Трибуна
13 мин.

Он сделал «Феррари» великой: начал помощником Энцо, а закончил боссом «Фиата» и титулами Шумахера

От редакции: Привет! Вы в блоге «F1 — королева автоспорта!», здесь автор переводит интересные тексты о «Ф-1» и автоспорте. И сегодня вашему вниманию – адаптация рассказа из журнала MotorSport Magazine об одном из архитекторов нынешнего величия концерна «Фиат» и «Феррари» Луке ди Монтедземоло – начиная с его первых лет менеджмента команды вместе с Ники Лаудой до моментов абсолютного триумфа с Шумахером. Такой контент заслуживает плюсов!

***

Это было ясное, бодрящее летнее утро. И я гулял с собакой по пустынному корнуэльскому пляжу, когда у меня зазвонил телефон.

Номер был итальянский. Никто не любит, когда прерывают такие моменты уединения и созерцания, и я злился на себя за то, что вообще посмотрел на это чертово устройство.

Но есть что-то удивительно экзотическое в международном телефонном коде на экране Apple. И любопытство победило, поэтому я ответил.

Пришел в «Феррари» в 1973 году, а уже в следующем ему доверили руководить слабеющей командой «Формулы-1». В союзе с единомышленником Ники Лаудой команда возродилась. Лауда выиграл мировые титулы в 1975 и 1977 годах. 

Близкий соратник Джанни Аньелли, Монтедземоло, в 1976 году возглавил все конкурентные мероприятия «Фиата», а через год получил повышение и стал самым молодым топ-менеджером.

Послышался легкий треск, приличная пауза, а затем:

– Я говорю с Крисом Харрисом?

– Да, это я.

– Я звоню, чтобы обсудить проект, о котором хотел бы с вами поговорить. Он называется F41 (все было сказано на чистом английском языке, но с идеальным итальянским акцентом).

Он продолжил, в основном потому что я молча размышлял, был ли это подшучивающий надо мной пьянчуга, или просто сумасшедший.

– Видите ли, это как F40, но плюс один. F40 был, конечно, фантастическим, но я думаю, мы можем добавить еще один.

– Простите, кто это? – это все, что я смог придумать.

– Лука Кордеро ди Монтедземоло. И позвольте мне сказать вам, мистер Харрис, что разговаривать с вами – одно удовольствие.

Моя эпоха тестирования автомобилей, предназначенных для использования на дорогах и в соревнованиях, встреч с талантливыми людьми, которые их создавали и водили, запомнится как золотая эра.

Я уверен в этом. Я сидел рядом с Колином МакРеем на «Гонке чемпионов», ездил на переднем пассажирском сиденье с Себастьеном Лебом на одном из его сумасшедших «Ситроен». Я участвовал в гонках на 911 GT3 RS с Вальтером Рерлем на Нюрбургринге. Меня легко соблазнить поклонением героям, которых я считаю лучше себя – а таковыми являются большинство взрослых, – и все же у меня есть только один настоящий герой того времени: Лука Кордеро ди Монтедземоло.

Истоком моего восхищения этим человеком стала выставка в Женеве в 1999 году. Как молодой репортер Autocar, я должен был взять с собой столько экземпляров журнала за эту неделю, сколько мог унести в качестве ручной клади, и раздать их на выставке руководителям автомобильных компаний. Я никогда раньше не был на Женевской выставке и бродил по ней, как какой-нибудь пьяный ребенок, пока не оказался по «крестьянскую» сторону веревки, которая охраняла стенд «Феррари».

По нему расхаживал и жестикулировал человек, которого я видел только по телевизору и в интервью в журналах – мистер Монтедземоло. Кстати, имя важно. Он либо Лука, либо мистер Монтедземоло, либо Лука Монтедземоло, либо Лука Кордеро ди Монтедземоло. Но он не тот, кого обычно называют – Лука ди Монтедземоло. Это неправильно.

В 1984 году Монтедземоло назначен управляющим директором компании по производству напитков «Чинзано». В начале десятилетия он также управлял «Адзурра» – первой итальянской яхтой, участвовавшей в Кубке Америки. Он также руководил футбольным «Ювентусом». 

В 1985-1990 годах Монтедземоло был генеральным менеджером организационного комитета по проведению футбольного ЧМ-1990.

В любом случае, это был единственный человек в огромных выставочных залах Женевы, который мог соперничать со всем блестящим новым металлом за внимание.

И помните, это была еще эпоха девушек в автосалонах. Журналисты и клиенты выстраивались в очередь, чтобы ощутить его ауру. Он был единственной рок-звездой в здании. Харизмы у него было столько, что он мог бы поделиться ее излишками с боссами «Ламборгини» и «Астон Мартин», и они все равно остались бы незаметными для других людей.

Он был готов общаться. Я наблюдал, как он разговаривал со всеми и каждым – даже обсуждал тонкости 550-й с совсем начинающими журналистами. Я видел, как великий Питер Робинсон (тоже герой по натуре), казалось, спорил с ним, прежде чем это переросло в шутки и улыбки.

