Трибуна
11 мин.

Можно ли стать скаутом, пройдя онлайн-курсы за 600 фунтов? Наш блогер делится опытом

От редакции: привет! Вы в блоге Кирилла Серых, который живет в Германии и работает в берлинской «Тасмании», а здесь рассказывает о тонкостях профессии футбольного аналитика.

Несколько месяцев назад на подкасте Hexenkessel одна из ведущих Анна Коновалова рассказала, что проходит скаутинговые курсы, организованные PFSA – Британской организацией профессиональных футбольных скаутов.

Организация основана Дэвидом Хобсоном – бывшим скаутом и экспертом по поиску игроков в «Манчестер Юнайтед» (работал в клубе с 2001 по 2012 год). Вместе с коллегами из клубов АПЛ он создал систему подготовки футбольных скаутов, чтобы облегчить вход в индустрию людям извне и поднять уровень специалистов на всех уровнях футбола в Англии. Эти курсы проходили Райан Гиггз, Келечи Ихиенначо, Шон Гоутер, Джейсон Пирс, Олли Валдорн (бывший глава скаутинга «Лестера» и «Бордо») и многие другие. Набор лекторов разнообразен – лекции читают сотрудники различных английских клубов АПЛ и Чемпионшипа, а на некоторые курсы приходят известные гости. В прошлом году, например, приглашали Майка Фелана (был ассистентом Фергюсона в «Ман Юнайтед», а сейчас работает в штабе Сульшера), Эдди Хау (бывший тренер «Борнмута»).

Эти курсы мне показались интересными, поскольку, работая в берлинской «Тасмании» с командой U17, мы постоянно отсматривали вживую игры соперников и искали усиление внутри берлинских клубов. И так как моя основная работа связана с футбольными данными, мне необходимо понимать, как смотрят и оценивают игру классические скауты, не имеющие столько детального представления о футбольной статистике. Я убежден, что комбинация двух мнений – объективного (основанного только на данных и максимально возможном учете контекста) и субъективного (основанного на человеческих знаниях и представлениях об игре) дает максимальную пользу при подборе игрока. Поэтому через несколько недель я зарегистрировался на курсы.

Кому будут полезны эти курсы, что они дают и из чего состоят?

Конечно, курс полезен не только тем, кто с нуля хочет стать скаутом – людей без какого-либо футбольного опыта было всего процентов 20, в основном это студенты британских вузов. Многие из участников, с которыми я общался, работают либо в разных академиях британских клубов, либо не так давно окончили играть и пытаются понять, как найти себе новое место в индустрии. Также со мной учились и агенты, и начальники академий, и даже пара спортивных директоров совсем небольших английских клубов. Курсы весьма интернациональны – участников из Великобритании было чуть больше половины, остальные со всего мира: Германия, Испания, Гибралтар, Канада, США, Индия и других стран.

Такое разнообразие объясняется тем, что по окончанию курсов дается доступ к PFSA Scouting Network – порталу, на котором английские клубы вплоть до Чемпионшипа запрашивают помощь скаутов для разных команд своей структуры. Эта сеть полезна в основном тем, кто живет в Англии – в зависимости от региона найденный через сервис скаут может посетить игру вживую и сформировать портфолио, общаясь с людьми из клубов напрямую.

Тем не менее PFSA дает возможность и для видеоанализа команд/игроков, чтобы и людям не из Великобритании можно было получить опыт. Важный момент: эта работа никак не оплачивается – первое время человек собирает опыт и делает себе имя, и если качество анализа устраивает клуб, то уже потом можно попасть в штат.

Курсы состоят из двух уровней: Level 1 – 5 курсов, посвященных поиску талантов, техническому скаутингу, анализу оппонента и индивидуальному анализу игроков. Каждый из них – это отдельная презентация, просмотрев которую, нужно пройти тест и набрать минимум 80 процентов правильных ответов. Информация в этих презентациях достаточно базовая и лишь поверхностно вводит в каждую из тем, но будет полезна тем, кто задумывается о карьере в скаутинге и не имеет широкого представления об этой работе. Мне, например, было удобно подсмотреть разные типы софта для кодировки матчей и обработки видео, а также узнать недельный цикл работы аналитического отдела в Англии – со следующего сезона я буду создавать такой отдел в Тасмании для первой команды.

Пример слайда из курса Performance Analysis in Football

В среднем каждый из курсов проходится за 2 часа, но если бы интерфейс был более качественным, хватило бы и 40-50 минут. Плохой UI в принципе проблема почти любых футбольных курсов, и к этому приходится адаптироваться. Некоторая информация в слайдах повторяется, но это нормально, так как темы в курсах местами смежные.

