Создаем симулятор World Series by Renault вместе с Даниилом Мове
Прошло очень много времени с тех пор,когда тут была опубликована последняя запись...Позвольте открыть блог в 2011м записью, посвященной совершенно уникальному проекту, который начался около двух месяцев назад...
Трудно переоценить значимость высоких технологий в нашей жизни сегодня. Не обходят они стороной и автоспорт, в том числе вопросы моделирования и подготовки пилотов. То? что 20 лет назад было доступно лишь оборонным технологиям, сегодня вполне «помещается» в обычную персоналку. Удивительно как продвинулись технологии!
Сегодня за 20 Евро вы можете приобщиться к множеству симуляторов, весьма достоверно имитирующих от гражданских машин до болидов Ф1 и грузовиков, от истребителей до авиалайнеров, с учетом погодных условий, состояния асфальта, шин и сотен других параметров симулируемого объекта и окружающей его среды.
В Формуле-1 подобные симуляторы давно не роскошь, а весьма нужный помощник. Как правило, выбор падает в сторону rFactor или NetKAR Pro. В частности, симуляторы Red Bull и Ferrari построены на первом и втором, соответственно. Обе игры вполне гражданские, и купить их может любой желающий, только не забудьте купить хороший руль:)
К сожалению, пилотам «младших» формул подобные вещи доступны редко, потому как тратится на разработку физической модели, а самое главное, на системы имитации перегрузок, весьма недешево для небольших, в сравнении с Королевой Автоспорта,команд.
Ну, пожалуй, хватит с введением:) В данном материале речь пойдет об уникальном опыте создания симулятора «на дому». Около трех недель недель назад, известный российский пилот Даниил Мове обратился ко мне за помощью: Даниилу была необходима как можно более точная модель болида WSR (Мировой Серии Рено) и, по возможности, трасс сезона 2011, для подготовки к старту чемпионата 2011. Задача сама по себе, нетривиальная. Для rFactor, который был выбран платформой, как самый простой для моддинга продукт, никогда не существовало машин WSR. Можно отыскать в той или иной степени сходные GP2 или Formula Nippon, но не более. Так что, работа началась с опробования мной вышеперечисленных модов, а так же бесконечных посиделок на сайтах Даллары в надежде найти спецификации шасси…К счастью, спецификации нашлись на сайте самой Мировой Серии, вплоть до графиков крутящего момента и мощности мотора! А что было не найдено на сайте, было собрано по крупицам на Википедии.
Машины WSR во многих аспектах схожи с машинами GP2 до 2010го года, и сконструированы Далларой. Поскольку модели машин WSR нет, за основу была взята графика от болида GP2. К сожалению, качество физической модели мода GP2 оставило желать лучшего, так что физическую модель в любом случае нужно было делать самому. Мой опыт в симрейсинге насчитывает уже года 4, и по роду своего увлечения я немало изучал устройство гоночных машин..
Изучать технику и разбираться в ней, однако, одно, а сделать модель машины, на который вы никогда не ездили – другое. В итоге, шасси было собрано из нескольких модов: подвеска досталась от машин Ф1 в упрощенном виде, тормоза и аэродинамика от GP2,со слегка уменьшенным уровнем прижимной силы, а шины и двигатель пришлось сделать самому. Основой шинной модели послужили шины Formula Nippon, близкие по геометрическим параметрам. Естественно, все элементы этой «мозаики» были отредактированы там, где это было необходимо, с учетом особенностей машины WSR, реальных диапазонов настроек, а затем и благодаря отзывом Даниила.
После сборки вся эта «солянка» была тщательно мною протестирована за предмет адекватности реакций на настройки и соответствие реальным временам на треке – из тех разумеется, что я смог найти. Увы, в отличие от GP2, информации по WSR не так и много… К моему удивлению, а затем и удовлетворению, после небольшой доводки болид стал сильно походить на то, что требовалось получить в результате моих экспериментов.
Исходя только из сухой теории и своих собственных представлений, сделать точней было бы сложно. Теперь очередь была за Даниилом! Так что не откладывая в долгий ящик, дома у Дани был организован тестовый полигон:) Для таких целей у Дани дома припасена рама от Формулы Русь с лонжементом, слегка модифицированная для крепления руля Logitech G25 и педалей к нему. В итоге все это крепится по отношению пилоту в тех же точках, что и в реальном кокпите. Конструкция установлена напротив широкоформатного монитора с диагональю 27.5` прямо на полу:) Колонки, благодаря своей весьма забавной форме, удачно закрепились прямо на раме:)
За первый тестовый день мы накрутили 170 кругов на двоих по автодрому им. Рикардо Тормо в Валенсии, периодически заглядывая в телеметрию и уточняя настройки. К моему удовлетворению и радости Даниила, особых корректировок в модель вносить не пришлось, а в целом уровень его оценки реализма был весьма высоким!
Симрейсерам же будет интересно, что техника вождения, к которой привыкли, мы почти полностью похожа на ту, что используют реальные пилоты, так что все мы можем считать и себя немного гонщиками:) Ну и конечно, это свидетельствуют о качестве симуляторов.
Время на круге оказалось почти одинаковым: Даниил и я укладывались на круге в две десятые, попеременно опережая друг друга. После Валенсии мы отправились в Арагон, где в марте состоятся первые тесты, но это уже совсем другая история…
UPD:
Материал писался давно, и тесты в Арагоне давно состоялись. Даниил искренне порадовал вашего покорного своими результатами! Скоро тесты в Монце, а значит, пора опять выходить на виртуальный трек. Пожелаем Даниилу удачи! Сезон начнется на трассе Aragon 16го апреля.
До встречи на просторах сети, Друзья!
А имитатор перегрузок видел на ю-тубе самодельный . Сервоприводы типа редукторов от стеклоочистителей , нехитрая силовая электроника , электронный блок управления . Сервоприводы делаются по принципу рулевых машинок для радиоуправляемых моделей . Я думаю , в Москве есть головастые электронщики , способные реализовать такой имитатор . Тем более для такой благой цели , как тренировка Даниила Мове .