4 мин.

Спорт. Здоровье. Нигилизм.

Необходимое предуведомление. Данная "простыня" представляет собой старый текст, написанный сразу опосля завершения Китайской Олимпиады. Что характерно, текст был написан в трезвом (вроде бы...) состоянии, но это почти не бросается в глаза.

Нижеследующий набор слов начнётся с неких общих замечаний и продолжится некой конкретикой, хотя говорить о продолжении, возможно, будет неуместно: далеко не ясно, будут ли замечания частного характера вытекать из общих посылок, или они будут надстраиваться над оными, или же всё это будет просто набором фрагментов по разным вопросам, кое-как привязанным к спортивной тематике.

Философ, писатель, публицист, солдат, ариец и т.д. Эрнст Юнгер в своей работе «Через линию», говоря о неправомерности упрёков нигилизму в болезненности и хилости, отметил, что современная эпоха характерна как раз появлением «людей, которые действуют, подобно железным машинам», людей, обладающих совершенно неестественным здоровьем. Осматриваясь среди причин, приводящих к подобной титанизации, Эрнст Юнгер особо отмечает «специальный характер труда, называемый спортом. Он стремится не только сделать нормой высокую степень физического здоровья, но и, преодолев старые, установить новые рекорды. В альпинизме, в полётах, в прыжках с трамплина есть вызов, требования, превосходящие силы человека, а в соответствии с этими требованиями необходим автоматизм, который убивает естественность» (по поводу «автоматизма» – кто видел «труд» китайских гимнастов, легко и непринуждённо согласится со стариной Эрнстом). И, конечно, «огромные волевые и трудовые усилия», «пренебрежение к боли», «уважение к телу и витальным силам» - это характерные черты нигилиста, анализом коего и занят Юнгер…

Но что это значит? Спорт равен нигилизму? Какое дело до этого пробивающему мировой рекорд на «сотне» Юсейну Болту? И какое дело до этого нам, усевшимся понаблюдать за марафоном, дабы приговорить 5-6 баттлов пива?

Дело, как всегда, не в фактах, но в интонации. С давних пор спорт (в общественном сознании) идёт рука об руку со здоровьем. «Спортивная нация – здоровая нация», - радостно соглашаются граждане с пропагандистскими заявлениями какого-нибудь бывшего дзюдоиста. Но мало кто задумывается о том «здоровье», которое полагается при помощи «спорта» сберечь, а то и укрепить. Кто может дать определение «здоровья»? Очень примерно я бы сказал, что «здоровье» суть состояние человека, позволяющее более-менее нормально выживать в конкретно-исторических условиях. Поэтому здоровье жизнерадостного паренька, засыпанного пеплом в Помпеях 2000 лет назад, и здоровье ещё более жизнерадостного товарища, засыпанного конфетти на церемонии закрытия Пекинских игр, - это два разных здоровья.

Самое чудесное в современном «здоровье», что оно – благодарение демократии и гуманизму! – дифференцировалось донельзя. Выжить может кто угодно – слепые и глухие, отягощённые циррозом и облегчённые ампутированными конечностями, алкоголики, неврастеники, социопаты и идиоты (почти что портрет нарисовал свой под конец). При этом все, конечно, больны – так или иначе. Но всё-таки большинство не собирается уже завтра на собственные похороны. Медицинская пропаганда, однако, работает. Жупел её  – это «вред» во всех его многочисленных разновидностях. Вред от табакокурения, вред от травокурения, от употребления алкоголя, от употребления и неупотребления пищи и т.д. Но есть вред афишируемый и неафишируемый – по, естественно, понятным причинам: всё-таки никакая медицина не вылечит от нудной тяжёлой работы, разрушающей психику и моторику, но «чрезвычайно квалифицированные специалисты за солидное вознаграждение избавят Вас от наркотического сна, разрушающего психику и моторику». Именно из этого мира, «где стараются избегать даже сквозняка», приходят – и это забавляет Эрнста Юнгера – современные «титаны и циклопы», возводящие в культ «пренебрежение боли» и «неестественный автоматизм».

Госпропаганда, слабо знакомая с творчеством бывшего капитана Вермахта, пытается, однако, спортом оздоровить нацию. Логика, как известно, примерно такая: пойдёт в секцию ergo не пойдёт бухать во дворе. Но мы-то помним, спорт – это тяга к неестественному. Спортивное здоровье – это вовсе не норма, это извращение, чрезмерное развитие одних моментов в ущерб другим. Выбегать «сотню» из 8 секунд неестественно, потому что жизнь человеческая этого не требует. Жизнь человеческая требует нормальной моторики, которая, кстати, годам к 45-50, может и «полететь» - в случае, если в 20-25 постоянно занимался выбеганием из 8 секунд. Разбитые коленки футболлеров, поклацанные лица боксёров, перебитые кисти прыгунов в воду вряд ли могут считаться эталоном здоровья. Спорт гробит здоровье и вызывает привыкание (известно, как спортсмены не любят ремиссию, пардон, уход из спорта, как стараются остаться в нём), т.е. по воздействию спорт можно вполне заносить в один ряд с «синим» и «хмурым».

Ну, и хочется сказать о злободневном. О допинге, то есть – известно же, что, несмотря на закрытие Игр, все результаты будут ещё довольно долго оставаться предварительными, пока граждане из ВАДА не освятят их своим крестным знаменьем. Учитывая нездоровый характер спорта, потуги ВАДАвцев под лозунгом трогательной борьбы за «чистоту» спорта и заботы о «здоровье» спортсменов выглядят, по меньше мере, наивно. Дело даже не в этом дураковатом формальном разделении фармакологии на плохую и хорошую (и не в том, что они позабыли греков (и, в частности (и особенно), Платона) с их «фармаконом» - и «ядом», и «лекарством»). Дело в том, что энтузиасты ВАДА хотели бы, чтобы боролись люди, а не химики. Но борются-то не люди, а спортсмены, преодолевающие рамки человеческого (т.е. трансцендирующиеся – только не за счёт духа, а за счёт тела, перестающего быть именно телом человека), трансформирующих неестественное в естественное. Так что борьба с «неестественным» допингом – это борьба с самим духом спорта.