Испытывал на себе гнев Вайсса, начал жить отдельно от родителей в 12 лет и играл с Патриком Шиком в молодежной сборной: поговорили с Юрием Медведевым о Чехии и Казахстане
Мало игроков, связанных с Казахстаном, пробуют свои силы в европейских лигах. Но такие есть, причем они строят довольно успешные карьеры в иностранных чемпионатах.
Один из них – Юрий Медведев, который в детстве переехал из родного Казахстана в Чехию, где и начал профессиональный путь в «Виктории» Пльзень. Мы поговорили с Юрием о его карьере и отношению к Казахстану. Из этого интервью вы узнаете:
кто помогал Юрию жить в другом городе, когда он съехал от родителей;
почему он не может выступать за сборную Казахстана;
какой российский клуб, участвующий в еврокубках, был заинтересован в его переходе;
из-за чего на него кричал Владимир Вайсс;
как поживает знакомый болельщиков «Локомотива» Эзекиль Хенти в Словакии.
«Говорят, что по моей речи нельзя понять, что я из России или Казахстана»
- Ты родился в маленьком селе Бадамша Актюбинской области. Расскажи об этом месте.
- Мы переехали в Чехию, когда мне было три годика. Я практически не помню свое детство в Казахстане. Бывал в этом селе потом один раз, но мне было восемь или девять лет, так что ничего не могу сказать.
- Почему родители решили переехать в Чехию?
- В Казахстане стало хуже, поэтому они рассматривали возможность переезда в Чехию или Канаду. Выбрали первый вариант, потому что наши родственники тоже из Чехии. Сейчас там до сих пор живет моя мама и два ее брата.
- Расскажи о своем детстве в Чехии.
- Я в детстве был очень активным ребенком, бегал везде. Родители решили отдать меня на футбол, чтобы бегал не просто так. Тем более, папа в Казахстане играл на любительском уровне. Это его инициатива была, я тогда мало что решал. А потом понравилось.
В семь лет начал ходить в школу, а в 12 лет переехал в Пльзень. Был выбор пойти в футбольную школу «Спарты», «Славии» и «Виктории». Но так как моя старшая сестра училась в школе в Пльзене, родители не хотели, чтобы я в таком маленьком возрасте сам ездил в Прагу. Поэтому меня отправили с сестрой в Пльзень, где «Виктория» сняла нам квартиру.
- Насколько пришлось стать самостоятельным, когда начал жить отдельно от родителей в 12 лет?
- Я же был еще маленьким, жил со старшей сестрой. Она была для меня как родная мама, пять лет со мной жила в этой квартире. Очень много делала для своего маленького брата. Я ей безумно благодарен за все.
Через какое-то время сестра переехала в Германию, где вышла замуж. Сейчас до сих пор там живет. А я еще год прожил в Пльзене один, и когда мне было 19 лет, перешел в аренду в клуб «Баник» из города Соколов.
- Ты переехал в Чехию совсем маленьким. Знал на тот момент только русский язык. Как привыкал к другой стране?
- Поначалу было сложно. Помню родители отправляли меня в детский сад, а я плакал и не хотел идти, потому что говорил только по-русски и не понимал ребят, которые говорили со мной на чешском. Потом потихоньку начал разговаривать и стало все нормально.
- Как сейчас с чешским? Владеешь в совершенстве?
- Да, конечно. Мне многие говорят, что по моей речи нельзя понять, что я из России или Казахстана.
- Сейчас ты играешь в Словакии. Как обстоят дела со словацким?
- Он очень похож с чешским, только некоторые слова отличаются. Я уже свободно общаюсь и на словацком, даю интервью на этом языке.
«С удовольствием выступал бы за сборную Казахстана, если бы не проблемы с паспортом»
- Как часто бываешь в Казахстане?
- Я давно уже там не был. Последний раз приезжал туда лет 10 назад. Я и по-казахски говорю плохо. Помню, когда я там был, играл с местными ребятами, и они мне что-то на казахском говорили, а я ничего не понимал.
Но я прекрасно отношусь к этой стране, ведь я там родился. Слежу за казахстанским спортом, на Олимпиаде за них болел. В квалификации на Евро поддерживал их.
- Ты не заигран ни за сборную Чехии, ни за сборную Казахстана. Тебя приглашали?
- Когда тренером сборной Казахстана был Михал Билек, он разговаривал со мной. Лично с ним беседовал, и он мне сказал, что они бы очень хотели, чтобы я играл за Казахстан. Но были проблемы с паспортом. Спустя пару месяцев мы разговаривали по телефону, и они мне объяснили, что я не могу иметь одновременно чешский и казахский паспорт. Если я хотел играть за сборную Казахстана, то мне нужно было отказаться от чешского паспорта, но тогда мне было бы сложнее строить карьеру в Европе. В итоге тренерский штаб посоветовал оставить чешский паспорт, чтобы не усложнять карьеру. С удовольствием выступал бы за сборную Казахстана, если бы не проблемы с паспортом.
- Казахстанские клубы пытались тебя подписать?
