12 мин.

Год в Тасмании Берлин: начало сезона, съемки игр и смена тренера

Первую часть о том, как попасть в клуб, каким составом мы тренировали команду U17 и как получалось совмещать тренерство с основной работой, можно прочитать здесь.

Во второй части:

  • О структуре академий немецких клубов

  • Товарищеские матчи и начало регулярного чемпионата

  • Как организовать съемку видео и привлечь молодых игроков к анализу своей игры

  • Конфликты в клубе, и почему иногда стоит умерять свое эго

Структура академий немецких клубов

Придя в клуб в мае 2020-го, я попал на первые тренировки после первого локдауна. Большинство из них были на физическую подготовку и технические навыки – после трехмесячной паузы и потери половины команды (кто-то перешел в возраст старше, кто-то ушел из клуба в другой, а были и те, кто вообще решил перестать заниматься) нужно было привести ребят в форму и выбрать тех, кто попадет в первую команду, а кто будет заниматься в дубле. 

В Германии достаточно интересная схема устройства молодежных академий. Больше всего занимается детей младшего возраста (от 7 до 12 лет) – многих детей отдают в клубы как можно раньше, чтобы ребенок понял, интересен ли ему футбол. Чем старше возраст, тем больше становится команд в клубе - например, в этом сезоне в «Тасмании» больше всего команд U12 – целых 5. 

Тренировка команды U12

Небольшие клубы имеют всего по одной команде каждого возраста, и зачастую это клубы «около дома», собирающие ребят с округи. Клубы побольше (наподобие «Тасмании») чаще всего имеют как минимум 2 команды каждого возраста, а иногда даже больше. Например, в прошлом сезоне у нас было 2 команды B-Jugend (U17) и 3 команды С-Jugend (U15). В принципе, в таких клубах может играть кто угодно, нужно лишь платить членский взнос – один из родителей возил своих детей тренироваться в «Тасманию» в диаметрально противоположный район города просто потому, что им очень нравилось быть частью этого клуба. По уровню они играли в четвертых-пятых командах своих возрастов, и им был важен не сам спорт, а социализация. Большие клубы (1-3 Бундеслиги) зачастую жестко ограничивают число молодёжных команд до двух и оставляют у себя только лучших.

Когда в клубе довольно много команд, особенно остро стоит вопрос с полями. В «Тасмании» всегда планировались тренировки так, чтобы у команды было минимум половина поля, а в идеале - поле целиком, особенно у команд U17 / U19. У клуба есть 4 поля - 2 искусственных и 2 натуральных, тренировки начинались с 15:30 (для младших возрастов) и заканчивались в 21:30, поэтому с этим проблем не было, хотя иногда из-за хаоса в планировании приходилось делить поля - расписание составлял вручную человек, делающий это уже лет 30 на безвозмездной основе, и иногда были пробелы в коммуникации со многими тренерами.

Товарищеские матчи и организация чемпионата в пандемию

Перед началом сезона мы планировали 5 товарищеских игр, чтобы понять, как мы будем играть в следующем сезоне. Благодаря связям моего коллеги Сальви в Берлинском футболе, удалось поставить 1 игру с командами нашего уровня (Ландеслига - 4 лига), 2 командами лигой выше (Фербандслига - 3 лига) и двумя командами двумя лигами выше (Региональлига - 2 лига). Забегая вперед – это была не самая лучшая идея, по нескольким причинам:

  • Из-за короны и летних каникул мы не могли провести полноценную подготовку перед турниром – много ребят уехало из Берлина, и даже 1-недельный кэмп с двумя тренировками в день могли посетить на все. Не удалось подобрать удачное время, когда все могли бы быть в городе, поэтому примерно треть команды была в худшей физической форме после каникул. 

  • Как следствие, за 2 недели до товарищеских игр мы не понимали, как будет играть наша команда. Некоторые наработки можно было использовать с прошлого сезона (Сальви провел 6 игр до этого, и знал возможности игроков), но половина команды обновилось и не хватало времени, чтобы понять их возможности.

  • Много неясных организационных моментов: не всегда было понятно, на каком стадионе и во сколько будет матч, когда придет новая форма и придет ли вообще - это все очень отвлекало. С той же формой отдельная история - с приходом нового владельца клуб сменил спонсора и договорился с отдельной фирмой о покупке комплектов новой формы. Каждому игроку давали по 14 предметов одежды в комплекте (3 спортивных костюма, пуховик и ветровка, 3 комплекта формы - 2 тренировочных и игровой), но доставка занимала огромное количество времени. Поэтому были случаи, когда для пары товарищеских игр нам приходилось забирать старую игровую форму за день до игры у другой команды, стирать ее, и привозить на игру.

