В преддверии Гран-при Бельгии. От дебюта Шумахера и Феттеля до наших дней
Хэмилтон получит штраф за смену двигателя?
Льюис Хэмилтон приехал в Бельгию с отрывом в 19 очков в личном зачете от напарника по команде «Мерседес» Нико Росберга. Но в гонке британцу придется стартовать с конца из-за возможной замены двигателя.
«Просто невероятно, как быстро проходит год», - признает Хэмилтон. – «Кажется, что всего несколько недель назад мы были в Барселоне на зимних тестах, а сейчас уже завершился летний перерыв, и мы направляемся в Спа».
«Первая половина сезона напоминала езду по американским горкам, поэтому здорово, что сейчас я занимаю такую позицию после того, как прошло уже больше половины гонок. Уверен, и в дальнейшем подъемы будут чередоваться со спадами, но мои выступления и результаты команды придают уверенность. Я чувствую себя отдохнувшим, полным энергии и готовым к работе. Надеюсь, все хорошо отдохнули, и мы продолжим борьбу».
«Последние несколько недель получились успешными для британского спорта благодаря достижениям на Олимпийских играх. Более того, Кэл Кратчлоу стал первым британским победителем в MotoGP за тридцать с лишним лет. Я сделаю все возможное, чтобы и в этот уик-энд над подиумом взвился британский флаг».
В то время как Росберг два года подряд становился вице-чемпионом «Формулы-1». Но, начиная со Спа, немец намерен ворваться в элиту спорта.
«Спа – потрясающая и довольно сложная трасса, а непредсказуемая погода может еще больше запутать ситуацию», - говорит Росберг.
«Если вспомнить прошлые годы, то там было много ярких сражений – например обгон Микой Хаккиненом Михаэля Шумахера на прямой Kemmel. Гонки на этой трассе – особенные, в том числе это связано с её историей, и я хочу, чтобы мое имя тоже появилось в числе победителей. Я чувствую в себе силы и знаю, что в моем распоряжении лучшая машина, поэтому полон желания вернуться за руль. Посмотрим, как все пройдет в этот уик-энд».
Новый двигатель и новая надежда команды «Макларен»
Для команды «Макларен» этот уик-энд будет очень важен, особенно после того, как было подтверждено то, что бывший руководитель спортивного подразделения Volkswagen Йост Капито станет исполнительным директором команды «Макларен».
За год команда из Уокинга смогла добиться невероятного прогресса. Также и в «Хонде» смогли улучшить свой двигатель. Одно из двух запланированных обновлений двигателя дебютирует уже в эти выходные.
Команда потратил сразу семь из десяти имеющихся жетонов на усовершенствование камеры сгорания, турбо, компрессора и программного обеспечения.
«Нет сомнений, что в Спа и в Монце нам придется тяжело», - говорит руководитель программы «Хонды» в «Формуле-1» Юсуке Хасэгава. – «В Спа длинный и техничный круг, тогда как в Монце большая часть дистанции проходится с педалью газа в пол. Я не знаю, насколько сильное влияние на результаты в предстоящих этапах окажет мощность силовой установки, но не думаю, что мы должны отказываться от борьбы за очки».
«Мы доказали, что в зависимости от того, как складываются события по ходу уик-энда, можем быть четвертой по скорости командой. Мы хотим постоянно демонстрировать этот уровень и ставим цель всегда зарабатывать очки».
«Мы движемся в правильном направлении, команда сильна, техника отличная, мы все едины», - объясняет Алонсо. – «У нас отличная команда. Наверное, это лучшая команда в моей карьере».
«Мы пока не боремся за высокие места, потому что есть много проблем с прошлого года. Но все решается. Главное, чтобы надежность сохранялась, а в мощности, аэродинамике мы добавляем. С точки зрения структуры работы, организации это лучшая команда, в которой я был».