Он был выдающимся руководителем автомобильной компании в последующие годы. Ходили истории – правдивые или нет – о том, как Лука запрещал проблемных журналистов или спорил по незначительным аспектам дорожных испытаний. Или же, одна из его любимых уловок, он ждал журналистов, чтобы они приехали в Маранелло, а затем вызывал их на разговор о некоторых мнениях, которые они могли высказать за последние несколько месяцев.

Можете ли вы представить себе другую автомобильную компанию с такой дерзостью, чтобы посадить кого-то в ожидающую «Альфа Ромео», а потом увезти, не совсем понимая, что происходит? Это был миф о «Феррари», увиденный глазами журналиста автомобильной тематики. Это было безумно и увлекательно. Это был настоящий театр.

В начале 2000-х у «Феррари» начался величайший период.

Альянс Шумахера и Брауна приносил победы в чемпионате «Формулы-1», а дорожные автомобили были исключительными – 430, 599, 612. За ними последовали 458, FF и F12. Мы не осознаем эпохального величия в то время, но теперь мне ясно, что «Феррари», вероятно, никогда больше не будет иметь такого преимущества над соперниками по дорожным автомобилям, как тогда.

Монтедземоло вернулся в «Феррари» – в качестве председателя совета директоров и управляющего директора в ноябре 1991 года. И снова приоритетной задачей стало возрождение отстающей команды «Формулы-1». 

В 1993-м он также стал вице-председателем футбольного клуба «Болонья», а в 1997-м получил контроль над «Мазерати» с заданием возродить увядающую марку.

И кто же был руководителем в то время? Что было общим для всего этого величия? Лука.

О чем Лука хотел поговорить по телефону в то случайное утро? О перспективах внедорожника «Феррари», об электрической «Феррари». Он хотел, проявляя уважение, оспорить некоторые решения, принятые компанией после IPO. Ему было за 70, но он сохранял остроту ума и интуиции. Разговор длился около 20 минут.

Я думал, что больше никогда не получу от него известий и не поговорю с ним.

Несколько месяцев спустя я встретил Маниша Панди – человека, который снял фильм о Сенне. Он работал над историей Берни Экклстоуна, и я подумал, что он будет замечательным гостем в моем подкасте. Маниш упомянул, что разговаривал с Лукой о том, чтобы рассказать его историю, и что тот скоро будет в городе – не хочу ли я встретиться с ними обоими за чаем и поболтать?

После этого Маниш сказал, что хочет попробовать другой подход к Луке, нежели тот, который он использовал с Берни. Для тех из вас, кто смотрел «Счастливчик!», внушительное присутствие мистера Э. в кадре от первого лица незабываемо и работает отлично. Но английский – не родной язык Луки, а фильм должен быть на английском, и Манишу хотелось чего-то другого. Возможно, второй фоновый голос, чтобы раскрыть поистине экстраординарную историю Луки? Может быть, безработный ведущий BBC с необычайно острым интересом к этой теме?

С Жаном Тодтом в руководителях команды «Формулы-1» с 1993 года «Феррари» в 1999-м завоевала первый за 16 лет титул чемпиона среди конструкторов, а в 2000-м Михаэль Шумахер прервал 21-летнюю засуху в гонках. Шумахер и «Феррари» будут доминировать в «Формуле-1» в течение пяти лет.

Мы отправились в Рим несколько месяцев спустя.

Конечно, я думал, это мой шанс решить, хочу ли я получить эту работу, но на самом деле все было наоборот – меня проверял Лука. В любом случае поездка из аэропорта до квартиры Луки была одной из тех, которые я никогда не забуду. Нас встретили в зоне прилета мужчина в темном костюме и проводили к неприметной дизельной «Ауди» A6, которая была припаркована там, где парковаться в аэропорту нельзя. Мы с Манишем запрыгнули на задние сиденья.

Затем машина с угрожающей скоростью направилась в Рим. Водитель держал левую руку на руле, а правой находился возле рычага переключения передач, где, казалось, что-то крутил. В этом не было ничего необычного с точки зрения римских правил дорожного движения. Однако по сравнению с беззаконным безумием дорожной сети Рима, мы, похоже, шли на еще больший риск, чем другие сумасшедшие, но всегда выходили невредимыми. Машины уступали нам дорогу.

Я уже собирался добавить эту поездку к своему списку впечатляющих пассажирских гонок, когда мы приехали и моя дверь открылась – и я увидел намек на кобуру под пиджаком водителя.

Подстаканники в машине имели два дополнительных переключателя: один красный, другой синий.

В решетке радиатора «Ауди» оказались тщательно спрятаны ряды синих и красных светодиодов. Именно в этот момент вспоминаешь, что Лука Монтедземоло не просто бывший руководитель автомобильной компании. И даже не бывший глава «Феррари». Он один из самых известных итальянцев, его статус настолько выше статуса национального достояния, что, как я понял, соотечественники не могут скрыть любви к нему.

