«У матросов есть вопросы». Часть вторая
Первая часть здесь.
Сегодня я бы хотел продолжить разговор о деньгах, но перейти к непосредственным героям нашего рассказа. Обсуждаем денежный интерес Неймара в качестве одного из мотивов для смены клубной прописки и мотивы ПСЖ при проведении рекордного трансфера.
Начну с Неймара, потому что здесь ситуация (лично для меня) видится достаточно просто и понятно. Хотя еще раз повторю, что это только мои домыслы, ведь судить об истинных мотивах поступков человека с высокой степенью уверенности можно только после личного знакомства. В общем, я считаю, что фактор улучшения личного финансового благополучия не был решающим для бразильца, хотя деньги, конечно же, принимались во внимание.
Причины здесь, пожалуй, две.
Причина 1. Судя по последним слухам, поступкам ведущих футболистов в плане продления/не продления контрактов и всей атмосфере вокруг команды, можно с уверенностью говорить о том, что в каталонском королевстве не все так гладко и комфортно, как хотелось бы. Дыма не бывает без огня. Возможно, именно поэтому Неймар посчитал, что его видение дальнейшего развития клуба и своего места в нем расходится с мнением руководства, и решил что-то в своей жизни поменять. Об истинном положении вещей мы можем только догадываться, но просто представьте, что будет, если Месси и Иньеста на самом деле не подпишут новые контракты. На Сантьяго Бернабеу однозначно начнут открывать шампанское, Манчестер Сити потянется за чековой книжкой, а Эрнесто Вальверде позвонит Луису Энрике и попросит посоветовать хорошее средство для закрашивания седых волос.
Причина 2. Деньги, конечно, очень важный фактор в жизни каждого из нас, но при этом мы очень по-разному к ним относимся. Есть люди, которые «чахнут над златом» и главной целью своей жизни видят не наслаждение благами, которые можно приобрести на свои кровные, а накопление этих самых кровных. Мне их очень жаль, каким бы огромным не был их банковский счет.
Не знаю почему, но Неймара я к таким людям не отношу. Его папашу – да, а вот о сыне мне хочется думать, как о нормальном человеке. Так вот, для нормальных людей с большими заработками в какой-то момент начинает действовать закон убывающей предельной полезности. (Наконец-то мне пригодилось мое экономическое образование!). Этот закон говорит о том, что с каждой новой единицей блага его полезность для вас будет уменьшаться. Если совсем просто, то, умирая с голоду, вы отдадите все за котлету, а на 25-ой вас может стошнить. Мне кажется, что действие этого закона применимо и в отношении денег. На какой-то определенной сумме лично вам уже будет не особо важно, сколько вы зарабатываете, потому что вы просто не сможете насладиться этими деньгами. Прошу не путать – вы сможете их потратить, инвестировать, обеспечить свою семью и всех людей, которые резко появятся в вашем окружении с приходом богатства, но не насладиться теми благами, которые можно купить за ваши миллионы. Нельзя одновременно жить во всех ваших роскошных особняках, разбросанных по миру, нельзя одновременно водить все ваши суперкары, нельзя одновременно мутить со всеми топ моделями мира. И далее по списку. Чем еще там любят заниматься богатые футболисты? Поэтому мне очень хочется верить, что Неймар руководствовался своими спортивными амбициями, принимая это решение.
Теперь о владельцах ПСЖ и их мотивах.
Большинство мнений сводится к тому, что ребята из Катара очень хотят выиграть Лигу Чемпионов и готовы на любые финансовые жертвы, чтобы добиться своего. О деньгах они вообще не думают и их не считают. С этим не согласен и вот почему.
Для начала давайте разберемся, кто на самом деле владеет французским клубом, тогда нам проще будет понять, чего они хотят. Сейчас будет совсем интересно.
Википедия говорит нам, что президентом и генеральным директором футбольного клуба «Пари Сен-Жермен» является Нассер Ганим аль-Хелаифи, а сам клуб полностью принадлежит компании Qatar Sports Investments (далее QSI). По совместительству, уважаемый господин аль-Хелаифи является председателем и генеральным директором такой организации, как Qatar Investment Authority (далее QIA) или Катарский инвестиционный фонд. Важно, что обе этих организации были созданы в 2005-м году. Еще пару слов о Катаре, чтобы у вас была полная картина.
