10 мин.

Частная школа как возможность изменить российский футбол

Интервью Владислава Никитина – детского футбольного тренера нового поколения.

- Привет, Влад. Расскажи о себе немного, где ты сейчас работаешь? - Приветствую. Мне 25 лет, работаю в детской футбольной школе «Атлетик» Комсомольск-на-Амуре, являюсь старшим тренером клуба, который полностью пишет методологию, привил философию этому проекту, занимаюсь подбором тренеров, сам работаю с командой U11. - Ты молодой специалист, почему сам не стал футболистом? - Проанализировав сейчас ситуацию, понимаю, что тренеры закладывали в меня неправильную педагогику, неправильно был подобран психологический подход ко мне. Чаще всего использовался директивный метод, не мог сам принимать решения, плюс мои ошибки критиковались с такой страшной силой, что мне было страшно получать мяч в какой-то момент. Я был больше думающим игроком, чем техничным либо быстрым, и, скорей всего, сейчас мне это помогает в тренерской работе. - В мотивации стать тренером присутствовал момент, что вот сам я хочу работать с детьми по-другому? - Знаешь, в начале нет, я просто пошел учиться, потому что хотел остаться в футболе. Потом уже, попадя в структуру ФА «Балтика» я понял, что могу изменить детский футбол. А когда я начинал карьеру, то был таким же тренером, что и раньше работали со мной, потому что неоткуда было черпать знания. - Вот как раз давай поговорим о старте твоей тренерской карьеры. Ты доволен качеством своего образования? Или сейчас уже со многим не согласен? - Моя тренерская карьера началась с обыкновенной частной футбольной школы, без какой-либо философии, каждый работал, как хотел, тем более я трудился в филиале. Моя педагогика была очень низкой, потому что я не понимал, как вести себя с детьми, как концентрировать их внимание, делать так, чтобы им нравился тренировочный процесс, но со временем научился. - Раскроешь секрет, как же нужно концентрировать внимание детей? Больше интересует работа с ребятами, которые не прошли топ-академии, а пришли заниматься футболом, потому что получают удовольствие от него, играя во дворе? - Скажу о детях, с которыми я работаю, как пытаюсь их вовлечь в тренировочный процесс. Наша педагогика – вопросительная. То есть мы общаемся с детьми вопросами, от простого к сложному, дети постоянно задействованы, мы всегда получаем от них обратную связь. Им это интересно, нет никаких подсказок, фразу «откройся» мы заменяем вопросом. «Пробеги влево, пробеги вправо» – это не наш путь. Директивный метод полностью отрицает развитие игрового мышления. Мы не кричим на детей, у нас нет негативного повышения голоса, дети получают только поддержку, а не психологическое давление. Повышаем голос мы, когда хвалим футболиста – «хороший пас, отличный обыгрыш, хорошее открывание». Фактически, у нас дети свободны, как во дворе, но при этом их направляют вопросами, и они сами дают ответы, это ли не счастье для ребят? - Как ты попал в «Балтику»? - Приехал в Калининград, связался с руководством клуба, хотя мне все говорили, что туда очень трудно попасть. Но я решил, что может это для них трудно, а я попробую. Три месяца стажировался, работал, помогал тренерам. И моё желание убедило Луку Павловича взять меня в штат. После в команду пришел французский тренер Микаэль Годрийе из академии «ПСЖ». И я считаю, что именно работа с ним дала мне самые главные знания. А хорватскому специалисту я благодарен за возможность тренировать в системе профессионального клуба.

- Какие главные отличительные черты Микаэля Годрийе, почему он крут? Чем его методика так тебе зашла? - Потому что у Микаэля все упражнения игровые, и именно он использовал вопросительную педагогику, о которой я знал, но не видел, чтобы её применяли на таком уровне. Я себе её представлял совершенно иначе, но Микаэль мне четко показал на что обращать внимание, какие вопросы задавать в том или ином игровом упражнении. Ты просто приходишь на тренировку, проводишь её с кайфом, не устаешь, не скучно ни тебе, ни детям. - А как быть с базовыми футбольными элементами – отработка передач, ударов, контроль мяча, всё через игру? Хороший вопрос, кстати. Отвечу так.

