11 мин.

Глава 2: Олимпийская мечта, которой не суждено сбыться

Чемпионат Европы стал для Камилы победным: новый рекорд в короткой программе и золотая медаль — первый титул на международной арене среди взрослых. Хочу уточнить: допинг-проба с чемпионата Европы также чиста. На тот момент казалось, что наш ждет такой же пьедестал и на Олимпиаде: Валиева с золотом, Щербакова с серебром, а Трусова с бронзой, но тут по моему мнению тренерский штаб Тутберидзе совершил ошибку и задался главной целью — сделать Валиеву двукратной чемпионкой Олимпийских игр.  

Почему именно её, а не Щербакову или Трусову? Потому что Анна и Александра старше Камилы на 2 года (в фигурном катании это глобальная разница), у девочек до Олимпиады был достаточно сложный сезон полный травм и неудачных прокатов. На них такую ставку поставить нельзя было, а на Валиеву можно — турниры до Олимпиады прошли великолепны, количество срывов было минимальным и не влияющим на медальный зачёт. 

Ставку на Камилу поставили, на командный турнир её заявили как минимум на короткую программу, но тут появляется ещё один вопрос: почему на произвольную не поставить Аню или Сашу? Ответ буквально на поверхности — тренеры знали их физическую форму и понимали, что два проката идеальных произвольных программ они бы не выдали: Саша наверное бы не исполнила свою мечту в пять четверных, Аня бы не сделала лучший прокат сезона не только по технике, но и с артистической точки зрения и в итоге могло бы быть всё намного хуже, чем оказалось на самом деле. 

Во время соревнований среди команд мы увидели произвольную программу Камилы Валиевой, которая принесла максимально возможные баллы и помогла вывести нашу команду на первое место в медальном зачёте. Бин Дунь Дуней команде ОКР отдали, все были несомненно счастливы этому золоту, ведь в 2018 году мы остановились в шаге от золота, а тут всё очень хорошо сложилось: команда была идеально сложена, практически во всех видах мы были на высоком уровне (разумеется кроме мужской одиночки, тут у Марка была задача выдать свой «прокат жизни»). Было видно, как все члены команды искренне рады: Кондратюк получил шанс стать чемпионом Олимпийских игр, чего точно не стоило ожидать в личном турнире; Синицина смогла стать чемпионкой Олимпиады, как Никита Кацалапов в 2014 году; Мишина/ Галлямов смогли обеспечить себя золотом Олимпиады в отсутствии прямых конкурентов в командном турнире — Суй Вэньцзин и Хань Цун (точнее они были, но в произвольной программе сборная Китая произвела замену в спортивных парах, да и изначально было понятно, что Китай не претендует на первое место в командном турнире); Валиева же начала исполнять мечту Этери Георгиевны — двукратная олимпийская чемпионка. 

Но Бин Дунь Дунь это не медаль, церемония награждения изначально должна была состояться 7 февраля, однако её перенесли на 8 февраля без объяснения причин. За несколько часов до мероприятия стало известно, что его вновь отложили. 

Международный олимпийский комитет (МОК) заявил, что эта ситуация связана с юридическими консультациями с Международным союзом конькобежцев (ISU). Именно в этот момент начала появляться информация, что церемония награждения победителей и призёров командного турнира по фигурному катанию на Олимпиаде в Пекине была перенесена из-за проблемы с допинг-тестом одного из участников турнира. 

Новость о том, что у кого-то из российских фигуристов, выступавших в командном турнире, обнаружили допинг, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Версии посыпались одна другой абсурднее. Чему верить, сказать трудно. Единственное, в чем сходятся СМИ, так это в том, что вещество в пробе спортсмена - не допинг, отсюда и юридические проволочки.  

По версии издания Inside the Games, допинг обнаружили у главной звезды сборной Камилы Валиевой, у той самой девушки, которую ещё вчера все иностранные СМИ называли феей, а актёр Алек Болдуин и вовсе признавался ей в своей глубочайшей симпатии.  Самое интересное, Валиевой 15 лет, а по правилам Антидопингового кодекса спортсмены младше 16 лет обычно не могут быть признаны виновными в нарушении антидопинговых правил.   

Американское издание NBC Sports сообщало другую информацию: в допинг-пробах российских фигуристов были обнаружены следы наркотиков. По данным источника, речь идёт о марихуане. Издание утверждает, что следы запрещённого вещества были обнаружены в пробах Никиты Кацалапова, который выступает в танцах на льду с Викторией Синициной. 

8 февраля лаборатория Стокгольма сообщила, что в пробе Камилы Валиевой от 25 декабря был обнаружен запрещенный препарат триметазидин, попадающий под классификацию S4 списка WADA (гормоны и модуляторы метаболизма).  

Выездная панель Спортивного арбитражного суда начала рассматривать дело Камилы Валиевой 13 февраля, но решение было оглашено только в понедельник. В рамках этого заседания рассматривался только вопрос допуска фигуристки до участия в соревнованиях одиночниц на Олимпиаде в Пекине. 