Тренерский комплект, совпадающий с комплектом игрока
  • Также хаоса добавляли странные правила федерации, меняющиеся на ходу. Например, за 5 дней   до начала чемпионата федерация футбола Берлина решила сократить турниры всех юношеских команд и взрослых команд до 6-ой лиги с 30 до 15 туров из-за профилактики коронавируса. Теперь команды будут играть лишь по одной игре, причем будет это игра дома или на выезде, решал рандом. Самое смешное, что во время самих игр игроки не могли пользоваться раздевалками и душем, перерыв между таймами они также будут обязаны проводить на поле, причем вне зависимости от погодных условий.

  • Частые проблемы с дисциплиной - в начале команда была разделена на три лагеря: очень буйных ребят (одного из которых нам пришлось отчислить из-за ряда конфликтных ситуаций - постоянные споры с тренерами, стычки с одноклубниками и даже чуть не случившаяся драка с одним из родителей), спокойных ребят, и остальных - переходящих из одной группы в другую зачастую просто по настроению.

Из-за всего этого все же имело смысл играть с командами послабее - это дало бы и уверенность, и позволило бы опробовать разные варианты игры с не таким ответственным соперником. И хотя первые 2 игры мы играли наравне с командами 4 и 3 лиги, мы проиграли обе игры в дополнительное время, и 2 следующие игры с командами 2 лиги мы проиграли уже как и из-за разницы в классе, так и из-за не самого хорошего климата в команде в целом. Последнюю игру с командой 2-ой лиги мы решили не играть, а вместо этого провести еще одну тренировку.

Видео: снимать игры без оператора и заинтересовать игроков

Так совпало, что после 4-ой проигранной игры подряд и перед первой игрой в чемпионате мне наконец доставили выбранную камеру для съемки матчей - Veo. Такими камерами пользуются молодежные команды многих клубов АПЛ (Лестер, Эвертон, Вулверхэмптон) и других европейских лиг (Рома, Фейеноорд, Боруссия Мёнхенгладбах).

Veo представляет собой 2 камеры, снимающие поле целиком. Софт автоматически распознает мяч и перемещает фокус съемки в соответствии с положением мяча. Камера крепится на штатив (4 или 7 метров, у меня был 7-метровый), он ставится на расстоянии от 3 до 5 метров от середины лицевой линии. Затем камера присоединяется к телефону через вайфай, и можно начинать съемку. Батареи и места (64 ГБ) хватает на 5 часов беспрерывной съемки в разрешении 1920х1080. Окончив съемку, нужно подключить камеру к интернету (но только через кабель), и видео полуторачасового матча загрузится на платформу в течение 6-7 часов. 

Плюсы:

  • В процессе просмотра видео можно выбирать между автоматическим (когда мяч распознается софтом), панорамным и ручным режимами. В режиме ручной съемки можно выбирать необходимый ракурс, а также приближать и удалять видео так, как это удобно.

  • Используя платформу, можно создавать хайлайты, отмечая нужные моменты и проставляя свои собственные тэги. Особенно полезная функция - по каждому из снятых матчей я проставлял тэги для каждого из игроков, и после общего видеоразбора с тренерами, ребята могли отдельно посмотреть отмеченные мною моменты и позже обсудить их с тренерами.

  • Также система автоматически распознавала розыгрыш мяча с центра поля и голы.

  • Все хайлайты, как и видео, можно скачивать и использовать для монтажа ролика в стороннем софте - мне хватало обычного Final Cut Pro, но позже успел немного побаловаться с Once - довольно бюджетное решение с Балкан

  • С камерой идет кейс из плотного пластика, а также карабины с тросами для закрепления от ветроустойчивости.

Минусы:

  • Далекое от привычного телевизионного качество картинки, особенно в приближении. Конечно, это софт, ориентированный во многом на любительский и молодежный футбол, но все равно создается ощущение, что создатели воткнули туда далеко не самые лучшие китайские камеры с целью как можно больше заработать на продукте.

  • Местами очень лагающая платформа. Например, при переключениями между режимами постоянно отключается звук. Часто бегунок видео тормозит на телефонах и приходится перезагружать страницу, чтобы отсмотреть видео.

  • Не самый надежный крепеж камеры на штативе, но в принципе, можно самому купить любой кастомный штатив независимо от предложения Veo.

Но возможно, первые 2 минусы исправлены новой версией камеры - Veo 2. У нее в 2 раза больше памяти, новые встроенные камеры, новый онлайн-кабинет, а также есть слот для 4G / LTE - сим-карт и роутера для лайв-трансляции. Также датчане обновили аналитический кабинет - стали автоматически распознавать еще и удары, давать статистику по игре, строить хитмапы и редактировать видео прямо в личном кабинете, рисуя прям на самом видео.

Первая версия вышла мне примерно в 2300 евро за саму камеру (1100 евро), штатив (примерно 400 евро), доступ к платформе (300 евро за год) и налог (около 400 евро). Теперешние цены можно посмотреть вот здесь - камеры подешевели (800 евро за первую версию и 1000 евро за вторую), но доступы к платформам подорожали: в месяц за возможность пользоваться аналитикой и стримить в лайве придется платить минимум 65 евро в месяц.