Футбол – это игра прежде всего, и, если мы берем изолированное упражнение на удар внутренней стороной стопы, когда напротив стоит другой ребенок, и делает ему передачу, это не футбол, в игре нет таких эпизодов. Мы можем долго делать подобные упражнения, выходить уже на игру, а её не будет. Ребенок может удачно выполнять упражнения, но без сопротивления. Ту же передачу можно отрабатывать в различных упражнениях с квадратами, когда игровая ситуация вынуждает ребенка правильно выполнять элемент. Мы подбадриваем, говорим – «классная передача» или – «посмотрите, как другой игрок только что выполнил пас, надо стараться также», параллельно объясняем базовую технику – опорную ногу, разворот стопы и так далее. Всё это можно делать не в изоляции, а сразу в игровых упражнениях, регулируя уровень сопротивления. - Футбол – это всегда мяч, нужны ли упражнения без него? Если да, то на каком этапе эффективнее всего? - Подвижные игры могут быть и без мяча. Есть хорошие упражнения у тренера Романа Левендеева из «Алмаз-Антей» – «Структурные салки». - Какие цели в своей работе ты сейчас преследуешь, к чему стремишься?

- В первую очередь, хочу расширить тренерский штаб и развивать свою футбольную философию. Чтобы после моего ухода клуб двигался дальше, сохранялась моя концепция. Для меня частная школа – это не бизнес, а возможность изменить футбол. Твоя философия. Тезисно, будто мы выступаем с докладом на конференции и нужен красивый слайд.

Я как раз защищал методологию нашего футбольного клуба на конкурсе «Молодой ученый» в Хабаровском крае.

Главные тезисы:

1. Атакующий футбол 2. Доминирование над соперником на каждом участке поля 3. Универсальность, игра на любой позиции 4. Умение самостоятельно принимать решение в короткий отрезок времени

- Похоже на голландский тотальный футбол, именно по этим пунктам.

- Возможно, я не знаком до конца с голландским футболом. - Давай поговорим о твоём видении футбола, почему ты так хотел в нём остаться? Ради чего три месяца готов был стажироваться в «Балтике», в чём мотивация? - У меня всё также остаётся мотивация стать главным тренером команды Премьер-Лиги. Я для этого много учусь, изучаю футбол с самой первой ступени, от частных школ, академий, всю структуру, чтобы самому расти и развиваться. Если говорить о глобальных целях, то я думаю, что наше поколение молодых тренеров, с общим пониманием, похожих, сможет чего-то добиться. Качество футбола вырастет. - Высокие цели, то есть со временем готов оставить детский футбол, кто же будет воспитывать ребят?

- То самое поколение, которое сейчас обучается. . -Кто помимо Микаэля Годрийе тебя вдохновляет на данный момент? - Слежу сразу за несколькими футбольными проектами и тренерами: ФА RINUS – Игорь Дрыков и Данила Попов, ФА «Алмаз-Антей» – Роман Левендеев, ФА «Локомотив» – Максим Бабошин.

- У многих родителей есть определенные стереотипы, когда они отдают ребёнка на футбол. В чём они могут кардинально ошибаться?

- Первое – это ошибка в мотивировании ребёнка. Юного футболиста пугают фразы – «ты должен показать сегодня» и так далее. Второе – родитель подходит и говорит – «можно пожёстче с моим».

- Да, про пожёстче согласен, сам слышу постоянно. А есть ли самые популярные вопросы у родителей? Давай сразу всем ответим.

- Чаще всего интересуются почему нет изолированных упражнений, также почему никто не ругается на ребёнка. Приятно, когда родители просят научить их чему-то.

- Про ругань вспомнил свой пример. Одному мальчику мама сказала, что он не пойдет к нам в школу, потому что тренер добрый, а такой ничему не научит. И как я понял, ты тоже сталкиваешься с похожей реакцией. Так почему же не стоит ругаться? Неужели можно воспитать ребёнка, спортсмена, в другой форме?

- Да, но мы несогласных не держим. Если говорят, что с моим сыном надо пожёстче или у вас нет серьезных упражнений, а вот в той школе есть (монотонные упражнения, где дети выстроены в колонну), мы отвечаем – «извините, если вы с нашей методологией не согласны, то не готовы с вами работать». Будет вечное недопонимание, споры. И если после объяснения нашей концепции родитель всё же отрицательно настроен, то уговаривать точно никого не будем.