Level 2 – 3 более продвинутых курса, состоящие из двух-трех четырехчасовых занятий на выходных и в течение недели. Они проводятся в Zoom с лекторами из клубов АПЛ и Чемпионшипа, и по каждому из них нужно сделать несколько домашних заданий, чтобы получать сертификат о прохождении. Домашки состоят либо из развернутых ответов на 15-20 вопросов по материалу, либо из отчета по матчу или конкретному игроку. Обычно курс проходит группа из 30-40 человек и занятие идет по одной схеме – лекторы рассказывают презентацию и каждый час делят участников на группы, чтобы выполнить задание на 10-15 минут. Потом одна или две группы презентуют свое решение, оно обсуждается и презентация идет дальше. Во время занятия можно задавать любые вопросы.

Все 3 курса проводили 3 лектора: Дин Вайтхауз – тренер команды U12 в «Манчестер Юнайтед», работающий в структуре клуба с 1999 года. Кевин Брейбрук – скаут с опытом работы в академиях «Ливерпуля», «Ньюксала», «Вулверхэмптона» и других английских клубов, глава академии UCFB и отдела анализа соперника в «Кардифф Сити» Стив Джонс.

Теперь подробнее о каждом из курсов второго уровня.

Курс «Анализ оппонента (Opposition Analysis)». Умение работать с данными и сжимать информацию на 4,5 часа в 10 минут

2-дневный курс, посвященный работе аналитика по анализу оппонента. Здесь важны 4 главных умения для человека, желающего работать в этой роли.

  • Понимать требования и желания главного тренера касательно информации о сопернике.

  • Давать только объективную информацию, избегая личных оценочных суждений.

  • Представлять результаты кратко и лаконично, используя корректную футбольную лексику.

  • Уметь работать с разными источниками данных, а также видеоплатформами и видеоредакторами.

Во время пандемии особенно ценится последний навык. Стив приводил пример из своей работы: обычно перед матчем он отсматривает 3 последние игры соперника, причем минимум дважды смотрит видео матча, а последнюю игру пытается посетить лично. Это важно, потому что при просмотре вживую можно подметить вещи, недоступные по видео – как коммуницируют игроки между собой, увидеть черты характера и поведение игроков, услышать указания тренерского штаба, заметить особенности поля и стадиона. В итоге из 4,5 часов видео и информации, собранной с матча, лишь 8-10 минут отправляется либо главе аналитического отдела, либо тренеру.

Интересно, что практически все аналитики в Англии работают на маках и в основном используют Hudl Sportscode.

Также лекторы упомянули, что техническую и аналитическую работу сейчас в основном выполняют недавние молодые выпускники университетов, так как в отличие от людей с футбольным прошлым, они делают это быстрее и лучше. Старшему поколению приходится адаптироваться и повышать свою квалификацию, чтобы не отставать. Например, Стив (ему около 50) сейчас проходит Hudl Academy, так как раньше он в основном работал с Nacsport.

Видео из Ливерпуля подтверждает тезис.

Одной из домашних работ был разбор финала ЛЧ-2018/19 – можно было выбрать либо «Ливерпуль», либо «Тоттенхэм» и рассказать об особенностях их игры.

  • Схемы с/ без мяча, при переходах из обороны в атаку и наоборот.

  • Как команда выводит мяч со своей трети / владеет им в центре / что делает в финальной трети.

  • Как команда ведет себя при стандартах (розыгрыши в атаке, что делает в защите).

  • Кто из игроков представлял самую большую угрозу и почему.

  • Сильные и слабые стороны вратаря, особенности ввода мяча в игру и его связь с защитой.

Формат разбора был вольным – в отличие от отчета, который нужно было сделать на курсе по составлению отчетов об игре.

Курс «Составление отчетов (Advanced Reporting)». Виды софта и трудности перевода

Еще один двухдневный курс, который я прошел через неделю после первого. Отчасти его содержание пересекалось с содержанием прошлого, но тут мы уже более детально анализировали различные компоненты отчета по матчу, например, в одном из групповых упражнений нужно было подробно расписать стандарт либо своей команды, либо той, чьи матчи ты недавно смотрел.

Пример подобного разбора углового

Кроме своего собственного шаблона для отчета, PFSA еще показали разный софт, позволяющий строить футбольные схемы. Из бесплатных очень удобен Build Your Lineup, но после курса я стал пользоваться TacticalPad – примерно за 5 долларов в месяц можно и строить схемы, и рисовать стандарты, и даже планировать тренировки как на компьютере с любой ОС, так и на телефоне.

