4 мин.

Самая выразительная российская фигуристка

13-летняя Анастасия Губанова выиграла свой второй этап юниорского Гран-при и вышла в финал. В "Контратаке" - о том, почему вам стоит поболеть за эту удивительную фигуристку.

У поколения юных российских фигуристок, которое уже пришло после Липницкой и Радионовой, погоня за техническими надбавками достигла апогея. Спортсменки повально исполняют прыжки с «тано» - поднятой вверх рукой, «прицепляя» ее где уместно и где не очень. Программы строятся по схеме 2+5 или даже 1+6 – когда пять или шесть прыжковых элементов переносятся во вторую половину. Десятипроцентные надбавки, надбавки за сложные заходы и выезды с прыжков - юниорское фигурное катание восполняет девочкам уроки математики, которые они пропускают в школе. Сейчас 13-летние спортсменки штампуют по два каскада 3-3 в произвольных, и они делали бы три или четыре, если бы это разрешали правила.

Однако в напичканных всевозможными техническими усовершенствованиями программах зачастую теряется то самое «катание», которое стоит в названии вида спорта. Девочки экономят силы для элементов, многие из которых не снились взрослым фигуристкам, и целостность программы ощутимо страдает. Неподходящие по возрасту образы, аляповатые костюмы – и вот со всех сторон слышатся вздохи «доколе». «Где красота, где эстетика?», - вопрошают сторонние наблюдатели. А красота ближе, чем кажется.

Во всей многолетней плеяде россиянок, которыми из года в год восхищается весь мир, не было еще такой выразительной фигуристки, как Анастасия Губанова. В 13-летнем возрасте ни одна из наших будущих чемпионок не показывала настолько изумительное катание. Ни ворвавшиеся в спорт «первенцы» Сотникова с Туктамышевой, ни любимица Липницкая, ни единственная в истории двукратная чемпионка мира среди юниоров Радионова. Даже Евгения Медведева, которую многие уже нарекли «той самой», в 13 лет еще не была такой «катальщицей», какой Настя Губанова является уже сейчас.

При этом Губанова даже не сильнейшая на данный момент российская юниорка. Она выиграла два своих этапа Гран-при, однако едва ли кто-то поставит ее выше Полины Цурской в списке фаворитов финала серии. Цурская – это еще один феномен группы Этери Тутберидзе, девочка с феноменальной прыжковой техникой, которой позавидовала бы любая, кроме, возможно, Елизаветы Туктамышевой. В межсезонье Полина, несмотря на травму, поработала над выразительностью и явно прибавила в артистичности, но в этом области она не может тягаться с дебютанткой Губановой.

Катание Губановой - это ответ всем, кто считает, что настоящие компоненты ушли из фигурного катания вместе с Каролиной Костнер. В программах Насти нет ни одного лишнего движения, ни одного неточного или смазанного жеста. Балетная хореография сочетается в ней с мягким коньком, благодаря которому ее дорожки уже сейчас имеют приставку «вау-». Всем невезучим, выбравшим для себя музыку «Лебединое озеро» и надевшим балетную пачку с перьями, стоит показать короткую программу Губановой под «Лебедя» Камиля Сен-Санса. Вот это – лебедь, это те руки, после которых хореограф не покрывается краской стыда.

 

Несколько лет Губанову сравнивали с еще одной перспективной юниоркой – Елизаветой Нугумановой, которую выводит в свет сам Алексей Мишин. В прошлом сезоне Лиза ездила по мировым шоу, в то время как у Насти разладилась прыжковая техника. Казалось бы, одна пошла в гору, а вторая топчется на месте, но этот сезон показал, кто как подготовился к дебюту на международных стартах. В произвольной программе обе девушки катаются под «Ромео и Джульетту» (к счастью, под разные саундтреки). Но если у Нугумановой это как раз тот случай, когда музыка вызывает оскомину: «О боже, опять оно», то Губанова представила очень классическую, но пронзительную Джульетту, в которой видна не только детская улыбка, но и смелость, и романтичность. Накатанная прошлогодняя программа выглядит  органично еще и потому, что команда Насти не допустила ни одного просчета во внешнем виде спортсменки: подходящий костюм, аккуратная прическа, колготки и «сетка» телесного цвета, открытые белые коньки.

Катание Губановой производит впечатление, даже если она допускает ошибки – точнее одну ошибку, преследующую ее в этом сезоне. В предыдущих сезонах она исполняла каскад из тройного лутца и тройного риттбергера, но сейчас из-за взросления эта связка «ушла», а прыгать лутц-тулуп у Насти получается далеко не всегда. Проблема Губановой похожа на ту, что испытывает Аделина Сотникова – на приземлении после лутца теряется скорость, и скрутить тулуп становится сложно. Но Губанову отличает не только красота катания и техника, но и бойцовский характер – на первом для себя этапе Гран-при она упала со своего нелюбимого каскада в начале программы, но не побоялась сделать его снова во второй половине и справилась блестяще.

В остальном техника Губановой сильна почти так же, как и ее компоненты. На этапе в Дрездене Настя наконец собрала свои каскады, и стало понятно, что потенциально для нее не проблема исполнять две сложнейшие комбинации в одной программе. Она не теряет баллы на неправильных ребрах на лутце или флипе, докручивает все прыжки, у нее эффектные вращения четвертого уровня. И все же безусловно мощная техническая подготовка в случае Губановой отходит на второй план – эстетическое впечатление побеждает. Если она перенесет свои прыжки через период взросления, то в фигурном катании будет очень сложно найти более компонентную спортсменку.