Катар — одно из богатейших государств мира. По данным МВФ, в 2016 году Катар занимал 5-ое место в мире по ВВП на душу населения. Катар — 3-й в мире по запасам природного газа, 6-й в мире экспортёр этого самого газа и крупный экспортёр нефти и нефтепродуктов (21-е место в мире). По Конституции страны, Катар – абсолютная монархия. И самая главная фраза: «сейчас экономическая политика Катара сфокусирована на стремлении увеличить частные и иностранные инвестиции в НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ сектор». Где-то на Рублевке кто-то поперхнулся бутербродом с черной икрой и сказал про себя: «Ишь че удумали, басурмане!». А теперь самое главное и возвращаемся к футболу: активы Катарского инвестиционного фонда (QIA) оцениваются в 335 миллиардов долларов, а QSI или Фонд по спортивным инвестициям (это мой вольный перевод названия) располагает активами в 100 миллиардов.
Получается, что в государстве с абсолютной монархией две организации, созданные в один год, распределяют сверхприбыли от продажи нефти и газа под управлением практически одного человека… Есть ли между ними связь? Думаю, да.
Извините, что полезли в экономику. Я просто хочу, чтобы вы понимали, что ПСЖ – это не причуда сумасбродного богача, а полноценный бизнес-проект, в какой-то степени даже национальный бизнес-проект, со всеми вытекающими последствиями: есть тщательно проработанный бизнес-план с размером инвестиций, стратегией, сроками окупаемости и выходом на определенный размер итоговой прибыли. Ведь не считают деньги только чиновники на постсоветском пространстве, потому что им их приносят в конвертах, коробках и чемоданах. В остальном мире несколько по-другому. На примере того же Неймара скажу, что после трансфера бразильца стоимость футболок клуба увеличилась с 75-ти евро до 150-ти (и это даже без заветной фамилии на спине). Совпадение? Не думаю. Почти уверен, что это было прописано в бизнес-плане. Про цену футболок я не придумал, а узнал об этом от продавцов фирменной атрибутики, будучи в Париже.
Теперь о Лиге Чемпионов и ее значимости для ПСЖ. Однозначно, это цель, но она промежуточная, а не конечная. Сам владелец клуба не раз и не два в своих интервью говорил, что главной целью руководства является создание «топ» или «супер» клуба. Конечно же, без «ушастого» кубка в самое ближайшее время добраться до нее будет сложнее. Но в первой части статьи мы пришли к тому, что сегодня футбольные успехи не всегда являются первичными, чтобы считаться супер клубом. С точки зрения бизнеса, супер клуб – это успешный бренд, который интересен тем, кто готов вкладывать в него деньги и зарабатывать на этом. Этот тезис подтверждает и список самых коммерчески успешных клубов за 2016-ый год от журнала Форбс. Подробнее об этом здесь, а для ленивых скажу, что в списке топ 10 фигурируют Ливерпуль и Тоттенхем, которые очень давно ничего значимого не выигрывали. И еще в статье есть ответ на вопросы, насколько продажа футболок отбивает трансфер и сколько можно заработать, выиграв Лигу Чемпионов. Таким образом, мы еще раз говорим о том, что потенциальным инвесторам интересна успешность вашего бренда, а не то, каким образом она была достигнута: на футбольном поле или вне его. Хотя, конечно, что-то выигрывать иногда придется.
Поэтому стратегия Парижа (или Катара) с учетом того, как устроен футбол сегодня, мне очень ясна и понятна. Бизнес и ничего личного. Бизнес, конечной целью которого является создание супер клуба, который будет приносить доход, основываясь не только на футбольных достижениях.
Все началось с подписания Дэвида Бекхэма, который не очень-то и нужен был ПСЖ с игровой точки зрения. Но лучшей кандидатуры для того, чтобы заявить о себе и привлечь внимание мировой общественности, на тот момент не существовало. За этот ход я аплодирую стоя тому, кто его придумал. Затем был Златан, который чуть уступал англичанину в около футбольных делах, но был более полезен с точки зрения результатов на поле. Сейчас черед Неймара, который гармонично сочетает в себе как маркетинговую, так и футбольную составляющие и, по мнению владельцев, сумеет гордо пронести оба знамени.
А вот о том, получится или нет, буду фантазировать завтра.
Продолжение следует…