Окон дебютирует в команде «Манор»
Гонке в Хоккенхайме стала последней в карьере для бывшего пилота команды «Манор» Рио Харьянто. Индонезиец так и не нашел денег, чтобы продолжить свое выступление в «Формуле-1». В то время как команда из Банбери объявила о том, что их новым пилотом станет протеже «Мерседеса» и тест-пилот «Рено» Эстебан Окон. Он будет основным пилотом команды в оставшейся части сезона. Уже в эти выходные в Спа состоится дебют Окона. А Харьянто останется в команде в качестве тестового и резервного пилота.
Француз в свои 19 лет имеет титул в евро серии «Формулы-3». В борьбе за чемпионство в 2014 году он опередил Макса Ферстаппена. В прошлом году Окон стал победителем GP3. В этом году он уже несколько раз выступал в первой практике за рулем болида «Рено».
«О дебюте именно в Спа можно было только мечтать», - признается Окон. – «Не могу представить себе лучшего места для начала карьеры в Формуле-1 – это историческая трасса, требовательная к технике и пилотам, а для меня это почти домашний Гран-При. Моя задача в этот уик-энд довольно проста – нужно познакомиться с командой, с машиной, заложить основу дальнейшей работы. Члены моей семьи приедут, чтобы меня поддержать – без их помощи меня бы здесь не было, и для них я хочу добиться успеха».
Без преувеличения можно сказать, что сейчас у нас одна из самых сильных стартовых решеток за всю историю «Формулы-1». Вместе с Оконом у нас станет 20 пилотов, которые становились чемпионами либо «Формулы-1», либо младших формул. Исключение составляет не менее талантливые и яркие пилоты – это Серхио Перес и Макс Ферстаппен.
Команда «Заубер» получила столь необходимые обновления болида
Смена владельцев пошла на пользу команде. Уже в Спа болид C35 получит несколько обновлений.
В Венгрии команда опробовала новое заднее крыло, а в эти выходные настал черед переднего крыла. Команда надеется повысить прижимную силу и снизить лобовое сопротивление.
При изучении переднего крыла явно ощущается влияние философии «Ред Булл». Изменения, если сравнивать с прежней версией, коснулись едва ли не каждой поверхности. Сейчас главный каскад состоит из шести аэродинамических элементов равной длины, которые между собой отличаются прежде всего очертаниями внутренней стороны рядом с нейтральной секцией.
Здесь возникает и получает форму вихрь Y250, и изменения призваны повысить эффективность передней кромки днища и боковых понтонов.
Элементы каскада имеют изгиб с внешней стороны, создавая своего рода тоннель Вентури, который мы можем наблюдать на машинах всех других команд. Это решение позволяет уводить воздух в обход передних колес. Также изменилась геометрия торцевой пластины, которая сказывается на взаимодействии потоков.
Малый каскад выглядит довольно массивным, теперь он состоит из трёх элементов вместо двух, да еще дополнен парой крылышек.
Также в рамках пакета обновлений команда привезла в Спа новые «носы» (на фото модернизированная версия – сверху). Их кончик стал куда короче, к тому же, он заметно смещен назад. Это, в свою очередь, потребовало переделки пилонов.
В нижней части легко заметить более массивный «подбородок», который влияет на скорость потока, протекающего под обтекателем. Новая версия обеспечивает преимущество благодаря изменённой картине распределения давлений в области взаимного влияния «носа» и главной плоскости переднего крыла.
Также в команде подтвердили назначение Хеви Пухолара на должность главного инженера по эксплуатации машин и оборудования швейцарской команды. В полной мере он будет выполнять свои обязанности начиная с Гран-При Сингапура. До этого 43-летний каталонец работал в нескольких командах, в том числе в «Торо Россо», где был гоночным инженером Макса Ферстаппена.
Хюлькенберг и Росберг протестируют систему Halo
Завтра во время первой практики Нико Хюлькенберг и Нико Росберг протестирует устройство для защиты головы пилота.
Тестирование концепции продолжатся, хотя Halo не будет использоваться в сезоне 2017 года. В «ФИА» заявили, что в этом сезоне каждая команда сможет ознакомиться с этой конструкцией. Трасса Спа очень хорошо подходит для проверки этой концепции. В повороте «О Руж» и «Радийон» мы теперь точно сможем узнать: будут ли проблемы с видимостью у пилотов или нет.