- Когда мне было 20 лет, в клуб приходил запрос из «Астаны». Я тогда был еще в «Виктории», но клубы не договорились между собой о сумме перехода. Потом были слухи об интересе «Кайрата», когда его возглавлял Владимир Вайсс (сейчас он возглавляет «Слован», в котором играет Юрий – Sports.ru). Но до конкретики дело не дошло.
- А российские клубы?
- Год назад было предложение из «Сочи», но они не договорились со «Слованом». Они хотели взять меня на полгода в аренду с опцией выкупа.
- Назови самый крутой клуб, который тобой интересовался.
- Мне говорили, что был интерес у французского «Страсбура». Почти удалось перейти в чемпионшип, когда меня хотел подписать «Барнсли». Было много предложений, но «Слован» всегда хотел, чтобы я остался.
Для меня не проблема поехать в другую страну и выучить чужой язык. Это жизнь, и я хочу в ней чему-то учиться. Хочу увидеть новые места. И если придет какое-то интересное предложение, то я всегда готов переехать.
«Я не попал в ворота, а Вайсс через все поле начал на меня орать: «Зачем ты ударил?»
- Раньше Чехия и Словакия были одной страной. Сейчас эти государства отличаются?
- Чехия считает себя величественнее Словакии. Это проявляется во всем, в том числе в спорте. Они всегда такие были, «блатные» на словах.
- Назови по одному месту в этих странах, где должен побывать каждый турист.
- Если в Чехии, то Прага. А в Словакии – горы Татры (часть Карпат – Sports.ru). Это очень красивые горы, на которые каждый год взбираются очень много туристов.
- Как тебе работается с Владимиром Вайссом?
- Очень жесткий тренер, грубый голос у него. Но иногда так надо, без жесткости никак. Может и мотивировать, и наорать. Например, недавно мы играли матч второго квалификационного раунда Лиги чемпионов с «Янг Бойзом» в Швейцарии. И у меня был момент, когда я ударил по воротам левой ногой с 25-ти метров. В итоге я не попал, а тренер через все поле начал на меня орать: «Зачем ты ударил?» Он эмоциональный тренер, но отходчивый – наорет на вас, и через две минуты забудет об этом.
- Он тренер-тактик или мотиватор?
- И мотиватор, и тактик. Старается перед каждой игрой детально изучить соперника, посмотреть на его игру.
- Сейчас ты играешь в команде с Эзекилем Хенти. Ты знаешь о его прошлом в «Локомотиве» (за 17 матчей забил всего один гол, и тот с пенальти – Sports.ru)?
- Да, знаю. Его очень критиковали. Если честно, он и здесь у фанатов далеко не любимчик. Очень много плохого про него пишут. Он парень с большими габаритами и хорошей физической формой, но не может показать это в игре. Но в последних матчах он стал забивать чаще. Он хороший парень, всегда с улыбкой ходит.
- Кого можешь выделить в «Словане», как игрока?
- Вайсса-младшего, сына главного тренера. У него классная карьера, он поиграл и в «Олимпиакосе», и в Катаре. Очень хорошую технику имеет.
- На тренировках Вайсс-старший уделяет больше внимания своему сыну?
- Иногда замечаем, что он на сына не так сильно орет. Какого-то совсем предвзятого отношения к нему нет, Вайсс-младший доказывает свой класс на футбольном поле.
«Когда ты делаешь пять шагов, Патрику Шику хватает сделать двух»
- Следил за сборной Чехии на чемпионате Европы?
- Конечно. Очень понравился их матч с Нидерландами. Жаль, что датчан не смогли обыграть.
- Патрик Шик – лучший игрок этой сборной?
- Он молодец. Я играл с ним в молодежных сборных U18 и U19. Уже тогда в нем был виден большой талант. Для своего возраста он имел длинные ноги, из-за чего против него сложно было играть на двусторонках. Когда ты делаешь пять шагов, ему хватает сделать двух.
- Кого еще можешь выделить из сборных на Евро?
- Данию. Жаль, что не прошли англичан, хотя могли.
- Ты смотрел их матч с Финляндией, когда Эриксен потерял сознание?
- Нет, мы были на сборах. Я только потом узнал про это. Это был ужас. Слава Богу, он уже в порядке.
- Ты сталкивался с чем-то похожим?
- Когда мы играли матч группового этапа Лиги Европы против «Вулверхэмптона» в Англии, Хименес пытался пробить ножницами по воротам, но в итоге попал в голову нашему защитнику. Наш игрок не реагировал ни на что и практически не мог дышать. В итоге его отправили в больницу.
- Страшно потом было идти в стыки?
- В матче с «Янг Бойзом» в Словакии у меня была похожая ситуация. Мне тоже попали бутсой по голове, и меня пришлось заменить. Но потом не было какого-то страха, к следующей игре ты уже забываешь про это и снова отрабатываешь эпизод на максимум.
Фото: instagram.com/jurijmedvedev; globallookpress.com/Thanasis Dimopoulos via imago-images.de, Manuel Winterberger, Robert Michael/dpa; Gettyimages.ru/Catherine Ivill
💛🖤 Алматы увидит групповой этап еврокубка: «Кайрат» добился своего!