, - искренне кипятился Эдди, видимо, совсем забыв о собственных выкрутасах на «Сузуке». - Он знал, что мы с Хайдфельдом боремся за позицию, и вдруг решил вклиниться между нами. Не самый умный поступок, но это норма для Ральфа».

Нужно заметить, что и для Сенны, и для Шумахера кулачные бои на «Сузуке» были далеко не первыми. Однажды, в Хоккенхайме ’92, они даже едва не подрались между собой. Сенна был взбешен опасными маневрами Солнечного Мальчика, за три недели до этого уже выбившего его из гонки в Маньи-Куре, и лишь вмешательство третьих лиц позволило охладить пыл двух величайших пилотов XX века.

«Если парень прибегает и хватает тебя за грудки, не думаю, что он приходил извиняться»

Вообще же «бойцовская карьера» Айртона началась еще во времена его выступлений в британской «Формуле-Форд». В 1981 году юный Сенна, вернее, тогда еще да Силва, бросился с кулаками на своего партнера по команде Энрико Мансиллу, подрезавшего его на трассе. А через шесть лет в Спа Айртон сам стал жертвой нападения на пит-лейн. После того как на первом круге гонки Сенна столкнулся в борьбе за лидерство с Мэнселлом, Найджел примчался к боксам «Лотус» и с налитыми яростью глазами накинулся на бразильца. Механики насилу смогли растащить их. Сенна в этой ситуации нашел в себе силы для шутки: «Если парень прибегает и хватает тебя за грудки, не думаю, что он приходил извиняться».

На счету Михаэля, помимо стычек на Сузуке ’03 и Хоккенхайме ’92, также есть еще два инцидента, которые, правда, так и не переросли в драку. В 1995 году в Монце Шуми бросился с кулаками на вынесшего его в Roggia Хилла, но судьи смогли вовремя оттащить разгневанного Михаэля от не спешившего вылезать из машины Дэмона.

А тремя годами позже в Спа после столкновения под проливным дождем в Pouhon с отстававшим на круг Култхардом немец, вернувшись на пит-лейн, кинулся «убивать» (по собственным словам Михаэля) шотландца. Но Тодт и механики «Феррари» успели отловить несостоявшегося киллера уже у самых боксов «Макларена».

Безусловно, и кроме двух великих чемпионов забияк и в «большом цирке», и в «младших» Формулах хватало. Хотя во времена, когда на трассы выходили поколения гонщиков-джентльменов, до кулаков дело доходило редко. Если рыцари от автоспорта и дрались, то, как правило, не из-за событий на трассе, а из-за женщин или по идейным соображениям. Так, в 1956 году в Монце Луиджи Муссо и Эудженио Кастеллотти затеяли драку из-за националистических предрассудков. Однако вскоре изменились и времена, и нравы.

Первым записным «дуэлянтом» «Формулы-1» стал в середине 70-х взрывной британец Джеймс Хант, схлестнувшийся в 1976 году в Штатах с Патриком Депайе и имевший на своем счету еще несколько мелких стычек. Но уже через шесть лет славу главного бретера при дворе «королевы автоспорта» у него отобрал бразилец Нельсон Пике, кулачный бой которого с чилийцем Элисео Салазаром телезрители ВВС увидели в прямом эфире во время трансляции Большого Приза Германии 1982 года из Хоккенхайма. На 19-м круге возглавлявший гонку «Брэбем» Пике догнал ATS Салазара на круг и перед «эской» Ostcurve попытался пройти его. Но Элисео повел себя довольно странно, тем более по отношению к Пике, который в свое время помог богатому, но по большому счету бесталанному чилийцу пробиться в «Формулу-1». Перед обозначенным старыми покрышками поворотом Салазар ушел внутрь и в «эске» воткнулся носом в бок входившего по наружной траектории «Брэбем», отправив Пике в отбойник. Для обоих гонка на этом закончилась. Взбешенный чемпион мира пулей выскочил из разбитой машины, тут же на обочине, не снимая шлема, бросился с кулаками на чилийца и довольно долго гонялся за ним по полосе безопасности. Однако через некоторое время эта некрасивая история получила весьма любопытное продолжение. Пару месяцев спустя главный механик Нельсона признался ему, что даже если бы Элисео не вынес его с трассы, бразилец все равно был обречен на неудачу: мотор гарантированно не дотянул бы до финиша. Узнав об этом, Пике тут же схватил телефон, набрал номер Салазара и... поблагодарил чилийца за то, что тот спас BMW от позорного взрыва мотора на домашнем Гран-При.

«Формула-1», безусловно, вершина автоспорта, но это вовсе не значит, что в «младших» классах накал страстей ниже и рукоприкладство встречается реже. Здесь тоже есть свои антигерои. Так, Бертран Гашо - тот самый бельгиец, который в августе 1991 года, попав в тюрьму за драку с лондонским таксистом, открыл дорогу в Ф-1 Михаэлю Шумахеру, - на заре своей карьеры оказался замешан сразу в двух разборках. Сначала в 1985 году после напряженнейшей гонки «Формулы-Форд» в Касл-Комбе Бертран пырнул пальцами сквозь открытое забрало шлема в глаза Марку Бланделу. А двумя годами позже, уже выступая в британской Ф-3, сам стал жертвой нападения. Во время квалификации в Донингтоне Марку Греку испортил Бертрану зачетный круг. Недолго думая, Гашо ответил бразильцу тем же, после чего Греку прямо на пит-лейн набросился на Бертрана с кулаками.

Похожая стычка произошла в 1993 году и на этапе международного чемпионата Ф-3000 во французском Ногаро между Винченцо Соспири и Оливье Панисом. Та гонка была решающей в борьбе за титул: перед заключительным этапом сезона Панис лидировал в первенстве, опережая своего основного соперника португальца Педро Лами всего на очко. Старт стоявший на первой линии Оливье благополучно проспал и на первом же круге влетел в машину Винченцо Соспири, которого занесло из-за того, что итальянец пытался рискованным маневром опередить одного из соперников. Оба в итоге выбыли из гонки. И поскольку Лами оставался на трассе, после возвращения на пит-лейн у француза сдали нервы. Разгневанный Панис понесся к боксам Mythos и кинулся на Винченцо, который, казалось, украл у него титул. Однако Соспири оказался крепким орешком. Между двумя будущими чемпионами Ф-3000 завязалась нешуточная драка, победителем которой вышел итальянец, напоследок пару раз весьма основательно лягнувший Паниса ногой. Но через полчаса Оливье все же утешился: Лами финишировал лишь 16-м и не смог отобрать у него титул.

Конечно, кулачные бои, кои, как мы видим, случаются в гоночном мире не так уж и редко, вряд ли украшают автоспорт. Но, думается, никакими карательными мерами «ФИА» их пресечь все равно не удастся. Уж слишком высок порой бывает накал борьбы на трассе даже для психики таких тренированных людей, как пилоты Гран-при. Когда нервы не выдерживают, гонщики бросаются друг на друга с кулаками, но затем, как правило, мирятся и в дальнейшем продолжают вполне нормально общаться друг с другом. Оставаться врагами в «большом цирке» слишком опасно.

Что из свежего? Эстебан Окон в прошлом году на этапе в Бразилии отказался без боя пропускать Макса Ферстаппена. В итоге того развернуло, что лишило его победы. Что же он сделал? Подошел и толкнул Окона! В наказание он формально отработал стюардом два дня.

Источник.