Какие кнопки нажимает гонщик «Формулы-1» в квалификации
Более 70 переключений на руле за полторы минуты.
Пользователь Reddit Mark 4221 поделился видеороликом, в котором показано, какие кнопки на руле нажимал Льюис Хэмилтон во время быстрого квалификационного круга, принесшего ему поул-позицию на Гран-при Малайзии.
Несмотря на то, что на руле «Формулы-1» более 20 кнопок и переключателей (посмотреть их назначение можно здесь или здесь – второй вариант актуальнее, но на английском языке), не все они используются в моменты, когда требуется показать максимальную скорость.
Разумеется, наиболее часто по ходу круга Хэмилтон пользовался лепестковыми переключателями на обратной стороне руля (30 раз повышал передачи и 29 раз – понижал), еще несколько раз он нажимал кнопки включения и выключения DRS (drag reduction system – системы снижения лобового сопротивления, которая открывает створку заднего антикрыла и снижает прижимную силу автомобиля, что приводит к существенному увеличению скорости на прямой).
Наиболее интересно выглядит работа Льюиса с переключателями, отвечающими за баланс тормозов – BBAL и BMIG. В современные болиды «Формулы-1» внедрены электронные тормоза brake by wire, которые накапливают энергию для ERS (системы рекуперации энергии) и последующего повышения мощности двигателя по ходу круга. Пилот должен знать, в какие моменты необходимо смещать баланс вперед или назад для эффективного накопления энергии и хорошего прохождения поворота.
Как только гонщик отпускает педаль, первыми ослабляются тормоза задних колес, в результате чего баланс смещается вперед. Этот эффект компенсируется регулировкой баланса тормозов (BBAL). Ну и поскольку гидравлическая система используется только для передних тормозов, им нужен отдельный переключатель (BMIG).
Глядя на работу Хэмилтона, легко заметить, насколько сложна современная техника – сегодня пилотам для отличных выступлений необходимо знать множество нюансов. При этом спортсмены по-прежнему должны грамотно работать с рулем и педалями, а также обладать потрясающей реакцией и тонко чувствовать машину.
В 1993-м обсуждался вопрос о запрете полуавтоматических КПП, поскольку Ален Прост и другие пилоты считали, что переключение передач при помощи рычага – один из навыков, которыми гонщик должен владеть в обязательном порядке.
Но было решено оставить такие коробки, поскольку 95% отказов двигателей в прежние времена были связаны с тем, что гонщик переключал передачи или слишком рано, или “перекручивал” мотор. После того, как за перемену передач стала отвечать электроника, проблема превышения допустимых оборотов исчезла, и мы сэкономили немало средств.
Ах да, еще целых 10 раз за 2 минуты нужно другую кнопку нажать, да это просто нереального скилла требует!