Ферстаппен – робот: не проигрывал в сезоне из-за личных ошибок (в отличие от Хэмилтона). Подводили только тараны, проколы и команда
Редкий для «Ф-1» идеальный год.
Статистика Макса Ферстаппена в 2021-м – настоящий кайф «Ред Булл» и их фанатов: №33 в основном финишировал на первых или вторых местах и к последней фазе чемпионата выиграл 9 раз – лишь тройка сходов и девятое место в Венгрии выбивалось из общей картинки. В остальном – особенно с девятью поулами – сезон Макса сильно похож на абсолютно идеальный при учете наличия мощнейшего конкурента в лице Льюиса Хэмилтона на «Мерседесе». Более того – Ферстаппен откатал все Гран-при на редкость чисто и без личных ошибок – досрочное оформление титула сорвало по сути невезение: тараны соперников, проколы и несколько командных ошибок. Без них Макс точно давно оторвался бы от семикратного чемпиона – тот хоть и обрел лучшую форму за год к концовке, но в течение сезона несколько раз серьезно проваливался.
Не верите? Тогда давайте вспомним причины поражения Ферстаппена – и поищем в них промашки №33.
Сперва – сходы: два раза Макс вылетал из-за столкновений именно с Льюисом. Вообще любые итоги схваток с Хэмилтоном стоит выносить на скобки при поиске личных ошибок: все-таки лидеры «Ред Булл» и «Мерседеса» весь год ожесточенно сражались за титул, часто сходились колесо в колесо, и в случаях инцидентов потому трудно однозначно записывать их именно в «промахи». Каждый момент, атака или оборона – пограничные, все решают буквально миллиметры – и записывать неудачный обгон в «ошибки» было бы просто неправильно (нельзя же выигрывать все).
К тому же, в крэше на «Сильверстоуне» виновным признали именно Хэмилтона, а в Италии у Макса не было выбора: нужно было атаковать сходу, именно в тот момент – иначе существовал серьезный риск отставания от главного соперника: ведь каждый обгон в Монце в тот день давался с огромным трудом. К тому же, вспомните обстоятельства: Ферстаппен вообще не попал бы на хвост Льюису, если бы не ошибка «Ред Булл» с задержкой на пит-стопе – №33 сорвал джек-пот из невезения.
Третий сход – не менее фантастический злой рок в Баку: Макс вез 6 секунд «Мерседесу» и уверенно ехал к победе, но за 6 кругов до финиша решила взять саббатикал. Без шуток, этот кадр – просто квинтэссенция всего сезона №33:
Ферстаппен бессильно пинает болид вместо победы в Баку. Виновата внезапно лопнувшая шина
А в Венгрии Макс встретился с черно-серебряной торпедой класса «Боттас 3.0» – Валттери вынес и его, и Переса (с помощью Норриса).
Лидер «Ред Булл» проявил настоящий героизм и добрался до финиша на заметно подбитой машине.
Кто сможет упрекнуть его «всего в девятом месте»?
При разборе вторых мест тоже не так-то просто найти личные ошибки Макса. Разве что в Португалии он проиграл квалификацию из-за выезда за пределы трека всего на 5 сантиметров – можно ли назвать это значительным фэйлом с учетом итогового результата?
Стратеги «Ред Булл» подводили Ферстаппена намного чаще: к примеру, на первом Гран-при сезона в Бахрейне команда разработала Максу не лучший план пит-стопов, а потом зачем-то приказала вернуть позицию Хэмилтону в самый неудачный момент – после шины №33 остыли, и шансов на повторный обгон уже не было. Да, в процессе маневра нидерландец выехал за пределы трека – но все-таки трудно считать это ошибкой, когда Льюис сделал то же самое 29 раз, пока его не одернули.
Гран-при Испании закончился вторым местом после красивого старта – лидерство уплыло к Хэмлитону именно из-за стратегии и решений «Ред Булл».
А в России Ферстаппен приехал вторым с последней позиции после замены двигателя (вынужденной) – прорыв вышел вообще блистательным.
В остальных Гран-при – Турции, Бразилии и Катара – «Мерседес» оказался недосягаемо быстрым. И все равно Макс сделал все возможное для минимизации потерь и завоевания хотя бы второй позиции – в Сан-Паулу, например, сражался чуть ли не за гранью разрешенного правилами. Личных ошибок не было – только использование доступных шансов.
Для сравнения: у Хэмилтона – три больших провала и три маленьких
В 2021-м при разговоре о любом из претендентов на титул никак не уйти от сезона его конкурента – ведь результаты соперника помогают осознать расклад года. И на фоне промашек Льюиса чистота пилотажа Ферстаппена просматривается еще ярче.
Просто сравните «ошибки» Макса с поездкой Хэмилтона в барьеры в Имоле, например:
№44 спасся благодаря красным флагам – Льюису не пришлось отыгрывать практически круг у топ-3, и он вернулся на подиум после рестарта.
