8 мин.

9 невероятных гонок в Спа

В 1921 году менеджер одной из бельгийских газет Жюль де Тьер предложил провести гонку на трассе, соединяющей три бельгийских города - Франкоршам, Мельмеди и Ставло. В честь одного из них трасса и получила своё название. Кроме того, недалеко от неё располагался и знаменитый грязевой курорт Спа, что могло привлечь большое количество зрителей.

Однако заявку на участие подал лишь один профессиональный гонщик. Как результат, первый в истории Гран-При Бельгии состоялся лишь в 1925 г.

Изначально трасса представляла собой подобие треугольника общей протяжённостью около 15 км. К моменту проведения здесь первого этапа "Формулы-1" в 1950 году длина трассы составляла 14 120 м.

Первым победителм Гран-При Бельгии в рамках чемпионата "Формулы-1" стал Хуан-Мануэль Фанхио на "Альфа-Ромео", проехавший 35 кругов.

В начале 70-х "Спа-Франкоршам" исключили из календаря чемпионатов мира из-за проблем с безопасностью. Трасса вернулась в "Формулу-1" в 1983 году, сократившись в два раза - до 6 949 м. Несмотря на это, трек сохранил свой скоростной характер и стал одним из самых любимых и у гонщиков и у зрителей.

Благодаря своей конфигурации и непредсказуемой погоде гонки на трассе "Спа-Франкоршам" редко бывают скучными.

1950 год. Первый Гран-При

Гонка в Бельгии стала пятой в календаре чемпионата мира и проходила с 16 по 18 июня.

В квалификации три гонщика "Альфа-Ромео" (Нино Фарина, Хуан-Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджолли) не испытали проблем и взяли три первых места. Казалось, что гонка станет для них лёгкой прогулкой. Но в ходе Гран-При сопротивление им оказали не только соперники из "Феррари" Луиджи Вилорезе и Альберто Аскари, но и пилоты на частных "Тальбо-Лаго".

После пит-стопа гонщиков "Альфа-Ромео" лидером стал Раймон Соммер за рулём "Тальбо-Лаго", но из-за отказа двигателя он сошёл. Первая позиция перешла к Альберто Аскари, однако после очередного пит-стопа гонщики "Альфа-Ромео" вернули себе лидерство и довели дело до победы, которая досталась Фанхио.

1956 год. Первая победа Коллинза

Хуан-Мануэль Фанхио за рулём "Феррари" выиграл квалификацию четвёртого этапа чемпионата мира 1956 года.

Гонка стартовала на мокрой после дождя трассе и Фанхио провалился на пятое место. В течение нескольких кругов он отыграл потерянные позиции и вернул себе лидерство. На втором месте расположился Стирлинг Мосс на "Мазерати", на третьем - Питер Коллинз за рулём "Феррари".

Через некоторое время машина Мосса теряет заднее колесо и Коллинз поднимается на вторую позицию. На 24-м круге на "Феррари" лидера ломается трансмиссия и британец захватывает лидерство. 

Завершив Гран-При Бельгии, Питер Коллинз одержал свою первую победу в "Формуле-1". После этого он выигрывал ещё два раза, пока не погиб в Германии в 1958 году.

1960 год. Две смерти

Победа на пятом этапе сезона 1960 года досталась Джеку Брэбэму. Но главные события в гонке оказались трагичными.

В повороте "Малмеди" Крис Бристоу, вылетел с трассы и ударился в насыпь. В результате столкновения его выбросило из машины на колючую проволоку и он был обезглавлен. Спустя пять кругов в лицо Алана Стейси влетела птица и он разбился насмерть.

Кроме того, в двух авариях получили серьёзные травмы Стирлинг Мосс и Майк Тэйлор. Мосс провёл вне гонок несколько месяцев, а Тэйлор после аварии был вынужден завершить карьеру.

1992 год. Первая победа Шумахера

Переменчивая погода в Спа не раз преподносила сюрпризы в итоговые результаты гонок.

Молодой гонщик "Бенеттона" Михаэль Шумахер квалифицировался третьим. На старте он уступил несколько позиций. Впереди борьбу за победу повели гонщики "Уильямса" и Айртон Сенна на "Макларене". Однако спустя несколько кругов начался дождь, который спутал карты многоим командам.

Лучше всех в ситуации разобрались в "Бенеттоне", в результате чего Михаэль Шумахер смог одержать свою первую победу. По ходу той гонки немец также установил свой первый лучший круг.

 

1998 год. 15 болидов в одной аварии

Невероятная по сценарию дождевая гонка прошла 30 августа 1998 года.

На старте  Мика Хаккинен на "Макларене" опередил своего партнёра Дэвида Култхарда и захватил лидерство. Но долго оно не продлилось - уже на первом круге случился завал, в который попало 15 машин. Гонка была остановлена.

После рестарта Хаккинену повезло намного меньше. На выходе из первого поворота его развернуло и в "Макларен" врезался "Заубер". Гонка для финна была закончена.

Первые 9 кругов лидировал Дэймон Хилл за рулём "Джордана", но его смог пройти Михаэль Шумахер. Спустя некоторое время лидер "Феррари" догнал на круг Дэвида Култхарда. Несмотря на синие флаги, шотландец не пропускал Шумахера вперёд, что вынудило Жана Тодта идти на капитанский мостик "Макларена" и указать на это Рону Деннису.

