Трибуна
12 мин.

Этот костолом сыграл два финала ЧМ за разные сборные. Оба раза ему угрожали

От редакции: вы в новом блоге FootStories – здесь начали с мощной истории про Луиса Монти, аргентинца и итальянца одновременно. Поддержите плюсами и подписками, чтобы таких сюжетов становилось только больше.

Думаю, что вы сходу назовете с десяток людей, игравших в двух финалах чемпионатов мира. Такое достижение для игрока почетно, но не эксклюзивно. А что вы скажете про тех, кто играл в двух (да еще и подряд) финалах ЧМ за две разные сборные?

Такой игрок только один – Луис Фелипе Монти. Он серебряный призер первого ЧМ в составе Аргентины и победитель за Италию через четыре года. Еще добавьте к этому тот факт, что и тогда, и тогда ему угрожали смертью.

Луис Монти родился в Буэнос-Айресе в мае 1901-го и начал футбольную карьеру в «Уракане» в 1921-м. Выиграл национальный чемпионат в своем единственном сезоне в клубе, а в следующем году перешел в «Бока Хуниорс». Но пробыл там всего три месяца и ни разу не появился в основной команде, прежде чем перейти в свой третий клуб из Буэнос-Айреса менее, чем за четыре месяца – присоединился к «Сан-Лоренсо». Именно там Монти превратился в выдающегося футболиста.

Монти на обложке журнала El Grafico. ист: elgrafico.com.ar

Сильный и крепкий игрок с ростом 167 см (на 4 см выше Инсинье, но на столько же ниже Канте), он обладал техническими навыками, редкими для игрока его типа. Монти был универсальным, играл центрального полузащитника или опорника, а телосложение и способность читать игру делали его идеально подходящим для любой позиции.

Многие нападающие соперников были вынуждены посетить операционный кабинет после столкновения с Монти. Сторонники команд, проигравших в соревновании с «монтиевскими», всегда замечали только его грубость, стремление любой ценой подавить противника и вывести его из игры. Нейтральные, не забыв упомянуть о чрезмерной жесткости, обязательно писали о лидерских и чисто игровых качествах.

Оказывается, Монти с легкостью выдавал передачи на 20-30 метров с миллиметровой точностью и запросто отбирал мяч один в один. Он успевал страховать партнеров и ходить в атаку. Для полузащитника оборонительного плана у него была довольно высокая результативность. Критики называли его «быком», сторонники – «матадором». И все без исключения подчеркивали ценность и необходимость для команды.

Первые годы в «Сан-Лоренсо» были для Монти весьма успешными: команда взяла чемпионство 1923-м и 1924-м, вскоре прибавила победу-1927. Чемпионат Аргентины в то время официально был любительским, но уже вовсю тянулся к профессионализму. Футболисты в то время были не самыми богатым слоем населения – например, Монти параллельно игре в футбол работал в местном муниципалитете и на обеих работах получал около 200 долларов.

Монти выводит на поле «Сан-Лоренсо». ист: elgrafico.com.ar

Впервые Луиса вызвали в сборную Аргентины в 1924-м, в 1927-м он выиграл Кубок Америки, а еще через год взял серебряную медаль ОИ-1928.

Когда в 1930 году в Уругвае играли первый чемпионата мира, Монти считался одним из лучших центральных полузащитников Южной Америки и ключевым игроком сборной Аргентины, которая открыла турнир матчем против Франции. Именно Монти забил единственный мяч в игре всего за десять минут до конца.

Хотя запомнился он не только этим.

Уже на второй минуте игрок оправдал свое прозвище «костолом», когда сломал нападающего французов Люсьена Лорана. Да, того самого, который забил первый гол в истории ЧМ. Монти практически вывел Люсьена из игры, тот только ходил по полю, бегать уже не мог.