Съемка очень взбодрила ребят - они поняли, что к ним относятся очень серьезно, тратят на них много времени и действительно искренне хотят делать их лучше. Тем более, только команда U17 снимала свои игры, поэтому на всех видеоразборах (а проводили мы их всегда по понедельникам, чтобы ребята еще помнили игру) было полное внимание и очень много вопросов после.

Смена тренера и почему стоит читать регламент перед началом турнира

За неделю до первой официальной игры к нам добавился еще один тренер - Шинга Мбарага. На тот момент он имел лицензию B и учился на A-Jugend, параллельно работал в Бундесвере, а также имел неплохой опыт игры на любительском уровене в Кельне - несколько лет он отыграл в 6-ой лиге, которая по уровню все-таки выше 6-ой лиги в Берлине (конкуренция среди команд Северного Рейна-Вестфалии гораздо выше, чем во всей Восточной Германии). Но проблема была в том, что для Сальви Шинга стал конкурентом.

Вообще, первоначально Шинга приходил на роль координатора юношеского направления, и первой задачей было стабилизировать дисциплину в нашей команде - несмотря на работу с видео, руководству не нравилось, что мы проиграли все товарищеские игры, что до начала сезона команде приходилось слушать 2 обязательные лекции от DFB по поведению на поле и вне поля (еще до прихода Сальви ребята устроили массовую драку с соперником прямо на поле), да и история с отчислением одного парня дала о себе знать.

В итоге первую игру чемпионата мы провели вчетвером - я, Сальви, Шинга и Деннис. Игра начиналась в 12, до этого на том же поле сыграла наша вторая команда, в которую мы отдали 5 игроков, потому что не набирался полноценный состав, а ребятам, не проходящим в состав, хотелось дать практику. Обе игры мы не проиграли - дубль сыграл 5:5, а мы выиграли 4:1, проведя свою лучшую игру за месяц.

Первая игра против Berliner SC II. Слева - Шинга, в центре - Сальви, справа - я.

Но даже несмотря на победу, чувствовалось напряжение и некая война двух тренеров - хотя в планирование и проведение тренировок Шинга не вмешивался, его присутствие напрягало Сальви. А в конце следующей недели после пятничной тренировки выяснилось следующее: на прошлой игре мы выпустили на 3 минуты двух игроков, только что сыгравших свой матч во второй команде - к тому моменту мы забили четвертый гол, и хотели дать ребятам немного уверенности, выйдя в победной игре. Но по правилам федерации, перерыв между играми игроков должен быть 24 часа, вне зависимости от того, на сколько минут выходил игрок. Команда соперника это заметила, подала жалобу в федерацию и нам присвоили техническое поражение 0:6.

Никто из нас об этом не знал, так как и мы сами не прочитали регламент, и клуб не распространил новый регламент всем тренерам для ознакомления. В итоге эта промашка стала последней каплей конфликта Сальви с руководством. Еще до этого они часто не могли сойтись на том, когда Сальви нужно сделать лицензию B (тогда из-за короны было меньше курсов + Сальви работал помимо этого на двух работах курьером и вдобавок, на тот момент его жена ждала 3-го ребенка), и путаницы с расписанием полей и формой добавляли напряжения. На эмоциях он написал в группу родителей, что не может так больше тренировать, что постоянное вмешательство со стороны неправильно, и что он уходит из клуба. Это взбесило руководство, и через несколько дней Сальви был уволен.

Если честно, весь этот конфликт для меня, как для нового человека был очень странным - не могу себе представить, чтобы в корпоративной бизнес-среде произошло что-то подобное. За 5 лет работы в разных компаниях и сферах любые подобные вещи решались прямым разговором, причем прямо в стадии зародыша конфликта и как можно быстрее. В клубе же почему-то люди не хотели говорить друг с другом напрямую, хотя достаточно было просто спокойно собраться и поговорить. Наверное, это не получалось и из-за личной неприязни людей друг к другу, и из-за того, что как и у Сальви, так и у руководителей направления это была не основная работа, все не успевали, а обида и непонимание накапливались все больше и больше, вспыхнув в конце.

В итоге оставшиеся игры сезона я провел вместе с Шингой и Деннисом, но до следующего локдауна их было не так уж и много. Об этом и следующем недолгом периоде работы с первой командой в текущем сезоне - в следующем и последнем посте по теме.

И снова - если вам интересна тема, то напишите в комментарии, о чем бы еще хотелось узнать. Сложно уместить все детали в один текст, но с удовольствием отвечу на все вопросы.

Здесь можно отдать голос в голосовании за лучший аналитический блог этого года.

Телеграм-канал «Laptop Coach» о футбольном Data Science, моей работе в структуре Бундеслиги и тренерской карьере в «Тасмании Берлин»