Будут ли команды использовать агрессивную стратегию?
На этот раз «Пирелли» привезли «софт», «медиум» и «суперсофт». У команд есть много вариантов различных стратегий в гонке.
Ниже на фото вы можете ознакомиться с выбором команд.
Вот, что говорит Пол Хембри: «Спа не нуждается в представлении – это одна из самых легендарных трасс в календаре. Нагрузка на шины весьма велика, что сделает гонку ещё интереснее. Найти подходящие настройки нелегко, круг очень длинный, есть много мест для обгона, так что возможны различные варианты стратегии».
Например, в прошлом году Хэмилтон выиграл гонку, проведя два пит-стопа (13-й и 30-й круг).
Гона начнется в воскресенье в 14:00 по местному времени и будет состоять из 44 кругов (308.052 км). В эти дни в Спа установилась необычная погода. В течение всего уик-энда будет солнечно, а воздух сможет прогреться до 30 градусов.
25 лет дебюту Михаэля Шумахера в «Формуле-1»
Ложь во благо
Эдди Джордан сегодня решил поделиться с нами об истории появление немца в «Формуле-1».
Чтобы рассказать о дебюте Шумахера, я должен начать издалека. Перед стартом сезона мы подписали контракты с Андреа де Чезарисом и Бертраном Гашо. Вместе с Гашо мы готовили презентацию команды для спонсоров из Pepsi Cola. Нам нужны были деньги. Я приехал на встречу, он – нет. В конечном итоге контракт сорвался. Безусловно, я был расстроен. Но мы заключили сделку с Seven Up. Когда я вернулся на базу, то узнал, что Гашо задержан и ему предъявлено обвинение. У Гашо произошёл конфликт с таксистом. Водители такси были особо защищены законом. Ситуация усугублялась тем, что он использовал газовый баллончик. Но я был поражен, когда узнал, что Бертран приговорен к 18 месяцам тюремного заключения. Ему не дали даже испытательный срок. Конечно, приговор был немедленно обжалован, учитывая, что его отец было важной фигурой в Европейском парламенте. Наказание в конечном итоге было сокращено до шести месяцев.
За десять дней до этапа в Спа мне предстояло найти замену. Первым, кому я позвонил, был мой бывший коллега и старый друг Стефан Йоханссон. Но, к сожалению, у него не нашлось денег. Тогда я вспомнил, как перед второй гонкой сезона в Бразилии Герд Крамер из «Мерседеса» рассказал мне о молодом парне Михаэле Шумахере. Также я был знаком с его менеджером Вилли Вебером, он хотел купить мою команду в «Формуле-3000». Я очень рад, что отказал ему тогда, поскольку в противном случае не оказался бы в «Формуле-1».
Представители моей команды, наблюдавшие за Шумахером в «Формуле-3», были весьма впечатлены. Тем не менее у меня были сомнения, поскольку в гонках спорткаров он не был быстрее Френтцена. К тому же, для меня немецкие пилоты, скорее, ассоциировались с гонками спорткаров, чем с «Формуло-1». Я позвонил Веберу. Мне нужны были деньги. Он предложил поговорить с «Заубером», чтобы через них получить деньги от «Мерседеса». Так в итоге и вышло. В воскресенье, за неделю до гонки, я позвонил Михаэлю и сказал, что если он хочет выйти на старт, то должен позаботиться о суперлицензии. Я уточнил, как и у Вебера, выступал ли он когда-нибудь в Спа. Она оба сказали, что да. На самом деле это было чистой ложью. Может быть, Михаэль и бывал на Спа-Франкоршаме, то никогда не ездил там. Если бы тогда они сказали правду, то я бы не дал ему машину, только не на этой трассе…
Этот парень – ракета
Так что его карьера началась со лжи. Единственное, что меня успокаивало – отмена пре-квалификации во второй половине сезона. Перед началом тестов Михаэля в Сильверстоуне я поговорил с нашим спортивным директором Тревором Фостером. Он всегда верил в молодых гонщиков, и я попросил его очень внимательно проследить за выступлением Шумахера. Всё произошло настолько быстро, что команда даже не успела подготовить комбинезон для Михаэля, поэтому ему пришлось надеть старую форму Джона Уотсона. Я в тот день находился на базе и до сих пор помню тот звонок с автодрома и слова «Этот парень – ракета». Я сказал проверить, не ошиблись ли они с конфигурацией трассы, но в ответ услышал «Всё в порядке». На узком участке, который называется Loop, Джон Уотсон всегда был непобедим. Но Михаэль с первого раза его превзошёл.
