10 мин.

Лучший инженер «Формулы-1» уходит из «Ред Булл». Все инсайды и факты: расставание готовили год

Новый скандал у чемпионов мира.

Самой мощной команде современной «Формулы-1», «Ред Булл», возможно, приходит конец – последние месяцы коллектив в Милтон-Кейнсе раздирают сильнейшие внутренние противоречия. 

Зимний скандал с якобы неподобающим поведением хоть и не выбросил Кристиана Хорнера с поста руководителя коллектива, но обнажил невероятно острую борьбу за власть в гоночной структуре «Ред Булл». Трехкратного чемпиона мира Макса Ферстаппена, несмотря на действующий контракт, пресса до сих пор с невиданным упорством отправляет в «Мерседес» в не столь отдаленном будущем. Престарелый советник Гельмут Марко остался на своем посту после экстренного вмешательства боссов австрийского концерна производителя энергетических напитков. И на фоне этих громких новостных извержений «Ред Булл» отчаянно бьется за разных высококвалифицированных инженеров, которых всеми силами пытаются переманить конкуренты. 

Очередная бомба прилетела откуда не ждали: глава конструкторского бюро Эдриан Ньюи уходит из «Ред Булл». Теперь официально.

Объяснять, кто такой Ньюи, нет никакого смысла. Это величайший инженер в истории «Формулы-1», гений аэродинамики, человек, который любит чертить на бумаге и ловит уникальные и фантастические технические идеи даже в собственной ванной. Легендарная личность, ответственная за безоговорочные чемпионские титулы Найджела Мэнселла, Алена Проста, Дэймона Хилла (и Жака Вильнева, хотя к моменту титула канадца Эдриан уже вовсю трудился в другой команде), Мики Хаккинена, Себастьяна Феттеля и Макса Ферстаппена. 

С машинами Ньюи «Уильямс», «Макларен» и «Ред Булл» выиграли 12 Кубков конструкторов и 13 титулов в зачете пилотов. И вот теперь с его уходом в расстановке сил в «Ф-1» могут произойти неслыханные сдвиги. 

Что, черт возьми, вообще происходит? Почему Ньюи уходит?

Правда об этой истории сокрыта где-то в кабинетах базы «Ред Булл» в Великобритании. По утверждениям нескольких источников, Ньюи очень сильно взволновала борьба за власть в структуре команды – предполагается, что примкнувший к тайским совладельцам концерна «Ред Булл» Хорнер намерен получить долю в гоночной организации и вывести ее из-под контроля австрийской стороны, а, в свою очередь, эффективные менеджеры во главе с Оливером Минцлаффом надеялись оставить все как есть. А еще часть инсайдеров предполагает, что история с возможными домогательствами Хорнера к неизвестной сотруднице компании тоже сыграла свою роль, поскольку она работала и с Ньюи тоже. Motorsport-Total вообще инсайдит об одном из условий досрочного разрыва контракта в виде полного и вечного молчания о деталях скандала.

По итогам этой битвы отношения между самым дорогим инженером «Ф-1» и руководителем чемпионского коллектива охладели настолько, что Хорнер решил отодвинуть Ньюи от непосредственной работы над гоночными машинами и оставить тому только работу над гиперкаром. 

Заменить 65-летнего гения на посту технического гуру должен его ближайший помощник – Пьер Вашé. 49-летний француз в свою очередь опирается на таланты главы отдела аэродинамики Энрико Бальбо и главного конструктора Крейга Скиннера (последний известен тем, что не раз открыто спорил с Ньюи по некоторым техническим вопросам). Предполагается, что именно эти специалисты внесли наиболее весомый вклад в создание нынешнего болида RB20, за рулем которого Макс Ферстаппен и Серхио Перес сделали уже три дубля за пять гонок сезона-2024. Все сотрудники настолько ценны, что «Феррари» несколько раз пыталась переманить их себе, однако каждый раз не удавалось – по инсайдам The Race, Ваше как раз в начале этого года на волне последних слухов продлил контракт на ближайшие сезоны. 