А в Баку случилось еще одно помутнение: неловкое движение рукой, ошибка на торможении – и вместо схватки за лидерство Хэмилтон уехал в зону вылета и подарил победу Серхио Пересу.
На Гран-при Италии №44 зевнул старт, провалился на пятое место, испортил команде план на Гран-при, проиграл Ферстаппену колесо в колесо, 15 кругов торчал за «Маклареном» в спринте и еще 20 – в гонке… Кто тогда вообще поверил бы, будто в конце сезона Льюис вернется на пик формы?
Вообще Хэмилтон и раньше намертво застревал за более слабыми машинами: например, в Венгрии после стратегической ошибки «Мерседеса» оказался за Фернандо Алонсо – и зачем-то 10 кругов подряд ломился мимо испанца, больше надеясь на свежесть шин, чем собственное мастерство.
А в Австрии проторчал аж 15 кругов за Норрисом в схватке за подиум, все-таки пробрался мимо «Макларена» с помощью DRS, но на середине дистанции умудрился сломать болид на высоких поребриках и вылетел из топ-3.
Не меньше вопросов и к седьмому месту на Гран-при Монако – в княжестве Льюис проиграл 0,8 секунды в квалификации, больше минуты – в гонке, финишировал за Феттелем и Гасли и просто запинал команду публичным недовольством.
Нет, безусловно, главная причина неудачи в самом деле могла заключаться в слабой стратегии и провальных настройках, но все-таки речь идет о гонщике, закрывающем каждую победу радостным «что за команда!» по радио. Правда, Хэмилтон больше и не позволял себе подобных наездов, но можно ли вспомнить хоть что-то похожее со стороны Ферстаппена за весь 2021-й?
Идеальный сезон – огромная редкость в современной «Ф-1». У Хэмилтона такого не было пять лет
Из-за безграничного доминирования №44 в турбоэру теперь он обречен служить бенчмарком для любого другого чемпиона или претендента – и при сравнении последних сезонов Льюиса в «Мерседесе» даже без реального отпора от другой серебряной машины видно: полностью безошибочных сезонов он не выдавал.
Просто вспомните 2020-й – крэш с Албоном в Австрии, въезд на закрытый пит-лейн в Италии, отработку стартов вне разрешенной зоны на Гран-при России, проигрыш старта на Гран-при 70-летия и последовавшие страдания с обвинениями шин (и это после победы на трех колесах неделей ранее!). Или 2019-й: блокировку Райкконена в квалификации в Австрии (итог – штраф, попытка прорыва, поломка антикрыла на поребрике и поражение), эпичный вылет в барьеры на дождевом Гран-при Германии, еще один крэш с Албоном в Бразилии…
Или в 2018-м Льюис откровенно провалил квалификацию и старт в Китае, да и в целом внезапно уступал Боттасу и Феттелю на трассе – только масштабное везение выбило напарника из титульной гонки и вывело вверх именно Хэмилтона.
В 2017-м №44 вновь не лучшим образом откатал квалификацию и гонки в России, Монако и Венгрии, но хотя, конечно, прессинг от Феттеля и «Феррари» наложился на несколько стратегических промашек «Мерседеса» – в начале того сезона Льюис тоже не выглядел роботом по заколачиванию титулов. Хейтеры точно укажут еще несколько неупомянутых фэйлов за все эти годы – обычно скорость болида и нестабильность соперников нивелировала их влияние на результат и потому быстро стирала из памяти. Были на его счету и громкие скандалы с подозрениями в лояльном отношении от судей – при детальном рассмотрении нельзя заподозрить явный фаворитизм, но с ужесточением подхода к наказаниям в последнее время последствия сейчас явно были бы значительней.
Но даже в самый доминирующий сезон в современной «Ф-1» – в 2015-м – Хэмилтон откровенно завалил Венгрию: вылетел в гравий в горячке обороны от Росберга, а после въехал в Риккардо, сломал о него антикрыло и схватил проезд по пит-лейн в виде штрафа (редчайшее сейчас суровое наказание – настолько неоспоримой была вина Льюиса).
По идеальности Ферстаппен подошел максимально близко к лучшим годам Феттеля – 2011-му и 2013-му – но тогда «Ред Булл» построил настолько доминировавшую машину, что и надавить на Себа практически не выходило. А без прессинга не бывает и ошибок.
Потому 2021-й в исполнении Ферстаппен можно смело назвать одним из самых индивидуально сильных в этом веке – ведь даже несмотря на невезение, обстоятельства, пресс «Мерседеса» и ФИА со сменой регламента на антикрылья по ходу сезона и качели скорости машины №33 выдавал стабильный максимум возможного.
Фото: globallookpress.com/Xavi Bonilla, Hasan Bratic
; Gettyimages.ru/Clive Rose
Ну и Льюис всё-таки подсобрался под конец сезона: сильные перформансы стал выдавать.
Макс силен, с этим вроде никто не спорит, но насчёт идеален - перебор.
То не считается, это не считается, а вот это считается ;)