21 мин.

Самые «левые» футбольные клубы мира. Часть 2

Мадридский пролетариат, сепаратисты из Бильбао и фанатские войны в Греции – Аркадий Зайцев продолжает рассказ о самых «красных» клубах мира.

«Райо Вальекано», Мадрид, Испания

Vallecas. Юго-восточные окраины Мадрида. Вы здесь вряд ли когда-нибудь приляжете на шезлонг у бассейна, вряд ли будете тянуть свой беспечный mojito, вряд ли будете гладить по крохотной коленке свою сладкую, как сахарная вата Francesca. Максимум, на что здесь можно рассчитывать – на несвежую анашу и несвежую Manuela. И никаких бассейнов. Тут рыжая бедность лениво течет из кранов, а здешние собаки неспешно жрут здешних крыс.

Запомните: просто не надо бывать в Вальекас.           

«Вальекас – это не Мадрид!»

Вальекас – это нищета и преступность. Вальекас – это чертова жизнь.

Здесь все кипит от ненависти. К Мадриду, к капитализму, к богачам. Этот район словно списан с желчных романов Луи-Фердинанда Селина и Джорджа Оруэлла; нет сомнений – обоим гениям понравилось бы в Вальекас, впрочем, какая теперь разница.

При виде хорошего автомобиля, при виде выходящего из него заплутавшего туриста в опрятном поло, мокасинах от Ralph Lauren и фотоаппаратом наперевес Вальеканцы скалятся как гиены; таких они в лучшем случае отправляют обратно в Мадрид – лоснящимся капиталистам здесь не найдется местечка. Они шлют в Мадрид, как мы шлем на ***.

Настоящий Vallecano живет, сам того не ведая, заветами Прудона («Собственность – это кража», например) и следует, тоже вслепую, на ощупь, Гюставу Флоберу, который говорил: «Ненависть к буржуазии – это начало добродетели».

Замызганный рабочий район с населением около миллиона жителей: бедняков, бродяг, мигрантов, пьяниц, торчков, проституток, бандитов, простых работяг и простых лентяев – все они уверенно поддерживают уровень преступности, который в Вальекас – уже многие годы – самый высокий в Мадриде. Один мой знакомый madridista говорит, что Мадрид с Вальекас – как первоклассный скакун с гнилыми зубами.

«Маллох обожал всяких подонков – мне кажется, он даже бедность любил» – это тоже про Вальеканцев.

При диктаторстве Франко район Вальекано был присоединен к Мадриду, с тех пор – то есть, со времен гражданской войны – жители района, и без того пропагандировавшие крайне левые идеи, как и анархистские, с еще большей ненавистью относились к фашистскому режиму и к столице. На каждом матче «Райистас» запыленный пролетарский «Эстадио де Вальекас» превращался в арену, где происходило настоящее идеологическое сражение с режимом – стадионы в Испании в то время были едва ли не единственной возможностью выразить свой протест, и чтобы тебе ничего за это не было, ну, или почти ничего.   

Для этих людей «Райо Вальекано» – это не просто футбольный клуб, это протест, шанс на реванш. Вчера – с фашистским режимом, сегодня – с капитализмом (но и антифашизм никто не отменял). «Буканерос» – именно так называется фанатская группировка «Райо» – практически в одиночку отстаивают левую идеологию в Мадриде.

Приведу занятный отрывок из книги Дуга Бримсона «Фанаты», иллюстрирующий суровые будни фаната из Вальекас:

«Когда группа из числа левых сторонников «Реала» узнала о тайных планах нападения «Ультрас Сур» [правые «Реала] в день столичного дерби на два бара, часто посещаемых членами «Буканерос», то, нисколько не сомневаясь в правильности своих действий, передала эту информацию коллегам из «Райо».

Участники «Ультрас Сур» планировали просочиться на вражескую территорию небольшими группами и, собравшись в одном месте, атаковать два бара, в которых, по их мнению, должны были собраться «красные» и сторонники ЕТА – террористической группировки баскских сепаратистов [ЕТА – аббревиатура баскского названия «За Родину и свободу Басков», «Euzkadi Ta Azkatasuna». (примеч. пер.)]. Но, вовремя узнав о коварных планах противника, «Буканерос» приступили к подготовке обороны.