В общем, если верить инсайдерам – руководитель команды посчитал, что отныне «Ред Булл» справится и без Ньюи, результаты последних Гран-при его в этом окончательно убедили, а разочарованный Эдриан, похоже, принял эмоциональное решение покинуть враждебную обстановку. 

Куда уйдет Ньюи – в «Феррари»?

В этом уверены многие, ведь очевидно, что боссы итальянской команды пытаются собрать новую дрим-тим – к Хэмилтону и Леклеру добавить лучших инженеров и механиков, чтобы подойти к переломному 2026 году во всеоружии. Вариант с «Астон Мартин», который готов выделить гению 100 млн долларов, судя по заявлениям осведомленных людей, менее вероятен: во-первых, в таком случае возникнет рабочий конфликт – место технического директора в команде Лоренса Стролла занимает Дэн Фэллоус, сбежавший из-под крыла величайшего инженера ради собственной карьеры несколько лет назад, – а во-вторых, самому Ньюи куда интереснее потенциальное сотрудничество со Скудерией.

Впрочем, кажется, инженер точно еще не решил, что будет делать после «Ред Булл» – и это косвенно подтверждает версию об эмоциональном уходе. Главная же загвоздка в том, что по контракту Ньюи не мог покинуть «Ред Булл» до истечения сезона-2025, а после обязан был провести целый год в так называемом «садовом» отпуске (потому что все это время ничего не остается, кроме как выращивать цветочки рядом со своим домом).

С таким перерывом и после смены регламента в 2026-м поколебать расстановку сил не смог бы даже гений аэродинамики. Важно помнить и о том, что с переходом в новую команду Эдриану придется пересоздавать технический штаб – а на это уйдет еще несколько лет. В прошлый раз Ньюи занимался подобным с 2006 по 2008 годы – перекраивал конструкторское бюро в Милтон-Кейнсе, и все это время «Ред Булл» хоть и прогрессировал, но не боролся за победы.

Однако, судя по последним инсайдам, юристы Ньюи добились невероятного – возможности для конструктора приступить к новой работе уже в первом квартале 2025 года – а значит, он сумеет включиться в разработку болида будущей команды как раз перед новым регламентом. Если, конечно, захочет начать все заново.

Фанаты «Феррари», вы готовы ликовать?

Что будет с «Ред Булл» без Ньюи?

Глядя на нынешние успехи RB20, почти не возникает сомнений и в хороших выступлениях команды в 2025-м. Но что потом? В сезоне-2026 произойдут изменения в правилах, и в год перелома команде наверняка пригодился бы опыт великого инженера. Да, в последнее время, безусловно, он не занят проектированием машины от и до, но зачастую помогает найти правильные решения подопечным и добавляет собственные ценные идеи. 

Ньюи в «Ред Булл» – не столько верховный технический надзиратель, сколько визионер и провидец, указывающий путь к победам. И с его уходом остальным инженерам будет не на кого опереться в моменты серьезных сомнений. 

Испытания будут и в другой области – моторной. «Ред Булл» наконец-то займется созданием собственного двигателя, а поскольку опыта в этой области у команды в сравнении с великими конкурентами из «Феррари» и «Мерседеса» почти нет – чувства волнения и тревоги болельщикам коллектива избежать не удастся.

Что известно об уходе Ньюи из «Ред Булл» прямо сейчас – факты и инсайды:

  • Эдриан уже прекратил участие в доработке болида RB20 и не будет принимать участие в проектировании RB21 2025-го. Совсем – даже в качестве консультанта.

  • Да, фактически он и не занимался непосредственным проектированием и управлением процессами: его контракт «советника» структурирован через технологическую ветку Red Bull Technology и предписывал только 150 дней работы на базе в Милтон-Кейнсе, остальное – на гонках или дистанционно. Ньюи активно пользовался опцией и связывался с техштабом Ваше по интернету из резиденции в Южной Африке, отвечая фактически за глобальное видение и планирование и оценку идей – непосредственно деталей от него не так уж и много.