В преддверии заседания выездной панели CAS источник сообщил ТАСС о том, что допинг-пробы Камилы Валиевой, сданные в середине января, были проанализированы быстрее, чем декабрьские. И это при том, что обеими в период коронавирусных ограничений занималась одна и та же лаборатория в Стокгольме. Ковидные ограничения в Швеции были сняты только 9 февраля, что не помешало лаборатории оперативно проанализировать январскую пробу, «притормозив» декабрьскую. 

14 февраля пресс-служба суда сообщила: «На основании очень ограниченных фактов по этому делу и после рассмотрения соответствующих юридических вопросов CAS решил, что временное отстранение спортсменки не может быть наложено из-за исключительных обстоятельств». CAS также учел, что российскую фигуристку поздно известили о положительном результате допинг-пробы, и указал на наличие серьёзных проблем, связанных с несвоевременным уведомлением спортсменки. WADA объяснило задержку проверки декабрьской пробы тем, что РУСАДА не пометило образец спортсменки как приоритетный. 

В суде также учли, что Камила Валиева в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом является «защищённым лицом» — то есть на момент предположительного антидопингового нарушения она не достигла 16 лет и не может быть признана виновной. 

Если опустить всю эту бюрократию, то Камила оказалась просто в ужасной ситуации — хейт лился рекой, судебное разбирательство и его итог был интересен общественности. Тогда из всех щелей поползли интриганы и завистливые сплетники: один из них тренер французской пары Пападакис и Сизерона. Он заявил, что у Тутберидзе все допингисты, потому их результаты такие вот шокирующие. 

11 февраля, после одной из тренировок, журналист Daily Mail Риат Аль-Самаррай спросил у российской спортсменки: «Ты принимала допинг? Ты чиста?» Микст-зону, в которой фигуристы общаются с прессой, Валиева прошла, закрыв лицо кофтой. В Twitter Аль-Самаррай написал: «Русские журналисты были очень недовольны вопросом и фотографировали мою аккредитацию». 

Своим мнением о происходящем вокруг Валиевой одни журналисты делились накануне выступлений фигуристок в личных соревнования, другие делали это прямо во время прокатов. 

Так, перед тем как Валиева выступала в короткой программе, украинский спортивный комментатор Виталий Волоча назвал её «читеркой на допинге». Журналист написал, что, хотя российская спортсменка и выиграет Олимпийские игры, медаль «заберут и отдадут другой [фигуристке] через полгода». 

Бывшие фигуристы Джонни Вейр и Тара Липински, которые комментировали олимпийские соревнования для канала NBC, за весь прокат Камилы Валиевой не произнесли ни слова. Когда она вышла на лед, Вейр отметил: «Я могу сказать лишь одно — выступает фигуристка Камила Валиева. Это все, что я могу сказать». Ранее он говорил, что не может смириться с решением CAS допустить спортсменку до личных соревнований.  

После короткой программы в New York Post вышла статья с заголовком Сheaters can win. Kamila Valieva was emotional and dominant in first Olympic 2022 performance since doping scandal (англ. «Читеры могут победить. Юная фигуристка из России выступает эмоционально и доминирует в первом прокате после допингового скандала»). 

Журналисты издания поговорили с отцом Алисы Лью — 16-летней фигуристки, которая представляет США на Олимпийских играх: «У неё [Валиевой] нашли запрещённый препарат. Что тут непонятного? Она должна уйти. Какие мысли сейчас у миллионов спортсменов по всему миру? Что читеры могут принимать участие в Олимпийских играх — самых святых соревнованиях на планете?» 

В материале The New York Times, который вышел уже после короткой программы, Валиеву сравнили с балериной. Журналисты отметили «красивые линии» и грацию российской фигуристки, которая быстро собралась после ошибки, допущенной при исполнении тройного акселя. «В своем струящемся фиолетовом платье принцессы она продолжила выполнять сложные прыжки и вращения так, будто хаоса всей прошлой недели никогда и не было». 

За дисквалификацию фигуристки выступали спортсмены из разных стран. «Атлеты, которые нарушают антидопинговые правила, не могут соревноваться. Этот принцип должен соблюдаться в отношении всех. Без исключений», — написала олимпийская чемпионка по фигурному катанию кореянка Ким Ю На.  

Призёр Игр в Сочи, фигуристка Эшли Вагнер назвала решение CAS «позором»: «На самом деле я не в оцепенении — я шокирована, разочарована, испытываю чувство стыда, я в ярости. <...> Это так несправедливо по отношению к чистым спортсменам на этих соревнованиях и на всей Олимпиаде». 

Скандал с допинг-пробой Валиевой комментировали и те фигуристки, с которыми она соревновалась на Олимпиаде. 