Утром в день игры скауты «Буканерос» заняли свои позиции и, как только заметили прибытие небольшой группы из 40 членов «Ультрас Сур», немедленно сообщили об этом по мобильным телефонам в оба бара, продолжая наблюдать за их дальнейшим маршрутом.

Когда основные силы нападавших наконец добрались до места назначения, не ведая о том, что их уже обнаружили, они тут же устремились ко входу в бар, который, к их огромному удивлению, оказался крепко-накрепко заперт. Они не подозревали, что по ту сторону дверей их ожидала толпа «Буканерос» и ряд воинственных представителей левого крыла группировки «Ерри Норте», поддерживающей «Атлетик» из Бильбао, которые были вооружены палками и бутылками, а один – даже топором.

В то время как фанаты «Ультрас Сур» пытались выломать входную дверь, оборонявшиеся, незаметно выйдя через черный ход и сосредоточившись на соседней улице, ударили во фланг агрессорам. В результате начавшегося побоища многие фанаты получили серьезные ранения, включая парня из «Ультрас Сур», вынесенного товарищами с поля боя с порезанными ягодицами.

После такой убедительной победы «Буканерос» расслабились, совершенно забыв о защите второго бара, так как решили, что их противники уже никогда не решатся на вторую атаку. Более того, никто даже не догадался проследить их дальнейший путь, поэтому защитники второго бара так и не услышали тревожных звонков.

Конечно же, «Ультрас Сур» не собирались на этом останавливаться, и, полные решимости взять немедленный реванш, они направились в сторону второго бара, где застали «Буканерос» врасплох. Атака была столь стремительной и яростной, что «Буканерос» пришлось отступить под защиту бара и закрыться изнутри. К сожалению, двое их товарищей остались на улице и получили серьезные ранения, оказавшись под градом летевших в них бутылок».

«Атлетик», Бильбао, Испания

70% населения Испании (по официальным данным центра социологических исследований Испании) считают баскский сепаратизм, в частности левую националистическую группировку ЕТА, главной проблемой страны.

С 1975 года, после смерти диктатора Франко и его режима, некоторые регионы (Каталония, Страна Басков, Галисия; на самом деле в этот текст можно смело добавлять «Барселону» и «Сельту», но я этого не сделаю, по крайней мере, пока что) поставили вопрос о своем историческом статусе и, собственно, об отделении, о свободе. Во времена правления Генералиссимуса баски переживали крайне сложный период: был взят курс на их ассимиляцию, (например, использование национальной баскской символики объявлялось преступлением). Словом, в эпоху Франко культура басков не жила, а кое-как выживала в подполье. Однако со сменой режима уже к 80-ым у Страны Басков были такие поблажки в объеме прав и свобод, какие не снились и в какой-нибудь Валенсии, впрочем, несмотря на это, левый баскский национализм только креп и благополучно дожил и до наших дней, ни разу не потеряв в актуальности в своем регионе. Скажу больше: эта идеология (левый национализм, напомню) сейчас является основной силой, а сепаратизм пользуется поддержкой у значительной части жителей региона. (Так, например, Баскская Националистическая партия уже лет 30 набирает на выборах больше 50% голосов). Накаляет обстановку террористическая по своей сути группировка ЕТА, которая настаивает на вооруженном сопротивлении «оккупантам» и прилежно использует завещанное Сабино Аране идейное наследие. Сабино Аране – основатель баскского национализма (конец 19-ого века) и вообще духовный гуру ЕТА, «отец басков» – так его называют; именно он сформулировал основную идею сепаратистов – основание государства Эускади.

Футбольный клуб «Атлетик» вопреки широко распространенному и, скажем прямо, – наивному мнению о том, что спорт существует вне политики, активно в ней участвует, открыто поддерживая баскских борцов за свободу и независимость. Так, например, в 1984 минутой молчания на La Catedral («Собор» – именно так местные называют стадион «Сан-Мамес») все присутствующие на одном из футбольных матчей почтили память руководителя ЕТА, убитого году профессиональным киллером. (Как выяснилось, это дело рук одной из испанских группировок, ведущих войну против баскских националистов, на что, откровенно говоря, закрывает глаза Мадрид; почему, думаю, разъяснять не надо).

