7 мин.

Как Макларен повторяет судьбу Уильямса

Когда Уильямс начал постепенно скатываться от доминирующей в Формуле-1 силы до середняка, многие сравнивали это с судьбой Тиррелла, который в 70-90х гг. превратился из претендента на чемпионство в аутсайдера. Но если Уильямс стал в своем роде вторым Тирреллом, то может ли Макларен стать своеобразным вторым Уильямсом? Как это ни странно, но прямо сейчас для второй по старшинству команды Королевских Гонок такая аналогия стала бы не самым плохим ярлыком.

В Уокинге могут возразить против такого сравнения, заявив, что Уильямс является "всего лишь" частной командой, которой в этой связи приходится держать в узде свои амбиции. Однако коллектив из Гроува лишь вовремя понял, что настал момент для перестройки и отказа от постоянных заявлений о том, что он все еще остается одной из главных сил чемпионата и его возвращение на вершину является лишь вопросом времени. Макларену точно стоит обратить на это внимание.

После целой эпохи совместной работы с Мерседесом, которая началась в далеком 1995 году, в Макларен поняли, что соперничество с полноценной заводской командой Серебряных Стрел, появившейся в чемпионате в 2010 году, положит конец их особым отношениям с немецким производителем.

В этом плане поиск нового поставщика двигателей, вылившийся в конечном счете в контракт с Хондой, определенно имел смысл. Казалось, что это стоило того.

Но сейчас, на третий год легендарного союза, становится понятно, что эта сделка обернулась полным провалом, и Макларену стоит прекратить утешать себя заявлениями, что они остаются лишь спящим гигантом, ждущим своего часа. Одержит ли Макларен когда-нибудь еще одну победу, уже не только вопрос времени. Начинают закрадываться мысли, а произойдет ли это вообще когда-нибудь?

Когда в мае 2013 года Хонда объявила о соглашении, все говорили об этом шаге как о "фундаменте для большой команды". Единственным же "большим", что сейчас можно сказать про Макларен, является их отставание от лидеров. К декабрю 2014 года Рон Деннис ставил перед командой цель "доминировать". Это высказывание стало хорошим поводом, чтобы покопаться в архивах и еще раз показать миру хронику легендарного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста в конце 80-х, происходившего как раз-таки под знаменами данного союза, однако настоящее стремительно стирает воспоминания былых дней.

Даже когда возвращение Хонды в 2015 году началось с больших трудностей, в Макларене не переставали излучать оптимизм. Победы в гонках, по общему мнению боссов команды, были делом уже следующего сезона, а серьезные заявления в феврале и марте 2015 года о том, что "мы здесь не для еще одного трудного сезона", как это было в безвыигрышных сезонах 2013 и 2014 годов, вселяли непоколебимую веру в рядовых сотрудников команды, что именно Макларен является единственной командой, способной покончить с доминированием в Формуле-1 Мерседеса. 

Но сейчас, два года спустя кажется, что союз Макларен-Хонда далек от своей цели как никогда ранее.

Общий посыл боссов коллектива из Уокинга, кстати, остается прежним: быть клиентской командой - лишь пустая трата времени, так чемпионат не выиграть. Но даже если это так, неужели быть перманентным претендентом на подиумы хуже существования в хвосте пелетона с крайне медленным и/или ненадежным двигателем? Разве эксклюзивный контракт с японцами был заключен для этого?

"Я продолжаю напоминать всем, что, когда мы вернемся к победам, то вкус от них будет еще слаще, - тешит себя исполнительный директор команды Зак Браун. - "Сейчас ситуация не очень воодушевляющая, однако все в команде обладают большим опытом. Мы знаем, в чем заключается проблема, и работем над ее устранением. Все знают, что этого не произойдет в одночасье, поэтому все мы усердно работаем над решением. Нет никаких причин для паники".

С тех пор как в Формуле-1 началась новая турбоэра, Макларен завоевал всего 2 подиума, причем оба они были завоеваны в самой первой гонке 2014 года, когда команда все еще использовала моторы Мерседес. За тот же период Уильямс собрал 14 призовых трофеев. Конечно, лишь 1 из них был завоеван в прошлом году, когда коллектив Сэра Фрэнка откатился чуть назад, однако в том же 2014 году, когда оба британских коллектива имели моторы Мерседес и были, соотвественно, примерно в равных условиях, Уильямс заработал целых 9 подиумов. Чей персонал получал от своей работы больше удовольствия за эти 3 года?

