Квят не удержался в «Ф-1» из-за особой роли в «Ред Булл». Его брали для решения временного кризиса и не собирались повышать
Резюме карьеры Даниила.
Квят снова ушел из «Формулы-1» – «Альфа Таури» подтвердила контракты с Пьером Гасли и Юки Цунодой на 2021-й, так что для российского пилота мест не нашлось. От ухода №26 осталось немного печальное послевкусие: команда попрощалась с ним всего одним сухим твитом (и то после «Хонды»), да и сам Даниил рассуждал о безрадостном будущем без места в Гран-при все последние несколько месяцев.
Еще грустнее становится от двойственных ощущений, вызванных последним сезоном Квята. С одной стороны, он проиграл напарнику по очкам 32-75, а по квалификациям вообще 4-13. Но с другой – большая часть гонок не назвать провальными, а в конце сезона он вообще отыграл половину субботнего отставания от Гасли, чуть не взлетел на подиум в Имоле и до выезда автомобиля безопасности претендовал на топ-3 на Гран-при Сахира. Еще можно вспомнить неудобства от рулевого управления в первой половине сезона – их поправили только к седьмой гонке сезона (по рассказу самого россиянина).
Но проигрыш Пьеру остается поражением – и на его фоне показалось, будто и сейчас от Даниила избавились из-за слабых результатов, как в 2017-м (хотя тогда он набрал всего 5 очков и стал 19-м из 20 пилотов с полноценным сезоном).
Однако, похоже, дело все же не совсем в отставании от Гасли или неудовлетворительных результатах. На самом деле Квят полностью выполнил роль, для которой его и подписывали в конце 2018-го, и держать его в «Ф-1» программа «Ред Булл» не нашла оснований.
Квят вернулся в «Ф-1» на фоне кризиса молодежки «Ред Булл». Контракт сразу заключили именно на два года
Вспомним ситуацию в командах австрийской компании в 2018-м: Даниэль Риккардо объявил об уходе в «Рено», на его место выдвинули Пьера Гасли, и в «Торо Россо» остался лишь 29-летний новичок Брендон Хартли с тремя финишами в топ-10 в сезоне. Которого, по слухам, хотели заменить еще на Гран-при Монако (только треть сезона!) – но просто не нашли подходящего кандидата.
Тогда у «Ред Булл» по сути не оказалось талантливых молодых пилотов, готовых к «Ф-1». Кандидат был лишь один: Дэн Тиктум из «Ф-3» – но он как раз в то время резко сдал, потерял лидерство и начал регулярно уступать и Мику Шумахеру, и Роберту Шварцману, и Юри Випсу, и другим конкурентам. В итоге Тиктума отчислили из программы, но именно в тот момент стало ясно: система подготовки в кризисе и нуждается в перезагрузке.
Именно в 2018-м и начале 2019-го произошел новый набор: в «Ред Булл» подписали Випса, Лиама Лоусона (удивившего победой в Toyota Racing Sereies на болидах «Ф-3» 16-летнего самородка из Новой Зеландии) и протеже «Хонды» Юки Цуноду – чемпиона местной «Ф-4».
Правда, никто из них не имел прав на выступление в «Ф-1» – и для «Торо Россо» нашли другого дебютанта из бывших: выигравшего 4 гонки накануне в «Ф-2» (против Норриса и Расселла) Алекса Албона. А для лучшего понимания уровня и прогресса новичка (или других новичков – в случае неудачи тайца) «Ред Булл» взял уже известного им небесталанного пилота, побеждавшего Риккардо по очкам в первом же сезоне и отлично зарекомендовавшего себя в «Феррари» по части настройки машин. Это был Даниил Квят.
Вряд ли россиянин испытывал какие-то иллюзии насчет своей роли в программе. Сразу после финиша последнего Гран-при 2020-го он признал подписание именно двухлетнего контракта при возвращении в «Торо Россо» – и по ходу обоих сезонов постоянно говорил о «готовности выполнять ту работу, которую ему дадут». На фоне слухов о заключении особого соглашения не со всей программой «Ред Булл» (стандартное для гонщиков системы, за исключением суперзвезд), а лишь с младшей командой цель возвращения Квята виделась весьма понятной.