Как известно, сборная Аргентины вышла в финал, и в его преддверии ходили слухи, что Монти получил травму в одной из групповых игр и усугубил ее в полуфинале против американцев. Если бы это был какой-то другой матч, не финал, у него, возможно, возникло бы желание пропустить игру, но это был шанс стать лучшей командой мира, а для этого Аргентине нужны были все лучшие.

Луис Монти, несомненно, входил в их число. Однако, как выяснилось, ему предстояло провести одну из своих очень редких посредственных игр. Возможно, слухи о травме все-таки были правдивы. Хотя, возможно, была и другая причина…

Команда Аргентины перед финалом ЧМ-1930, Монти стоит слева от вратаря. ист: getty images

Много позже внучка Луиса Лорена Монти рассказала, что ее дедушка много раз говорил об угрозах, которые поступали ему во время его игровой карьеры с целью повлиять на исход игр. Однако рассказ о финале чемпионата мира-1930 кажется ей самым острым в памяти: «В перерыве, когда Аргентина вела со счетом 2:1, ему сказали, что, если Аргентина не проиграет, они убьют мою бабушку и тетю».

Монти рассказал своей внучке, что многие другие аргентинские игроки получали завуалированные угрозы, но не такие конкретные, как та, что была адресована ему.

Повлияла ли угроза на игру Монти и на ее результат? Если это произошло, то, конечно, трудно представить, что такое ника не сказалось на футболисте. Монти был важным звеном команды, и, в конце концов, знал, на кого нацелиться и оправдывать свое прозвище, если нужно было повлиять на результат. Уругвай взял трофей, и семья Монти осталась в безопасности. Он, конечно, был разочарован, что не стал чемпионом мира, но по понятным причинам, возможно, испытал и большое облегчение.

После финала его травили в аргентинской прессе за трусость. Товарищ по сборной Аргентины Варальо до сих пор считает, что финал был проигран из-за того, что Монти сдрейфил, приняв всерьез угрозы в свой адрес: «В Аргентине после ЧМ-30 я должен был выбирать между трусом и запроданцем – иного варианта не было».

В итоге Монти потерял место и в составе сборной, и в «Сан-Лоренсо». Он не играл несколько месяцев, но ему поступило приглашение от «Ювентуса», и он, не задумываясь, принял его.

Есть версия, что Монти в финале ЧМ был не похож сам на себя, потому его еще накануне игры посетили итальянцы, поговорили с ним, и он уже подсчитывал в уме прибыль от переезда в Европу. Посетители Луиса сообщили, что вскоре он получит предложение от итальянского клуба и, если примет, его зарплата вырастет до 5000 долларов в месяц, что затмит его текущий доход. Кроме того, пообещали дом, машину и другие бонусы. Вдобавок ему якобы внушили, что человек, продвигающий сделку – сам Бенито Муссолини. Тогда Дуче делал из кальчо инструмент прославления растущего фашистского государства.

В целом, так все и получилось, Монти стал игроком «Ювентуса». К слову, родители Монти были родом из Романьи, что на севере Италии.

Монти был не первым аргентинцем, уехавшим в Италию за лучшей жизнью. Дорожку проложил легендарный Раймундо Орси, а на ЧМ-1934 в составе Италии играло уже пятеро «ориунди», иностранных игроков с итальянскими корнями. Монти 16 раз успел сыграть за Аргентину, забив пять мячей.

Но в Италии его встретили и ужаснулись. Он не только потерял форму, но и очень сильно поправился. Услышав язвительные отзывы, 30-летний Монти захотел вообще послать подальше и «Ювентус», и футбол вообще. Но остался. Эдоардо Аньелли, босс «Юве», попросил его не спешить, а отложить решение на два месяца. Через полтора месяца готовившийся по изнурительной специальной программе и похудевший Монти вышел на поле в основе нового клуба. Четыре подряд звания чемпиона Италии в 1932-1935-м выиграли при Монти. В новой команде он стал не просто ключевым игроком, а капитаном. Его партнер по сборной и «Ювентусу» Бертолини как о величайшей удаче говорил о возможности играть рядом с Монти:

«Он был надежен и несокрушим, как скала, у него было чему поучиться и что перенять. Далеко не все его любили, но уважали все без исключения – и свои, и чужие».