7 марта 2008 года в Стране Басков накануне выборов был застрелен крупный политик, член правящей партии Исайас Карраско. Конечно, это дело рук известно кого; пять выстрелов, один из них – в шею – фирменный, классический почерк террористов ЕТА, ни у кого не было сомнений. Они убили своего врага на глазах у его жены и дочери. «Я увидела через окно, как жена и дочь склонились над ним, крича «Убийцы, убийцы!». Его грудь была залита кровью, кровь была и на его близких», –  рассказывала потом соседка семейства Карраско местному телевидению. 9 марта, через два дня после убийства, в Бильбао проходил один из матчей Ла Лиги, перед началом которого La Catedral вскипел так, что судье пришлось прервать запланированную минуту молчания.

В 2010-ом, когда во Франции был арестован руководитель ЕТА Ибона Арронатегу, главная группировка баскского «Атлетика» «Herri Norte Taldea», которая, разумеется, придерживается радикально левых взглядов, задала вопрос премьер-министру Испании, да и всей общественности: «До каких пор вы будете арестовывать людей, борющихся за свою свободу, игнорируя при этом откровенно профашистских лидеров?» (этот эпизод описан в блоге болельщиков «Атлетика» на спортс.ру, подписывайтесь).

«Herri Norte Taldea» добилась значительных успехов в борьбе с врагами из правых, регулярно отстаивая свою репутацию в ожесточенных столкновениях. Для правых со всей Испании именно фанаты из «Herri Norte Taldea» являются самыми ненавистными, непримиримыми, но в то же время самыми достойными противниками. (Хотя, по правде говоря, и среди испанских традиционно правых клубов есть достаточное количество антирасистски настроенных и фанатов левых взглядов). Первые сведения о побоищах, которые баски устраивали со своими врагами, были зафиксированы в начале 80-ых, когда фанаты «Реала» были встречены дубинами и кастетами на вокзале в Бильбао.

Конечно же, самые нелегкие выезды фанатов «Львов» – в Мадрид и в Валенсию, где им зачастую достается по полной программе не только от местных ультрас, но и от полиции, которая еще со времен Франко не знает жалости по отношению к баскам. (Франко вообще не подпускал басков или каталонцев к полицейской службе; в рядах полиции были только испанцы, что работало – те же мадридцы совсем не церемонились с бунтующими меньшинствами, не церемонятся и сейчас – посмотрите в ютьюбе, как разгоняли демонстрации в Каталонии, например). Перед одним из матчей с «Реалом» полиция жестоко вмешалась в столкновение фанатов, причем жестоко исключительно по отношению к баскам, да так, что во время разгона болельщиков несколько фанатов «Атлетика» были изуродованы. Мадридцев же никто и пальцем не тронул. Конечно, тут не обходится без антииспанских настроений басков, к которым в Испании уже привыкли относиться как к террористам и подавлять любую их агрессию крайне жестоко, я бы даже сказал – показательно жестоко. Хотя, будем откровенны, и полицейские тоже, бывает, защищаются как могут или же просто удирают от нападков «Herri Norte Taldea».

Занятно, что во время баскских дерби (например, с «Реал Сосьедадом») фанаты клубов сидят вместе, не говоря уже о том, что нет никаких конфликтов между болельщиками – это сложно назвать дружбой, но ненависть к Испании сильнее клубных предпочтений.

Один или два раза в год на «Сан-Мамес» играет свой матч неофициальная сборная басков. Во время этих матчей фанаты всех клубов Страны Басков («Атлетик», «Реал Сосьедад», «Осасуна», «Алавес») объединяются под общим названием «Euskal Hintxak» и дружно болеют за Эускади.

За всю историю у басков лишь однажды было собственное государство: во время Гражданской войны, осенью 1936 года, когда они провозгласили независимую республику Эускади, которая прекратила существование уже летом 1937 года.

АЕК, Афины, Греция

В Греции их называют коротко и оскорбительно: «турки». Или же, для разнообразия, – «цигане». Или просто «муслимы» (мусульмане, то есть). Дело в том, что футбольный клуб «АЕК» основали в 1924 году турецкие беженцы, приехавшие в Афины после греко-турецкой войны; аббревиатура «АЕК» расшифровывается как «Атлетический союз Константинополя». В общем, в Греции их ненавидят. Для болельщика «Олимпиакоса» парень в черно-желтой майке – хуже дерьма.