  • Объявление 1 мая – в тяжелый для Ньюи день гибели Сенны – потребовался, чтобы зафиксировать начало формального годового обязательного «отпуска». Только так инженер получит право приступить к работе с любой другой командой с 1 мая 2025-го и включиться в процесс подготовки болида по новым правилам 2026-го.

  • За оставшийся год в «Ред Булл» Ньюи будет помогать с настройками машины (например, его особенной подвески) на некоторых гонках и дорабатывать любимое детище – гиперкар RB17. Его первые обкатки тоже планируются в начале 2025-го, потому раньше Эдриан и не ушел бы – именно идея строительства такой вещи удержала его в команде и 10 лет назад.

  • По инсайдам The Telegraaf, BBC, Motorsport и Autosport, Ньюи уже отказал «Макларену», «Мерседесу» и «Астон Мартин». Реальными остались только варианты с «Феррари» и «Уильямсом» – его старая команда внезапно всплыла как «потенциально красивая история возвращения в место первых успехов» с возможностью вновь воздвигнуть аутсайдера с нуля по своему вкусу. Пока не списана полностью со счетов и заводская «Ауди» в стадии активного строительства – там тоже Эдриан мог бы заняться и дорожными машинами, но ее СЕО Андреас Зайдль уже высказался в стиле «посмотрим, для нас сильная структура команды важнее персоналий». Скудерия все еще остается вариантом №1, но не исключен и отпуск с кругосветкой на яхте – Oyster Yachts недавно завершили для Эдриана одну такую.

  • Ньюи не обязательно подписывать любой новый контракт раньше 2025-го, поскольку направлять его в работу прямо сейчас все равно бессмысленно: регламент шасси еще не сформирован и не утвержден, а приступить к конструированию новой машины в CFD и аэротрубе по правилам позволено не раньше начала 2025-го. Новостей о трансфере запросто может не оказаться до зимы.

  • Сам Ньюи в первом же интервью подтвердил версию усталости, потенциального отпуска, желания просто перевести дух: ««Ф-1» отнимает все силы. Я здесь уже давно. Сезон-2021 вышел по-настоящему напряженным из-за плотной борьбы с «Мерседесом». В то же самое время мы посвящали все исследования [машине 2022 года] RB18. Наступает момент, когда я чувствую, как сказал Форрест Гамп: «Я немного устал». Я весьма польщен словами Хэмилтона о желании поработать со мной в «Феррари». В данный момент я просто возьму небольшой перерыв – посмотрим, что будет дальше. Честно говоря, я задумался об уходе в зимнее межсезонье, а затем события приняли крутой оборот, и я принял решение… Мне очень повезло, я могу позволить себе не работать. Но работа приносит мне удовольствие. Сейчас пришло время сделать перерыв, посвятить какое-то время путешествиям, семье, а также моим собакам, и просто наслаждаться жизнью. Может быть, через какое-то время я подумаю, что пора заняться каким-нибудь новым проектом, но пока планов у меня нет».

  • Шеф команды Кристиан Хорнер тоже опроверг версию об уходе Ньюи из-за потенциального внутреннего конфликта: «Нет, это абсолютно не так. Думаю, что это уже давно назревало. Примерно 12 месяцев назад у нас был разговор о том, что, возможно, Эдриану пришло время отойти от дел. Он уже какое-то время подумывал об уходе, и нам приходилось готовиться к этому. Он чувствует, что сейчас самое время отступить от дел, взять небольшой перерыв. Он не уходит из компании, но в «Формуле-1» больше не будет задействован. Он продолжит работать над своим [гиперкаром] RB17. Но он ощутил, что сейчас пришло время взять перерыв [в «Формуле-1»]. Ему 65 лет, и он заслужил это право на небольшой перерыв, чтобы провести какое-то время с женой и семьей. Вот чего он очень хочет. Может, он решит, что хочет еще раз поработать в «Ф-1», кто знает? Ирония в том, что Эдриан всегда ненавидел смену регламента. Новый регламент 2026 года уникален, потому что он затронет и шасси, и двигатель. В наши дни это совсем другой мир с учетом бюджетного лимита и ограниченности ресурсов».

Другие материалы об Эдриане Ньюи

Фото: Panoramic/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Global Look Press