Мы пробыли там несколько часов. Должно быть, я прошел проверку, потому что вскоре после этого мы договорились о съемках фильма о жизни Луки. Все произошло быстро – и год спустя мы начали съемки. Но кино снимается небыстро.

Я не хочу пересказывать здесь содержание документального фильма – конечно, я хочу, чтобы вы его посмотрели! Луке сейчас 77 лет. Все еще трудно осознать, как много он успел за эти годы на нашей планете. Я хочу, чтобы вы посмотрели этот фильм и узнали обо всех вещах, о которых вы не подозревали, что Лука принимал в них участие. Это не просто биографический фильм, наполненный фактами, это признание в любви человеку, общение с которым мы с Манишем считаем настоящей привилегией.

Кими Райкконен в 2007 году стал последним чемпионом в составе «Феррари» на данный момент, а в 2008-м «Феррари» в последний раз завоевала Кубок конструкторов.

В 2010-м Джон Элканн сменил Луку на посту председателя совета директоров «Фиата». В 2014 году, после напряженных отношений с преемником и генеральным директором Серджио Маркионне, Лука ушел с поста председателя совета директоров и президента «Феррари».

Как любой человек, наделенный харизмой и талантом, он непрост, но вдохновляет. Он терпеть не может дураков и ясно понимает, что правильно, а что нет.

Я провел с ним несколько недель в Риме и на его вилле на холмах над Болоньей. Он размышлял о многочисленных успехах и немногочисленных неудачах. Лука любит улыбаться. Ему нравится смеяться и шутить. Он хочет покидать комнату, зная, что заставил всех чувствовать себя лучше, чем до его прихода. Возможно, это его главный дар, превосходящий все остальные умения? Люди просто обожают его.

В конце концов, именно этот человек однажды утром позвонил Серджио Пининфарине с важным сообщением. «Серджио, – сказал он, – я убежден, что у следующего «Феррари» должно быть три колеса. Это будущее для «Феррари»!

Мистер Пининфарина какое-то время был в замешательстве, пока Лука не перестал сдерживать смех. В нем есть озорство и человечность.

Он не похож ни на одного человека его статуса и положения, которого я когда-либо встречал. Когда я представил ему свою девушку, он пожал ей руку, посмотрел на нее, а затем перевел взгляд на меня: «Это не та же самая девушка, с которой ты познакомил меня в Риме».

Есть некая печаль в том, как закончилось его пребывание в «Феррари». И это исследуется в фильме – на мой взгляд, с деликатностью и взвешенностью.

Судя по моему пониманию событий – того, как Лука был отстранен от места, которое он обожал, — у него были бы все основания попытаться бросить несколько резких фраз, но он выше этого. Тем не менее он знает, что его наследие осталось незапятнанным. Он был руководителем, которого заслуживала величайшая марка из всех; только у него была харизма, чтобы поддерживать «Феррари» на должном уровне, и ясно, что компании сейчас не хватает такой роскошной фигуры, как он. Не поймите меня неправильно, «Феррари» – отличная автомобильная компания, создающая потрясающие автомобили, но я считаю, что было бы еще лучше, если бы во главе стоял кто-то вроде Луки.

Есть два воспоминания, через которые я хотел бы показать вам Луку. Первое: после очередного восхитительного обеда в Болонье.

Мы запрыгнули в его маленькую «Тойоту», и он сказал, что хочет мне что-то показать. Мы остановились у обычного магазина одежды и вошли внутрь. Все было из остатков коллекции или со скидкой. Он был так взволнован!

«Здесь можно найти настоящие выгодные предложения, а потом еще поторговаться при оплате!» Так он и сделал. Продавцу нравилось торговаться – Луке нравилось искать выгодные предложения. Этому человеку больше всего нравится находиться среди обычных людей. Его интересует жизнь людей. Конечно, он любит «Феррари», но когда мы ехали в Болонью на ужин, то садились в его «Рено» и говорили о гениальности создания автомобилей, которые нравятся миллионам.

И он обожает животных. На вилле живут Алекс, его огромный бернский зенненхунд, и стадо коров породы ангус, за которыми ухаживает его младший сын Лупо. Он знает по имени каждую овцу, козу и курицу, и он явно их всех обожает. А еще есть ослица Джина.

«Она потрясающая», – всегда говорит он с широкой улыбкой, когда упоминают ее имя. У Джины тоже есть подход к нему, она редко выполняет то, что он от нее требует.

Я впервые встретил Луку, когда он играл рок-звезду на сцене «Феррари», а в последний раз видел, как он кричал: «Джина, Джина!» непослушной ослице. Если объединить эти две сцены, получится образ самого интересного человека, которого я встречал в профессиональной жизни.

Надеюсь, вам понравится прекрасный фильм Маниша.

Источник.

Фото: Gettyimages/Michael Cooper / Staff, Vladimir Rys / Staff