Я уже писал в первой части этого текста про знаменитого болельщика ДеПе из Марселя, который, приехав на выезд в Грецию, был поражен местной культурой боления, этими могучими бородатыми эллинами с голыми торсами, которые пели свои грозные песни, ДеПе с той поры решил взять с них пример и стал легендой своего клуба. А те здоровенные античные полубоги, как следует из воспоминаний марсельца, это и были как раз фанаты «АЕКа».

«АЕК» в последнее время нечасто попадал на наши медиа-радары, за исключением, пожалуй, двух событий. Первое: гранд греческого футбола со звоном вылетел во вторую лигу; второе: как не помнить выходку футболиста черно-желтых Гиоргоса Катидиса, «расчехлившего внушительный зигомет» (не могу не процитировать Никиту Коротеева, извините) во время празднования гола в чемпионате Греции. Конечно, после матча футболист клялся, мол, ничего не соображает в политике и просто таким образом посвятил гол своему другу и одноклубнику – Микалису Павлису, (который эту игру смотрел с того сектора трибуны, куда была устремлена правая рука Гиоргоса, ага-ага), но это уже неважно. Руководство клуба, который, на секундочку, придерживается строго левых и антифашистских взглядов, незамедлительно, не дожидаясь санкций различных федераций (позже Федерация футбола Греции наложила пожизненный запрет на участие игрока в матчах за национальную сборную), отстранило Катидиса от официальных матчей до конца сезона и выписало ему максимальный штраф, который только возможен по уставу организации. Ну а болельщики «АЕКа» с гневом обрушились на молодого футболиста.

Впрочем, у фанатов клуба есть пусть и небольшая, но все-таки правая фирма «Гетто», которая формально является фашистами.

Вот как  один из фанатов главной фанатской фирмы «АЕКа» «Original 21», традиционно придерживающейся антифашисткой идеологии, комментирует ситуацию на черно-желтых трибунах:

«Фирма «Гетто» является малочисленной и попытки применения насилия с их стороны были пресечены. Бывали случаи, когда кто-то использовал среди них нацистскую символику на матче. Однако в большинстве своем мы контролируем ситуацию на трибунах. Скажем, наши враги из «ПАОКа» допускают больше подобных эпизодов на своей трибуне. Много националистов появляется на трибуне «Олимпиакоса». «Анчоусы» (прим. – обидное прозвище красно-белых) являются самой отвратительной командой чемпионата и выкидывают на трансферы огромные суммы, все их фанаты хлюпики. Но больше всего правых у «Панатинаикоса», потому что их «Gate 13» – ублюдки и лжецы. Поэтому мы их называем кролики. Только «Original 21» полностью контролирует свою трибуну».

Непримиримое противостояние между фанатами «АЕКа» и «Олимпиакоса» – один из главных ужасов греческого футбола.

В 81-м году, во время одного из домашних матчей фанаты «Олимпиакоса» напали на черно-желтых, легко прорвав полицейский кордон, болельщики гостей попытались спастись бегством от значительно превосходящих сил врага, но это привело к давке, в которой погибли и были ранены многие фанаты «АЕКа». Через несколько недель красно-белых ждал ответ в стиле вендетта – «турки» зарезали одного из фанатов «анчоусов», после чего труп бедняги торжественно накрыли черно-желтым флагом.

Уже спустя годы, в 85-ом, группировка «Олимпиакоса» устроила практически военное нападение на один из районов, в которых проживают бывшие беженцы из Турции. Итог: двое убитых, бесчисленное количество раненых и разгромленный и разграбленный район. Федерацией футбола Греции было принято решение проводить встречи между командами на нейтральной территории и ни в коем случае не в столице. Итог: на одном из матчей было вырвано 7 тысяч сидений, ранено сто человек, из них – пять полицейских, и охваченные огнем полицейские машины.

Еще одним соперником «Original 21» являются фанаты из «Gate 7», то есть, из «Панатинаикоса». В 2001 году во время очной встречи команд судья удалил сразу двух футболистов «АЕКа», после чего сектор «зеленых» был забросан фаерами. Гнев был нестерпим, что вылилось в масштабную драку, которой полиция не имела никаких шансов помешать. Фанаты обоих клубов сошлись в бою прямо на футбольном поле, драка, как пожар, распространилась и за пределы стадиона – бои шли по всему городу. Ну а неудачливого арбитра матча унесли с поля раненым в подтрибунное помещение… где его еще раз избили.