И Даниил в самом деле предстал отличным бенчмарком для молодых пилотов. Он оказался совсем другим гонщиком по сравнению с собой «торпедных» времен первого вылета из «Ф-1» – теперь у него прорезалась весьма определенная сильная сторона: долгие отрезки на жестких шинах с гроссмейстерски высоким темпом. Также никуда не делось мастерство настройки болида – за что его и поблагодарил в сухом прощании шеф «Альфа Таури». А в качестве бонуса Квят удивил всех огромным прогрессом по части умных обгонов. В2019-м Даниил атаковал соперников чуть ли не красивее и чаще всех остальных в середине пелотона, а многие его маневры можно было сразу же вносить в учебник.
Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников
Противостояние с таким пилотом действительно выглядело перспективным для любого дебютанта. Логика «Ред Булл» оказалась проста: если новичок сходу способен соответствовать темпу и результатам Квята – то потенциал явно присутствует и парня стоит проверять и дальше в основной команде. Собственно, по такой же логике в свое время и сам Даниил попал в напарники к Риккардо после противостояния с Жаном-Эриком Вернем.
Теперь же трамплином в лице россиянина воспользовался Албон – в первой половине сезона он уступал Квяту в гонках не так уж и много (несколько секунд с 50-60 кругов), а в Венгрии и вовсе финишировал выше.
Квят оказался идеальным бенчмарком для Гасли. Пьер сделал шаг вперед – и нужда в Данииле отпала
Когда «Ред Булл» и «Торо Россо» обменяли Гасли и Албона местами в 2019-м, у всех российских фанатов точно осталось чувство обиды и несправедливости. Все-таки Даниил и правда выглядел более зрелым и готовым к гонкам за топ-команду. Однако по всей логике работы системы подготовки в повышении №26 все-таки не было прикладного смысла.
Ведь именно благодаря бенчмарку в виде Квята система получила уникальную возможность замерять наличие или отсутствие прогресса у №10. Его слабыми местами казались как раз плохая работа с шинами на долгих отрезках и не лучшая подготовка обгонных маневров. Пьер предпочитал действовать инстинктивно и смело – в коротких гонках молодежных серий его тактика работала, но в «Формуле-1» ситуация изменилась.
Подробно слабости и особенности гоночной техники Гасли мы разбирали в этом тексте
Отличный темп в квалификациях (выше, чем у напарника) и чуть более высокая гоночная скорость без поправок на стратегию и работу с покрышками создавали впечатление моментального превосходства француза над россиянином. Однако Пьеру пришлось практически год перестраиваться под другую логику обращения с шинами, а также лучше продумывать атакующие маневры – и прогресс №10 серьезно бросился в глаза именно за счет сравнения с известными способностями Даниила.
Теперь же Гасли прокачал навыки обращения с «Пирелли» и способности к хитрым обгонам – и нужда в россиянине в составе «Альфа Таури»просто пропала. Теперь уже сам №10 станет более продвинутым бенчмарком для новой волны молодежи «Ред Булл» – с ним будут сравнивать новичка команды Юки Цуноду (который, по слухам, так понравился Гельмуту Марко, что тот собирался двигать японца сразу в основную команду). На подходе к «Ф-1» уже виднеются и другие молодые таланты – тот же Лоусон и 17-летний норвежец Деннис Хаугер (чемпион итальянской «Ф-4», вице-чемпион немецкой и обладатель одного подиума в «Ф-3»). Продлевать контракт с Квятом в таких обстоятельствах не было смысла.
У Квята не было шансов остаться в «Ф-1» через программу «Ред Булл». А интерес других команд перехватили звезды большей величины
Раз россиянина брали как пример для молодежи, то его и не собирались повышать к Ферстаппену и сразу рассматривали его как временщика – как бы Даниил в реальности ни заслуживал шанса в основной команде в 2019-м.
Именно поэтому стратегия долгосрочного сохранения места в «Ф-1» заключалась в повторении трюка Карлоса Сайнса: поиска вакансии в другой, независимой программе. И здесь №26 не повезло (да, опять): сейчас на рынке топовых пилотов очень много талантливых ребят (и «Ф-2» каждый год поставляет еще парочку) – и потому организации обладают огромной широтой выбора. Скорость и навыки настройки машины даже не всегда решают: с учетом роста общего уровня пилотов на первый план часто выходят спонсорский пакет, маркетинговый потенциал или узнаваемость. И у Квята нет проблем только с последним.