Наташа Маккей (Великобритания): «Очевидно, что мы тут [на Олимпиаде] не в равных условиях. Но решение принято — придерживаемся его. Жаль только тех, кто выиграет медали на этих соревнованиях — они не поднимутся на подиум и не переживут тех эмоций, которые можно пережить только на Олимпиаде». 

Анастасия Шаботова (Украина): «Я не верю в это [в положительный допинг-тест]. Если бы у девушек не было такого таланта, им бы ничего не помогло. Смешно даже думать о таком — спортсменки просто талантливые и много трудятся. Никаких вопросов по этому поводу быть вообще не должно». 

Алексия Паганини (Швейцария): «Думаю, что виновата не она [Валиева], а взрослые, которые её окружают. Жаль её, но правила есть правила, и их нужно соблюдать». 

Несмотря на все эти комментарии Камилу допустили до личного турнира, но уточнили, что в случае попадания Валиевой в призеры личных соревнований церемония награждения также будет отменена. Суд учёл, что фигуристку поздно известили о положительной допинг-пробе, не дав времени на защиту. Но уже на этом этапе мы не говорим о золоте в личном турнире для Камилы. Всем ясно, что эта ситуация сломала бы любого человека, особенно спортсмена, который идёт к Олимпиаде всю свою карьеру. На информацию о допуске Валиева отреагировала практически безэмоционально, рассказав о моральной усталости и отсутствии сил. К этому моменту соцсети Камилы заполонили не только гневные комментарии, но и слова поддержки, которых так ей не хватало. 

Во вторник, 15 февраля, на Олимпиаде-2022 в Пекине состоялось то событие, которого ждал весь мир. В короткой программе в турнире фигуристок на лед впервые вышла 15-летняя Камила Валиева. Девушка попала под мощный удар после сообщений о положительной допинг-пробе. И только за сутки до старта личного турнира получила шанс выйти на лёд в личных соревнованиях. Валиева должна была показать, что её не сломают обстоятельства и не позволят ей показать результаты хуже, чем она показывает в этом сезоне.  

15-летняя фигуристка вышла на лёд под стартовым номером 26 и была одной из трёх девушек группы Тутберидзе, которые закрывали прокаты. Валиева допустила во время своей короткой программы ошибку, сделав степ-аут на тройном акселе. Но дальше был чистый тройной флип и каскад тройной лутц — тройной тулуп. Сделав последние движения в такт музыке, Камила дала волю эмоциям и покинула лёд в слезах. 82,16 балла — серьезная заявка на то, чтобы одержать итоговую победу. 

В эфире «Первого канала» Валиеву поддержал олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин, который сказал:  

— Сейчас Камила заслуживает эти аплодисменты в большой мере. Счастье, что она была вот именно такой в эти моменты. Буквально вчера, когда давала интервью, сказала — я за последние дни почувствовала себя из молодой девушки во взрослые люди. К сожалению, тройной аксель не был таким кристально чистым. Вывалило из круга и такой огромный запас на прыжках. Все переживают за Камилу. За Камилу мы переживали каждую секунду последних дней. 

После того, как Валиева завершила прокат, фигуристка прошла спокойно через микст-зону, где её ждали журналисты. Однако Камила не остановилась ни перед кем. Когда же настало время пресс-конференции после короткой программы, которая на самом деле привычна для всех соревнований, туда попадают три лучших фигуриста, то Валиевой не было и тут. В итоге на пресс-конференции были только ставшая третьей Каори Сакамото и Анна Щербакова. У Щербаковой попросили комментарий по допинг-делу Камилы Валиевой, но Аня воздержалась от ответов, причём, спрашивал тот же журналист, который несколько лет назад довел до слез Камилу в микст-зоне. 

Через два дня наступила развязка всей этой трагедии — 17 февраля проходили соревнования произвольных программ. Валиева закрывала соревнования и видела, что Щербакова, выступавшая прямо перед ней, выдала фантастический прокат с двумя четверными флипами. Добавило ли это нервозности изможденной допинговыми разбирательствами и несущей бремя лидерства 15-летней фигуристке? Быть может, но определяющим вряд ли стало. 

Валиева вышла на лёд с каким-то отсутствующим взглядом и опущенной головой. Ошибки на четверном сальхове и тройном акселе, степ-аут и падение на каскаде четверной тулуп — тройной тулуп, падение с одиночного четверного тулупа, степ-аут на каскаде тройных лутца и тулупа... Хуже Валиева на больших турнирах не каталась никогда. 

Очевидно, что проблема была в психологическом состоянии, события последней недели надломили спортсменку. «Зато награждение не отменят», — в слезах сказала Камила тренерам в kiss and cry, когда на табло напротив её фамилии вместе с суммой баллов появилась цифра четыре. Международный олимпийский комитет (МОК) отказался бы от церемонии в случае попадания фигуристки в призы. Именно такую мысль Валиева озвучила первой после поражения, что говорит, конечно, о многом.