Если тренер ругается на ребёнка, то вызывает у него негативные эмоции, которые после могут превратиться в смирение. Футболист не воспринимает информацию, когда тренер только кричит. Пугающий тренер – это хуже всего. Мы хотим, чтобы ребёнок получал удовольствие от того, чем занимается. Чтобы к моменту переходного возраста, взросления, он остался в футболе, выбирал тренировки, а не двор. Мы всегда разговариваем с детьми, дисциплина без стресса возможна, но нужно придумывать определённые условия и подход, в каждом клубе они свои.

- Что надо заложить в детстве, чтобы игрок стал сильным уже на профессиональном уровне?

- Нужно закладывать развитие игрового мышления. Считаю, что если раньше преобладали физические и технические качества, то сейчас сильнее тот, кто быстрее принимает верное решение. Поэтому в футбольной школе, где я сейчас работаю, много упражнений на восприятие, ребёнка погружают в те условия, где ему надо постоянно работать с информацией и «крутить головой». Также я делаю акцент на интенсивности в футбольных упражнениях. Часто бывает, дети тренируются с низкой интенсивностью, а играют с высокой. А как сказал Хосеп Гвардиола – «Мы играем так, как мы тренируемся».

- В чем выражается эффективность работы детского тренера?

- В восприятии тренировки детьми. Первое – получают ли дети удовольствие во время тренировочного процесса и соревнований? Жаждут ли они футбола, хотят ли они постоянно играть? Второе – реализуют ли они в игре то, что ты закладываешь им в тренировочном процессе, в рамках недельного цикла например.

- Должен ли тренер давать какой-то осязаемый результат, чтобы могли сказать – вот это топовый специалист, а этот наоборот?

- Для меня детский тренер – это тот, кто сохранил детей в футболе после 12 лет. Если занимаешься с детьми 5-7 лет, то вопрос такой, заинтересовал ли он их футболом? Не нанёс ли им никакие травмы, ни психологические, ни физические? Если заинтересовал и не травмировал, и вёл детей на протяжении нескольких лет, то для меня это топовый тренер.

Сейчас модно считать количество воспитанников, сколько подписали контракты. Но нужно понимать, что здесь огромная доля случая и везения, чтобы это произошло. Дети тренируются в Комсомольске-на-Амуре, с кем они должны подписать контракт? Ближайший крупный город с профессиональной командой – Хабаровск, в 400 км.

- То есть главный критерий – это любовь детей к футболу, тренеру и тренировочному процессу, если коротко?

- Фактически да, опять же сделаю акцент на сохранении детей в футболе после 12 лет

- А как же кубки, грамоты и медали?

- Это история для родителей, и им нужно объяснять, что это не самое важное. Я проводил эксперимент, спросил 5-летнего ребенка из футбольной школы. Будут проходить соревнования по футболу без медалек и баскетбольный с медальками, какой турнир выберешь. Он ответил – баскетбол, хотя никогда им не занимался и не интересовался. Наша задача направить и мотивировать ребенка любить футбол, просто за то, что это классная, самая лучшая игра, а не за кубки и грамоты.

- В чем главный кайф от работы детским тренером?

- Для меня кайфово видеть то, что информация, которую я даю детям воспринимается и воспроизводится на футбольном поле.

- А в чем главные сложности твоей работы, от чего устаешь?

- Я не устаю от футбола, разве можно от него устать, если он приносит постоянное удовольствие?

- То есть удовольствие способно затмить любое выгорание, физическое и моральное?

- Я просто подобрал такую педагогику и такой психологический подход, что в принципе не устаю. Устают те тренеры, которым постоянно что-то не нравится. Тот же подход, если им что-то диктует руководство, либо воспринимают тренировки именно, как работу.

- Портрет успешного детского тренера, того человека, кто будет здесь на своём месте.

- На своём месте будет тот, кто смотрит не на счет на табло, а на качество игры. Тот, чьи дети будут реализовывать его мысли, в игре показывать то, что хотел донести до них на тренировке. - Какой клуб РПЛ хотел бы возглавить?

- Тот, в котором футболисты хотят доказывать свою состоятельность. Мотивированы быть командой и добиваться своих целей.

- Этого и желаю!

- Спасибо!

Страница Владислава во ВКонтакте

Также подписывайтесь на мой телеграм-канал Егор Андреевич – о футболе, детском футболе и тренерской работе.