С другой стороны, в «Ф-1» сейчас не так много самостоятельных структур без требований к спонсорской поддержке: «Мерседес» (но там предпочитают стабильность нынешнего состава), «Феррари» (но там предпочли более стабильного Сайнса – и это без учета широкого пула проспектов в Академии), «Рено» (которые, как оказалось, не шутили насчет возвращения Алонсо – Квяту тут поспорить не с чем), и «Макларен» – но англичане перехватили Риккардо (который все же выглядит как более надежный вариант). Будущий «Астон Мартин» тоже мог выбрать кого угодно – но по маркетинговой ценности Квят проигрывает Феттелю вне зависимости от реальных способностей Себа в данный момент.
Выходит, контракт за пределами «Ред Булл» светил Квяту только в случае тупика переговоров этих команд с желаемыми топовыми кандидатами. Но они закрыли сделки довольно быстро и вообще безо всяких проблем – распределив кокпиты на 2021-й буквально к середине сентября. И Даниилу оставалось только надеяться на провал Цуноды и продление кризиса молодежки – но и здесь сценарий выдался максимально неблагоприятным.
Сможет ли Квят вернуться в 2022-м? Скорее всего, нет: конкуренция за места только вырастет
Главной темой интервью россиянина о его планах на будущее предсказуемо стали обещания вновь выйти на старт «Формулы-1» через год.
«Постараюсь вернуться в 2022-м, потому что чувствую, что нахожусь в правильной атмосфере, с подходящими людьми и машиной, и это мне нравится, – рассказал №26 после финиша Гран-при Абу-Даби. – Я могу быть чрезвычайно конкурентоспособным и все еще способен дать многое.
Наверное, я пропущу год. Но посмотрим. Если вдруг появится невероятно хорошее предложение, то, конечно, я готов сказать «да». В противном случае я сосредоточусь на возвращении в «Формулу-1» в 2022-м».
Однако реальны ли его планы? Похоже, не очень: количество свободных мест даже со сменой регламента вряд ли увеличится. «Мерседес», «Феррари», «Ред Булл» и уже заводской «Астон Мартин» не соблазнятся на пропустившего год пилота с неясными перспективами. В «Макларене» оба гонщика имеют действующие контракты и на 2022-й. В «Альпин» подписан Алонсо и прогрессирует Окон – чтобы выбить Эстебана, Фернандо должен его разгромить всухую (да и то французы скорее попытаются договориться с Гасли). В «Альфа Ромео» многое решает «Феррари» – а итальянцев в 2022-м вновь ждет квест «куда двигать Джовинацци и что делать со Шварцманом». В «Хаасе» точно потребуют спонсорскую помощь, как и в «Уильямсе» – хотя с учетом недавнего прихода новых американских инвесторов будущее организации из Гроува вместе с ее перспективами выглядит максимально туманно.
Как бы Квят ни храбрился – в 2022-м он вряд ли вернется. Правда, ушел он весьма достойно – хотя бы без годичного прозябания на дне, как тот же Грожан.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Pool/Clive Mason; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Peter Fox
Можно посмотреть на дело под несколько другим углом: Квяту, чья карьера бесславно закончилась в 2017-м году, ПОВЕЗЛО ещё пару лет погонять в быстрейшей серии мира, получить свою минуту славы в Хоккенхайме - в отличие от прекрасного парня и вечного "почти топа" Хюлькенберга, - и даже заработать на хлеб с икоркой (этот момент почему-то вообще всеми упускается).
Да, не стал топом. Но это и получается не у многих "просто сильных" пилотов. Перспективы Магнуссена, Окона, Верляйна (кто ещё помнит такого гонщика?) на старте выглядели не менее блестящими. Не говоря про всё того же Халка, который в своё время стал одним из немногих, кто взял GP2 с первого сезона (а остальные, на секундочку, - Росберг, Хэм, Лёклер, Расселл). Шансов на то, что дело выгорит, было заведомо меньше, чем на обратное.
Спасибо Дане за то, что подарил много эмоций в первые годы своих выступлений - где-то радостных, а где-то разных.
Что до спекуляций о команде СМП - даже они обратятся в действительность, у программы есть свои гонщики; Квят никогда не имел к ней отношения.