Широко известна история отношений фанатов «АЕКа» с главным тренером команды Душаном Баевичем. В конце 70-ых – начале 80-ых серб знатно попылил за черно-желтых, наколотив уйму голов и став легендой клуба. Уже на тренерском мостике Баевич привел команду к семи чемпионским титулам – легенда! Но случилось непоправимое – он ушел тренировать «Олимпиакос». Выиграв для красно-белых 3 чемпионства подряд, наивный Душан Баевич… вернулся в «АЕК»… потом опять ушел в «Олимпиакос»… и… опять вернулся в «АЕК», транзитом через другие клубы, правда, но, собственно, кого это интересовало. Последнее возвращение окончательно добило болельщиков и вызвало... эм... «бурю негодований», назовем это так. 7 августа 2010, когда под руководством Баевича «АЕК» проигрывал в товарищеском матче команде «Калитеа» из второго дивизиона, фанаты «Original 21» за несколько минут до конца матча прорвались на поле и избили Баевича. Серб, поддавшись на уговоры руководства, остался в клубе, но, ненадолго – его карьера вообще пошла под откос, и он уехал в Кипр тренировать «Омонию» (а через год вернулся в Грецию, в скромный «Атромитос»).

Если вам интересна тема противостояния греческих фанатов, то вам сюда.

«Омония», Никосия, Кипр

Кипр – исторически нестабильный остров, политически и этнически раздробленный (турки/ греки). Чаще всего там неспокойно, оттуда, в конце концов, или почти оттуда американский ковбой будет шмалять по Сирии, так что если вы думаете, что там только море, пляж и кактусы...

Футбольный клуб «Омония» был основан во время гражданской войны в Греции прокоммунистически настроенными фанатами, которые по политическим мотивам откололись от группы болельщиков хорошо известного нам «АПОЭЛа». Так началась вражда. Правые – «АПОЭЛ», левые – «Омония».

Коммунистическая партия Кипра с 50-ых и по сегодняшний день – значительная политическая сила в стране. Достаточно сказать, что «Омония» – самая популярная команда на острове (по разным данным около 35% людей поддерживают именно «зеленых»). Портреты Че Гевары, серпы, молоты – эти символы превалируют на баннерах основной группировки клуба «Gate 9», а также флаги Кипра, конечно (тогда как болельщики «АПОЭЛа», напротив, приносят на стадионы греческую символику). Фанаты «Омонии» как могут борются с фашизмом и расизмом, их в этом поддерживает кипрский рабочий класс, который и составляет значительную часть болельщиков клуба.

«Народная команда» – так их называют на Кипре.

В этом сезоне (совсем недавно – 10 августа) «Омония» играла товарищеский матч против «Ариса». После окончания встречи болельщики «зеленых» напали на одного из судей Леонидоса Траттоса и бесчинствовали за пределами стадиона. На самом деле фанаты из «Gate 9» не просто были не в духе и крушили все подряд – они так отомстили арбитру за то, что тот, по их мнению, лишил команду чемпионства в далеком 2004 году (команда не без помощи плохого судейства сыграла в последнем туре вничью 1-1 со слабеньким «Паралимни», который сейчас уже даже не играет в высшем дивизионе чемпионата Кипра). Руководство «Омонии» еще до игры предвидело инцидент и поэтому попросило полицию удвоить меры безопасности, что и было сделано (почему не убрать с матча судью, а?!?!?). Но от дикой кипрской мести бедного Леню Траттоса ничего не спасло – изрядно побитый, он уезжал со стадиона, пригнувшись на заднем сиденье полицейского автомобиля. Впоследствии он подал заявление против нескольких человек, которые его избили, но никакого дела так и не было заведено. Может, просто местный шериф тоже болеет за «Омонию»?

P.S. Давайте так: если 50 из вас напишут в своем комменте «Давай еще!», то в ближайшее время я сделаю дополнительную, третью часть текста, в которой будут остальные левацкие клубы. Ну и меньше текста, больше команд, больше фото, больше видео. В общем, решайте!