6 мин.

Прямая линия. Почему Испания разгромила Италию?

Фото: Fotobank/Getty Images/Michael Steele

За сутки до матча Чезаре Пранделли четко и прямо ответил на важный тактический вопрос: вернется ли Италия к построению с тремя центральными защитниками, которое почти идеально сработало во встрече с испанцами на групповой стадии? Нет, сказал тренер «Скуадры адзурры», в плей-офф мы нашли свою игру и не будем от нее отказываться. Из чего стало ясно, что расстановка итальянцев целиком повторит четверть- и полуфинальную. Четыре игрока обороны с широкими взмахами «крыльев», приплюснутый ромб в середине поля, боковые углы которого тоже много работают на флангах, и два форварда – один ближе к центру и линии офсайда, второй левее и с большим диапазоном действий. Эта схема более сбалансирована: при трех центральных (то есть, в сумме, при пяти защитниках) в стартовых матчах Евро атаке Италии не хватало одного игрока.

Единственное кадровое изменение – справа вместо Бальдзаретти появился хорошенько отдохнувший Абате. В играх с Францией и Португалией испанцы на этом краю имели огромное преимущество, поэтому свежий футболист, способный строго обороняться и много бегать, Пранделли здесь был необходим.

Только вот дель Боске тоже много думал перед игрой. И, конечно, понимал, к чему готовится Италия – одновременно видя точки перфорации, по которым ее можно разорвать. Три недели назад его команда попала впросак, увязнув в насыщенной итальянской обороне. Но в плей-офф «Скуадра адзурра» перестроилась – и, возможно, сама того не ведая, обнаружила слабость: ее четыре защитника располагаются не вполне компактно и при этом очень ровной прямой линией. Из этого логично образовался план на игру: насыщение игроками центральной зоны перед штрафной и диагональные проникающие передачи вразрез через полусредние зоны. Туда можно вбегать и с флангов, срезая углы за спиной крайних защитников, и, наоборот, перед их носом, пока центральный нападающий отвлекает на себя внимание кого-то из связки Бардзальи – Бонуччи. А поскольку дальнейшее расположение игроков обороны очевидно: лицом к своим воротам, передачи под удар должны были направляться назад – на линию штрафной или в район 11-метровой отметки. В общем, классика игры в футбол.

В этой стратегии важную роль, как, впрочем, и всегда, играл Иньеста. На этот раз ему не нужно было куковать на левом фланге, создавая там численный и классовый перевес. Гораздо больше пользы должны были принести его смещения в середину поля и все те же рывки в штрафную по месту инсайда. На то же был заряжен и Сильва.

План заработал с первых минут: до того как Фабрегас забежал за спину, получил проникающий пас и откинул мяч на голову Сильве, у Испании уже прошло несколько похожих комбинаций. Причем было непонятно – то ли Италия оказалась не готова к этой, в общем-то, очевидной тактике, то ли просто не успела восстановиться после полуфинала и потому проигрывала в скорости движения и мысли. Как бы то ни было, подавляющий перевес Испании вылепился с самого начала.

Едва ли не с первого касания чемпионы мира и Европы захватили середину поля и лишили соперников мяча – не только за счет собственного владения, но и масштабным прессингом. Причем испанцы так были заряжены на борьбу, что даже на 91-й минуте у боковой линии на половине поля итальянцев при счете 4:0 втроем неслись в коллективный отбор! «Проблему Пирло» дель Боске решил изжить Бускетсом, который был выдвинут непривычно «высоко» вперед и сковывал действия итальянского плеймейкера. В свою очередь, полузащитники Испании то и дело оставались без присмотра. У каждого испанца всегда было один-два адреса для передачи. У итальянцев чаще всего не было даже возможности поднять голову и увидеть свободного партнера. Оттого и пасы через раз летели в ноги соперникам и в ауты.

Против Хави, по изначальной схеме, должны были действовать, видимо, Де Росси и Кьеллини. Но один очень быстро выбыл из игры, а второй еле передвигал ноги, и испанцы, традиционно собираясь кучкой по трое-четверо, то и дело заставляли его гоняться за мячом внутри «квадрата». Примерно с середины первого тайма Хави уже практически никто не опекал (чаще всего рядом с ним видели Пирло!), и тот делал все, что ему вздумается.

Хитро поступил Альба. Около получаса он почти не вылезал вперед, строго охраняя свой фланг обороны от поползновений Маркизио и помогая Рамосу накрывать Балотелли. А когда почувствовал, что в чужой зоне его никто не ждет, внезапно активизировался, стал носиться туда-сюда и незадолго до перерыва совершил свой незабвенный рывок с центра поля до штрафной, куда Хави доставил ему идеальный голевой пас.

Шансы «Скуадры адзурры» и в первом тайме, и тем более во втором, в условиях прессинга, редкого владения мячом и очевидной усталости, заключались в минимальном количестве передач при переходе в атаку. Наиболее желательным был вообще длинный пас в расчете на то, что кто-то из форвардов убежит в отрыв. Но Балотелли под контролем Альбы и Рамоса был оттеснен к центральному кругу и таких роскошных подарков судьбы, как с Германией, не получал, а Кассано вообще игрок не о том, он занимался своей привычной работой ближе к левому флангу и очень скоро стал постоянным клиентом рэкетира Пике. Выход прямолинейного Ди Натале, любящего убегать за спины защитников, напрашивался, он и состоялся, да только вот сил на точные передачи у итальянцев к тому времени не осталось совсем. Да и форвард «Удинезе» проявлял не свойственную его возрасту торопливость, несколько раз забравшись в офсайд.

На 63-й минуте, когда покинул поле из-за травмы Мотта, и Италия осталась вдесятером, стало окончательно ясно, что матч ей не спасти. После этого Испания уже развлекалась.

Дель Боске во втором тайме скорректировал действия нападающих: они отошли на фланги, чтобы растягивать оборону. Тренер полагал, что попавшись два раза на одном и том же простецком фокусе, итальянцы будут играть в центре обороны более плотно и страховать друг друга внимательнее, а на краях появится больше пространства. Он был прав – и у ворот Буффона возникла новая серия острых эпизодов. Потом для усиления эффекта на поле вышел Педро. Итальянцы попытались перегруппироваться, вновь сконцентрировать внимание на боковинах поля, расслоили центр защиты – и тут появился Торрес и все закончил.

Автор – редактор журнала PROспорт