Монти в форме «Ювентуса». ист: getty images

Всего же Монти провел в «Ювентусе» девять лет, забил два десятка голов.

В 1/8 финала ЧМ-1934 Италия легко прошла США, обыграв американцев со счетом 7:1. А в четвертьфинале их ждала одна из сильнейших команд Европы с непробиваемым Заморой на воротах. Испанцам удалось открыть счет на 30-й минуте, но тогда за дело взялся Луис Монти, и на поле началась битва, в которой гораздо более пострадавшей стороной оказались испанцы.

Уже через несколько минут после гола двое испанцев не могли бегать, только ходили, Монти на пару со Скьявио дважды проверили крепость ребер Заморы. Итальянцы пошли штурмовать ворота соперника, до конца тайма они подали аж 12 угловых, при подачах активно работая локтями и кулаками, но им все время мешал великолепный Замора. И итальянцы, видимо, просекли, как нужно забить.

Гол получился с последнего в тайме штрафного (судья встречи Берт свистел только в одну сторону, игнорируя действия итальянцев, в особенности Монти), после навеса во вратарскую Меацца блокировал Замору, а Скьявио для пущей надежности уложил вратаря на землю. Свободный Феррари толкнул мяч в сетку. Такие голы не засчитывали даже в те времена, когда с вратарями позволялось обходиться вольнее, нежели сейчас.

Если вы думаете, что судейство в переигровке улучшилось, вы ошибаетесь, стало только хуже.

Монти уже прикидывал, с кого начать. Неожиданно нарисовавшуюся на левом фланге проблему по имени Крисанто Бош (два резких хороших прохода за пять минут) он решил раз и навсегда, въехав ногой в колено испанца. Боша вынесли с поля, он вернулся еще до перерыва, побегал (походил) немного во втором тайме и продолжить не смог.

Итальянцы забили единственный гол на 12-й минуте первого тайма. Мяч, поданный слева Орси, Меацца отправил в ворота головой, опершись в прыжке на плечи вышедшего из ворот Ногеса и свалив его на землю. Мерсе мяч засчитал. Дальше судья отменил чистый гол, забитый Луисом Регейро (он же отличился в первом матче).

В начале второго тайма Кинкосес неудачно столкнулся с новым напарником по обороне – Сабалой (прыгавший рядом Орси успел еще садануть испанца кулаком в лицо) – и вынужден был прекратить игру. Еще через две минуты Монти разобрался с тем же Регейро (вот же пакость, мешает своими голами уже второй матч) – этого унесли на носилках. В итоге получилось так, что восемь испанцев не пропустили от одиннадцати итальянцев. Но стоит и отдать должное Монти, он не только грубил, устраняя соперников, но и вел команду, раздавая передачи.

Полуфинал Италия – Австрия тоже запомнился судейскими бесчинствами и грубостью Монти. В начале игры австриец Бицан грубо свалил Монти. Тот ответил через минуту, а потом стал искать игрока, за которого ему поручили отвечать – Синделара. Вскоре Синделар уже корчился на траве от боли.

Единственный гол итальянцы забили на 19-й минуте по испытанной схеме: двое блокируют вратаря, третий, им стал Гуаита, – забивает в пустые. Главным арбитром был швед Эклинд, а его помощником известный нам по четвертьфиналу Берт. Тот же Бицан вспоминал: «Судья вел себя более чем странно. В одном из моментов он головой отбил мяч после навеса на Цишека. Тот оставался один на один с Комби. Судья, а не защитник! И что тут будешь делать?» Увы, как ни старались австрийцы, противостоять двенадцатерым не смогли.

