После предсезонки в «Ф-1» нет фаворитов: мотор «Мерседеса» сломался 6 раз, а «Феррари» так и не включилась на полную
Разбираем полную неизвестность.
Тесты «Формулы-1» в 2020-м вышли самыми странными за всю историю чемпионата: с одной стороны, машины поражали ультранадежностью (за 6 дней двух сессий «Мерседес», к примеру, проехал больше, чем в 2015-м за 12 дней), но с другой практически никто даже не попытался испытать пределы болида. В предыдущие сезоны хотя бы одна команда непременно включала все на полную мощь и летела тестировать квалификационный темп, заставляя и других подтягиваться и отвечать ради сохранения лица перед спонсорами и болельщиками. Однако в 2019-м подобная тактика обеспечила «Феррари» громкий провал в начале сезона после титула «чемпионов тестов» – очевидно, каждый в паддоке выучил урок. Теперь командам откровенно наплевать на места в таблицах и показатели конкурентов – все отталкиваются исключительно от собственной программы и не спешат демонстрировать пиковый темп.
Причем речь не только о фаворитах и топах: на полную мощность не завелись даже середняки вроде «Рено», прикатившие на тесты для экономии денег прошлогоднее шасси!
«Я мог бы проехать круг за минуту и 14 секунд, – признался сразу после конца тестов пилот французов Даниэль Риккардо. – У меня было около 90 килограммов топлива на борту, и за сколько я там проехал? 1.16,2? Воодушевляет!».
Если что, так №3 прокомментировал установку лучшего круга сессии для команды и третьего – по результатам всех вторых тестов. Его время оказалось практически равным показателям Макса Ферстаппена из «Ред Булл» (который использовал более жесткие шины) и лишь на 0,1 секунды хуже темпа Валттери Боттаса из «Мерседеса».
Все лучшие времена вторых тестов – здесь
Поэтому слова Риккардо только лишний раз подчеркивают: к сожалению, верить итоговой таблице вообще нельзя – там полно блефа. Да чего уж там, даже признание Дэна может запросто оказаться дезинформацией ради запугивания конкурентов – результаты тестов всегда сложно интерпретировать и вынимать из них хоть какие-то ценные выводы. Но мы все равно попробуем – все-таки за последние дни в Барселоне произошло много интересных событий, которые точно повлияют на ход сезона.
Теперь самые ненадежные моторы – у «Мерседеса»
Чемпионы поражали минимальным количеством поломок последние несколько лет и еще больше удивили огромным накатом на первых тестах – аж в 494 круга за 3 дня (7 дистанций Гран-при Испании).
На вторую неделю серебристые болиды проехали уже 406 кругов – казалось бы, все равно очень много, вот только с мотором возникли проблемы.
Пятый день тестов – Льюис Хэмилтон ловит аномалию давления масла, и его машина выключается.
В тот же день за несколько часов до этого из-за той же проблемы умер мотор «Мерседеса» на болиде «Уильямса» – причем у англичан та же самая неполадка проявилась трижды за все шесть дней тестов. И масляная система – не единственное слабое место чемпионской силовой установки: у Валттери Боттаса возникли неполадки с гибридной частью еще на первых тестах, а в последнюю сессию «начал издавать странные звуки, и мощность упала» (с) Джордж Расселл. Итого шесть поломок за шесть дней – больше, чем у всех остальных конкурентов вместе взятых.
Судя по всему, это детские болезни новой силовой установки: после больших проигрышей на прямых в «Мерседесе» решили построить новый двигатель – и, по словам технического директора команды и босса моторного департамента, неслабо прибавили в лошадиных силах. Более того, даже представили инновационную систему охлаждения – однако от поломок это пока не помогло.
А после остановки болида Хэмилтона команда анонсировала изменения в софте – и после этого машины с моторами из Бриксуорта начали дымить в зонах агрессивного разгона.
Лидер команды и шестикратный чемпион не стал прогнозировать, насколько все плохо.
«Тесты не были идеальными: мы обнаружили много проблем, – признал Хэмилтон. – Не знаю, сколько нужно времени, чтобы с ними справиться
Беспокоят ли нас проблемы с двигателем? Да, конечно. Обычно на предсезонных тестах у нас больше уверенности в надежности мотора, так что это не идеальная ситуация. Сейчас мы работаем со вторым или третьим двигателем».
У «Феррари» в то же время за шесть дней случилась только одна поломка – правда, тоже связанная с давлением масла. С другой стороны, все источники (за исключением кристально честного босса команды Маттии Бинотто) подчеркивают странное отставание Скудерии от собственных клиентов на 10-14 км/ч. Все замеры GPS говорят о работе мотора на красном болиде в режиме «даже не близко к пределу» – и спрогнозировать объем неполадок при переходе в квалификационный режим невозможно. «Феррари» запросто может столкнуться с теми же проблемами, что и у «Мерседеса» – но уже в разгаре сезона.
У «Хонды» же отказов не зафиксировано – мотор у «Ред Булл» перебрали лишь однажды, да и то из-за отказа на параллельных стендовых испытаниях на базе в Сакуре. «Рено» же и вовсе проехала 1542 круга без единого повода для беспокойства.
Так что в данный момент не стоит сходу отдавать «Мерседесу» седьмую корону подряд: если проблемы не решат в экстренном темпе – чемпионат может обернуться в любую сторону. Быстрая и ненадежная машина временами проигрывает – достаточно вспомнить «Макларены» из начала 2000-х или «Рено» из 1980-х.