Путь Уильямса в XXI веке говорит о том, что в Ф-1 не бывает легкой жизни. Потеряв в 2006 году двигатели BMW, команда пустилась в продолжительное, извилистое и относительно бесплодное путешествие длиной в несколько лет, меняя одного поставщика моторов за другим. Даже победы на Гран-При Испании в 2012 году с двигателями Рено оказалось недостаточно, чтобы вернуть команду на прежний курс.

Союз с французским поставщиком, последовавший после коротких контрактов с Косуортом и Тойотой, оказался также недолговечным. Кстати, именно японский фактор дал команде из Гроува четкое понимание того, что ее звезда закатилась. Когда она подписала Казуки Накаджиму как часть сделки по моторам, в паддоке сразу начали проводить аналогии с ситуацией конца 80-х, когда тот же Уильямс лишился доминирующих моторов Хонды как раз потому, что отказался брать в команду как часть сделки его отца Сатору.

Тогда в 80-х Уильямс удалось удержаться на первых ролях после ужасного сезона с моторами Джадд, заключив контракт с Рено, однако в конце прошлого десятилетия в Гроуве поняли, что восстановиться схожим образом после потери японских двигателей невозможно.

Впрочем, шагнув в очередной катастрофический сезон, Макларен, кажется, подаёт первые признаки своего понимания ситуации. В прессе уже успели всплыть слухи о возврате к моторам Мерседес, хотя это и преподносится скорее как временное решение, которое позволит Хонде доработать свой мотор вдали от пристального внимания, а Макларену - продемонстрировать-таки, наконец, что такое лучшее шасси в Формуле-1.

Если бы это оказалось правдо уже сейчас, то с учетом заметно отставшего от пары Феррари-Мерседес австрийского коллектива у Макларена появился бы шанс, будучи клиентской командой, стать аж третьей силой в пелетоне. Кстати, сам Ред Булл также является "клиентом", но, находясь в полной зависимости от Рено, австрийцы все-таки умудряются время от времени выигрывать гонки.

Думаю, сотрудники Макларен, усердно работающие на благо команды, будут отнюдь не против стать регулярными претендентами на топ-6, даже если им скажут, что они точно не смогут вмешаться в борьбу за чемпионство. Это в любом случае гораздо приятнее, чем работать так же усердно, но затем видеть, как один из твоих пилотов не может выйти на старт, а другой всю гонку ругается с инженером по поводу недостатка мощности, выражая в конце полное безраличие к смене гоночной стратегии.

Но как же тогда быть Хонде? Она вкладывает в Макларен большое количество средств, которые помогают Макларену, не имеющему титульного спонсора, не испытывать финансовых трудностей, несмотря на ужасающие результаты в Кубке Конструкторов. Хочется ли им, пусть и на время, отойти в сторону только для того, чтобы Макларен перестал стыдиться своих результатов?

Стратегия Уильямса включает в себя долгосрочный контракт с Мерседесом, гарантирующий стабильность, которая позволяет команде сконцентрироваться полностью на своей работе - постройке быстрой машины, которая будет дополнена лучшим в пелетоне двигателем. Постоянная же смена мотористов явно лишит команду части тех возможностей, которые есть у нее при сохранении одного и того же поставщика из года в год.

Пожалуй, наиболее тревожным моментом здесь видится расклад, при котором Хонда, даже уйдя в тень на 1-2 года, не сможет достичь достаточного прогресса. За исключением взлета в конце 80-х-начале 90-х история японской компании в Королевских Гонках не сопряжена с успехом. Да и про тот период можно сказать, что турбомоторы Хонды смогли выйти на первый план только после того, как пионеры данной области из Рено и BMW уже свернули свои программы в Ф-1.

Но даже если расцвет Хонды все-таки случится и произойдет это снова в отсутствие конкурентов, у соперников из Рено вряд ли уйдет много времени на то, чтобы, вернувшись в Формулу-1, почти сразу же превзойти Хонду, как это случилось после возвращения французов в 1989 году.

Возвращение японского концерна в Королевские Гонки в XXI веке вылился лишь в одну победу в смешанных погодных условиях. Конечно, в итоге она заложила определенный фундамент для чемпионского болида Brawn GP BGP 001 перед своим уходом в конце 2008 года, но что, если даже магический двойной диффузор не принес бы Россу Брауну чемпионство, не смени он моторы Хонда на Мерседес?