Чем запомнился тот финал, так это словами Муссолини. Перед началом матча он сказал: «Победа или смерть, господа. Если чехи играют корректно, мы тоже играем корректно. Если они хотят победить нас, мы должны ударить первыми, а они – пасть к нашим ногам. Удачи завтра. Победите. Если нет – крах».

Мало кто не понимал значения слова «крах», и уж точно никто не хотел его на себе испытать. Монти говорил: «Нам обещали, что если победим, получим все: деньги, женщин, автомобили, дома, а если…».

Дальше додумайте сами. Впрочем, так все и получилось.

В первом тайме голов забито не было, и Дуче в перерыве передал футболистам: «Вы несете ответственность за успех, но если вы потерпите неудачу, да поможет вам Бог».

В начале второго тайма Италия даже пропустила, но потом отыгралась, а в дополнительное время вырвала победу.

Сборная Италии – чемпион мира. ист: en.m.wikipedia.org

«В Уругвае меня бы убили, если бы мы выиграли. В Италии меня бы убили, если бы я проиграл… Черт, лучше бы я стал садовником!» – не без иронии писал позже Монти. Он также говорил, что Муссолини проявлял такую же горячую щедрость, насколько холодной казалась перспектива поражения: «После матча по решению Дуче нам разрешалось просить все, что мы хотели: женщин, деньги, драгоценности, автомобили, дома. Мы были привилегированными людьми Италии».

Однако английская пресса вовсе не этот матч считала «настоящим финалом». Речь идет про игру Англия – Италия, состоявшуюся 14 ноября 1934-го, это был первый матч итальянцев после финала ЧМ. Муссолини хорошо смотивировал свою команду – за победу игрокам полагались «Альфа Ромео» и 150 фунтов (на сегодняшний момент около 7000). И он тоже запомнился жесткостью и даже получил название «битва при Хайбери».

Уже на второй минуте англичанин Уилф Коппинг сломал ногу Луису Монти (система оказалась взломана – ломает не Монти, а его). 15 минут от все же смог выстоять, но именно в этот промежуток времени англичане и забили все три гола, потому что Монти играл на позиции последнего защитника, но не мог бегать, а его партнеры не понимали степень травмы. Когда осознали серьезность, увели его с поля, и итальянцы остались вдесятером, перестроив схему.

Разгневанные обращением с Монти, гости неоднократно мстили противникам: Эдди Хэпгуду сломали нос (он выбыл из игры на 15 минут), Рэю Боудену повредили лодыжку, Тед Дрейк получил несколько ударов по ногам, а Эрик Брук сломал руку. К чести итальянцев они смогли забить во втором тайме два гола (оба провел Джузеппе Меацца). Несмотря на поражение 2:3, сборную Италии встретили на родине как героев, ведь все голы они пропустили, когда их сильнейший оборонительный игрок даже не мог бежать. Легендарный Стэнли Мэтьюз же говорил, что этот матч был самым жестким за всю его долгую-долгую карьеру.

После этого Монти оправился и успел выиграть с «Ювентусом» Кубок Италии в 1938-м, а в следующем году, в 38 лет, завершил карьеру.

Монти пробовал себя как тренер в «Пизе», «Ювентусе», «Триестине», «Варезе», «Аталанте» – успехов, правда, не было. В 1949-м он отправился в родной «Уракан». Но и там продержался недолго, потому что стал учить уму-разуму правление клуба, за что его и уволили. В футболе он больше не работал.

Зато поселился недалеко от Буэнос-Айреса, где 30 лет как раз занимался садоводством. Теперь осознайте, насколько это уникальный человек: только Монти, получивший по праву прозвище «Костолом», мог выращивать потом 30 лет кустики и цветочки. А в современных реалиях очень трудно представить, как футболист сможет сыграть в двух финалах ЧМ подряд за разные сборные.

Так что такой вот Луис Монти – единственный и неповторимый.

Фото: AFP