Вечером Тревор и механики вернулись на базу, по их лицам я понял, что они увидели нечто особенное.
«Он невероятен», – сказал один из механиков, работавший в моей команде ещё со времён «Формулы-3».
До вторника у Михаэля по-прежнему не было суперлицензии. Также потребовался новый комбинезон, поскольку подготовленный не подошёл по размерам. Именно поэтому он выступил в комбинезоне Андреа де Чезариса. Ещё одной проблемой стала фамилия на автомобиле, которую мы несколько раз писали с ошибкой. Для англичан слово «Schumacher» было ужасным.
Шумахер обеспечил аншлаг в Спа
По ходу гоночного уик-энда проблем возникло ещё больше. Наши трейлеры оказались конфискованы судебными приставами. Чтобы выкупить их, Берни Экклстоун устроил сбор средств среди всех команд и добавил также свои деньги. Трейлеры нам вернули к вечеру субботы. В квалификации Михаэль стал седьмым, что было потрясающе для дебюта. Его выступление привлекло в день гонки больше 15 тысяч зрителей, ведь Керпен находился совсем рядом. Шумахер убедил нас в своих способностях. Не важно, что в воскресенье он проехал всего один километр. Того, что он продемонстрировал, было достаточно. Вероятно, если бы не поломка сцепления на старте, Михаэль выиграл бы ту гонку.
Уход Шумахера из «Джордана» был неизбежен
Сегодня у меня многие спрашивают, почему мы не удержали его в команде. У нас не было никаких шансов. Во-первых, было очевидно, что Берни хочет видеть немецкого гонщика в одной из ведущих конюшен. А во-вторых, Экклстоун знал, что мы находимся в непростом финансовом положении. Все деньги, которые мы получили, были сразу потрачены. В-третьих, в 1992-м мы должны были получить бесплатно моторы «Ямаха». Ну и, наконец, была только одна команда для Михаэля – «Бенеттон». Изначально Берни столкнулся с сопротивлением. Бриаторе хотел видеть в команде Пике, Уокиншоу, Брандла. Места для Михаэля не было. Но, к собственному счастью, Флавио оказался фактически принужден. Однако я не хотел сдаваться без боя. В Монце я подал судебный иск против перехода Шумахера в «Бенеттон». В Англии из-за особенностей трудового законодательства сделать это было невозможно. Поэтому я попробовал это сделать в Италии вместе с Роберто Морено, потерявшим место в «Бенеттон» после прихода Михаэля. У него был контракт. Мы настаивали на компенсации. Берни в конечном итоге всё урегулировал. Михаэль должен был быть благодарен ему, как и, естественно, Гашо. Моё участие было несоизмеримо мало. Понятно, что было рискованно представлять место в кокпите новичку. Но мне просто нужны были деньги…
10 лет назад состоялся дебют еще одного именитого немца - Себастьяна Феттеля
Десять лет назад в рамках гоночного уик-энда впервые выступил Себастьян Феттель. Будущий четырёхкратный чемпион, тогда являвшийся тест-пилотом «БМВ», выступил за рулём третьей машины на пятничных тренировках Гран-При Турции. Дебют получился более чем успешным – во второй сессии будущий четырёхкратный чемпион мира показал лучшее время дня, опередив напарников по команде Ника Хайдфельда и Роберта Кубицу более чем на секунду.
Правда, не только этим отметился Феттель в тот день. Себ установил своеобразный антирекорд, при первом выезде с пит-лейна превысив скорость и получив таким образом штраф спустя шесть секунд после официального дебюта.