На выходе из одного поворота Култхард замедлился, оставаясь на траектории. Из-за плохой видимости Шумахер не успел увернуться и врезался в машину шотландца.

В результате победа досталась Дэймону Хиллу и стала первой для команды "Джордан".

 

2000 год. Двойной обгон

Перед Гран-При Бельгии двух лидеров чемпионата разделяло два очка - 64 у Хаккинена и 62 у Шумахера.

Гонка стартовала на влажной трассе. Лидерство захватил Мика Хаккинен. Михаэлю Шумахеру же пришлось прорываться из глубины.

Несмотря на уверенное лидерство, Хаккинен допустил ошибку и его развернуло. Первая позиция перешла к главному конкуренту финна. Тем не менее, гонщик "Макларена" смог собраться и отыграть упущенное. Долгое время попытки пройти "Феррари" оказывались неудачными.

Постепенно лидеры гонки догнали на круг Рикардо Зонту. На прямой "Kemmel" Михаэль сместился влево, а Хаккинен, воспользовавшись сначала воздушным мешком "Феррари", а затем "БАРа", взял правее и к шикане "Ле Комб" смог пройти и Зонту и Шумахера!

Этот фантастический обгон принёс победу Мике Хаккинену.

2008 год. Неожиданный победитель

Стартовав лишь четвёртым пилот "Феррари" Кими Райкконен пробился после старта на вторую позицию. Лидерство смог сохранить обладатель поула Льюис Хэмилтон на "Макларене". Спустя некоторое время Райкконен догнал Льюиса и смог его пройти. Казалось, что Кими доведёт дело до победы, но за пять кругов до финиша на трассе начался дождь.

Хэмилтон начал настигать финского пилота. За два круга до финиша, срезав последнюю шикану, пилот "Макларена" опередил Райкконена, вернув финну позицию на разгоне. Но уже к первому повороту смог отыграться и захватить лидерство.

Райкконен не стал сдаваться и продолжил преследование, периодически ошибаясь на мокрой трассе. Тем не менее, ему удалось вернуть первую позицию, но совсем не надолго - Кими развернуло. Спустя ещё пару поворотов финн и вовсе не смог удержать машину и врезался в стену. 

Несмотря на то, что Льюис первым пересёк линию финиша, победа досталась Фелипе Массе на "Феррари". После гонки стюарды сочли, что Хэмилтон получил преимущество, когда срезал шикану, обгоняя Райкконена, и добавили к его результату 25 секунд. Как итог, Льюис опустился на третью позицию, пропустив вперёд не только Массу, но и пилота "БМВ" Ника Хайдфельда.

2009 год. Единственная победа "Феррари"

После смены технического регламента в сезоне 2009 года борьбу за титул повели "Браун" и "Ред Булл", а лидеры последних лет "Феррари" и "Макларен" боролись лишь за 3-4 места.

Тем не менее, поул в Бельгии неожиданно достался Джанкарло Физикелле на "Форс Индии". Лучшим представителем из двух ведущих команд стал Рубенс Баррикелло на "Брауне", стартовавший 4-м. Кими Райкконен на "Феррари" занял 6-ю позицию на старте.

Физикелла удачно начал гонку, сохранив первую позицию. На второе место прорвался Кими Райкконен. Уже на первом круге гонки столкнулись два дебютанта сезона - Хайме Альгерсуари и Роман Грожан, зацепив при этом Баттона и Хэмилтона. Для всех четверых гонка на этом завершилась.

После рестарта Райкконен продолжил преследование Физикеллы. Между двумя лидерами расстояние не превышало секунды. На одном из кругов Кими вплотную приблизился к гонщику "Форс Индии" в повороте Eau Rogue и смог опередить его вначале прямой "Kemmel".

Оставшуюся часть гонки Физикелла прилагал все усилия, чтобы вернуть первую позицию, но чуда не случилось. Райкконен одержал свою четвёртую победу за пять лет на бельгийской трассе, которая так и осталась для "Феррари" единственной в том сезоне.

2014 год. Столкновение лидеров

Обладатель поула Нико Росберг на "Мерседесе" неудачно начал гонку, пропустив вперёд своего напарника Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля на "Ред Булле". Правда, уже к середине первого круга после ошибки Феттеля пилот "Мерседеса" смог вернуть себе одну позицию.

На втором круге Нико нагнал Льюиса и при попытке атаки проколол тому заднее левое колесо, повредив себе переднее антикрыло. Льюис смог добраться до боксов, оказвшись при этом в хвосте пелетона. А позади пилотов "Мерседеса" Себастьян Феттель уступил позицию своему напарнику Даниэлю Риккардо.

На 9-м круге Росберг заехал на пит-стоп, в ходе которого ему пришлось поменять носовой обтекатель, и вернулся на трассу в середине очковой зоны. В гонке к тому времени лидерство захватил Риккардо. Пилот "Мерседеса" бросился отыгрываться и к 32 кругу вышел на второе место. Нико смог сократить своё отставание от "Ред Булла" до трёх секунд, но этого не хватило для победы.

Даниэль Риккардо одержал вторую подряд и третью в карьере победу. На подиуме Нико Росберг был освистан болельщиками.