Основной объем домашних заданий этого курса относился к матчу «Борнмут» – «Уотфорд» сезона-2018/19. Сначала нужно было дать краткую презентацию по данной тебе команде только по первому тайму, используя лишь ТВ-картинку, а уже потом просмотреть весь матч с широкоугольной камеры и составить полноценный отчет по матчу и всем игрокам.

Возвращаясь к четырем умениям из прошлого курса: самое сложное здесь, как мне кажется, – правильно сформулировать свои наблюдения на английском языке. Я говорю на английском уже больше 20 лет и работаю на нем последние 5 лет, но лексически правильно и, самое главное, емко и кратко выразить свои футбольные наблюдения оказалось гораздо сложнее, чем кажется. В этом очень помог словарь футбольных терминов блога «Глядя с Роайл Лайвер Блидинг» и их еще один список, собранный AWS, который мы часто используем на работе.

Курс «Поиск футбольных талантов (Talent Identification in Football)» – самый неоднозначный

Последний и единственный курс, занявший больше, чем одни выходные – помимо двух сессий в субботу и воскресенье была еще одна в вечер вторника. Для меня это самый неоднозначный курс, так как в этой сфере в принципе пока что преобладает субъективное мнение. Действительно сложно предсказать развитие молодого игрока, даже когда есть возможность собирать практически все возможные данные по его перфомансу во время игр.

На занятиях мы сравнивали системы поиска талантов в Великобритании, Испании и Англии. В Англии FA следует модели «четырех уголов» (Four Corner Model) – игрок оценивается по техническим, физическим, психологическим и социальным навыкам. Это не универсальный подход и клубы могут применять разные критерии: у «Аякса» это TIPS (Technique, Intelligence, Personality, Speed), у «Арсенала» SUPS (Speed, Understanding, Personality, Skill), у «Барселоны» TABS (Technique, Attitude, Balance, Speed), но создалось ощущение, что это все об одном и том же.

В целом курс был во многом посвящен британским условиям поиска талантов, и честно говоря, мне это было не очень интересно – в Германии совсем другая система, и как минимум в плане развития игроков 15-17 лет (это возраст команды, которую я тренировал в прошлом сезоне) она сильно превосходит британскую. Примерно целый час группа рассуждала, почему многие молодые британские игроки сейчас уезжают из страны в чемпионаты Германии, Австрии и США вместо того, чтобы оставаться на родине.

В домашних работах нужно было просмотреть матч Испания – Чили с ЧМ 2014 и оценить действия игроков одной из команд.

Сколько стоят эти курсы и стоят ли они вообще того?

Курсы обоих уровней стоят 600 фунтов.

Насколько они себя окупают – индивидуальный вопрос, я выражу лишь свое мнение. Конечно, за несколько онлайн-занятий невозможно стать футбольным скаутом с нуля, но небольшую базу и шанс реализовать себя в профессии PFSA действительно дает. С точки зрения нетворкинга и реальной возможности поработать для английских клубов, не находясь в Англии, это вполне позволительная цена. С точки зрения количества знаний – по-моему, это слишком дорого: всю информацию с этих курсов можно вместить в страниц 20-30 чистого текста и не тратить на это столько времени.

К тому же у меня возникло ощущение, что домашние работы либо вообще не проверяют и отправляют автоматические фидбэки на присланные файлы, либо совсем не заморачиваются. По крайней мере, на курсе Advanced Reporting я отправил две домашки минимум на 15 слайдов в 00:55, а уже через 15 минут получил по каждой фидбэк из пару абзацев. По-моему, очень подозрительно. Но с другой стороны, если возникают какие-то вопросы или пожелания разобраться подробнее, лекторы отвечают на них довольно быстро на том же LinkedIn, так что это все же вопрос дотошности.

Я не жалею, что прошел эти курсы – причем ни с позиции денег, ни с позиции времени. На каждую из домашних работ у меня уходило в среднем по часу, но я вообще не заморачивался. Мне было важно понять, как думают и что ценят люди, работающие на этих позициях, насколько это интересно лично мне и что я сам мог бы требовать от людей, формируя подобный отдел в своем клубе.

Чтобы вам было понятно, нужны ли эти курсы лично вам – в своем телеграм-канале я выложу ссылки на все видео курсов первого уровня, а также все материалы курсов второго уровня. К сожалению, PFSA не раздает видео своих онлайн-сессий, но я сделал скриншоты презентаций и скачал все дополнительные материалы по каждому из курсов. Там же будут лежать сделанные мною домашние работы (не сетуйте на их качество😊).

Телеграм-канал «Laptop Coach» о футбольном Data Science, моей работе в структуре Бундеслиги и тренерской карьере в «Тасмании Берлин»

Фото: Gettyimages.ru/George Wood