Противоречивая «Феррари» и прогресс Шредингера
Маттиа Бинотто вместе с инсайдерами из Маранелло убеждают: Скудерия не шифровалась в Барселоне и реально сильно отстает от лидеров (даже прозвучали туманные опасения насчет борьбы с «Рейсинг Пойнт». Однако раз за разом и Феттель, и Леклер много проигрывали «Хаасу» и «Альфа Ромео» с моторами «Феррари» по пиковой скорости на прямой – от 14 км/ч и больше. Да, клиенты Скудерии, судя по всему, использовали обвесы с меньшей прижимной силой (потому что при открытии DRS разница в скорости быстро увеличивалась даже до 20 км/ч), но все-таки минималистичная и очень изящная SF1000 явно не могла обернуться катастрофически медленным монстром с огромным количеством лобового сопротивления.
Вот и «Мерседес» уверяет: по их расчетам, Скудерия может сбросить как минимум секунду с круга, просто если поедет на прямых в темпе клиентов.
При этом машина явно прибавила в скорости в поворотах: это подтвердили и оба пилота, и замеры GPS с первых тестов, и расчеты на вторых тестах – сейчас Феттель и Леклер лишь в некоторых виражах уступали Ферстаппену и Хэмилтону 3-4 км/ч (в остальных – меньше или даже быстрее). Лишь в одном повороте (самом медленном – десятом) SF1000 стабильно уступала главным конкурентам в течение всех дней. Судя по всему, с недостатком прижимной силы Скудерия успешно разобралась, но вот при падении ее важности ина скорости 70-80 км/ч еще случаются проблемы – вероятно, механическое сцепление болида еще далеко до идеала.
Подтверждают это и оценки экспертов по качеству преодоления поворотов: SF1000 не всегда стабильно выглядит на выходах из поворота, из-за чего пилотов сильнее выносит на внешнюю сторону. Отсюда и может происходить проигрыш и на последующих прямых (не успевают набрать всю возможную скорость), и в самих виражах (сбрасывают чуть больше, чтобы точно вписаться).
Главный минус подобного – отсутствие постоянства в поведении машины на разных кругах и разных частях трека. Судя по всему, «Феррари» еще в процессе подбора идеального баланса и настроек.
Но как у машины с темпом? Скорость на одном круге пока трудно определить, но вот с гоночным у Скудерии все немного понятнее: если сопоставить среднее время Феттеля на утренних сессиях вторых тестов с показателями Хэмилтона и Албона, то выходит 1,19.556 против 1.19,511 и 1.19,823. Вечерние (и потому более медленные) похожие по километражу длинные отрезки Леклера, Боттаса и Ферстаппена коррелируются соответственно как 1.20,353 против 1.20,285 против 1.20,150. Да, «Феррари» не всегда быстрее всех – но в целом они не намного хуже главных конкурентов.
Сейчас многие эксперты (вроде элитного Марка Хьюза из The Race) доказывают слабость Скудерии, сопоставляя средние времена с последних гоночных симуляций Леклера вместе с темпом Хэмилтона и Ферстаппена с первых тестов – и закономерно получая огромное преимущество «Мерседеса» и «Ред Булл». Но это по сути статистическая манипуляция: неделю назад в Барселоне стоял штиль и температура под +20, а сейчас погода чуть испортилась: стало холоднее, поднимался порывистый ветер, а один из утренних отрезков вообще начался по подмоченному дождем треку. Каждый из погодных факторов непосредственно влияет на итоговые показатели машин, аэродинамическую эффективность и сцепление – и потому две недели тестов нельзя сравнивать лоб в лоб.
В реальности «Феррари» сделала небольшой шаг вперед – но он довольно призрачный из-за туманной ситуации с моторами и сцеплением. Но положение итальянцев не настолько печальное, как они пытаются выставить.
Самое большое обновление – у «Ред Булл»
Австрийцы серьезнее всех продвинулись в строительстве болида еще зимой: упаковали заднюю часть машины еще плотнее и придумали революционную подвеску, позволяющую гнать по поребрикам как по асфальту без потери скорости.
Гонка обновлений продолжилась и на вторых тестах: RB16 получил абсолютно новый аэродинамический пакет из закрылков и дефлекторов. Советник гоночной программы компании Гельмут Марко оценил их в 0,3 секунды с круга.
Благодаря новинкам Макс Ферстаппен получил возможность тормозить перед поворотами еще позже (по крайней мере Боттаса он уделывал стабильно и ощутимо), а также разгоняться раньше всех.
Причем стабильность позднего торможения и раннего разгона не менялась даже на долгих отрезках – это значит, что и с большой топливной загрузкой №33 чрезвычайно быстр в поворотах.
Что это означает? В гоночной борьбе колесо в колесо обогнать или отбиться от «Ред Булл» станет практически нереально. Достаточно уступить Ферстаппену удобную траекторию или позволить ему хотя бы просунуть туда нос – все, обгон гарантирован.
Также у австрийцев все хорошо и на одном быстром круге: после поправок на типы шин Макс оказался быстрее «Мерседесов» примерно на 0,1 секунды – и это с очевидной ошибкой на последнем секторе, стоившей ему еще около 0,2 секунды. Также Макс не разгонялся свыше 286 км/ч без DRS в день установки лучшего времени – то есть мотор явно был не в максимальном режиме.
Серебристый W11 продолжают считать в паддоке лучшей и самой сбалансированной машиной пелотона, но в Мельбурне у Хэмилтона и Боттаса все-таки будет достойный конкурент.
Что там у Квята?
«Альфа Таури» проехала мощнейшие 385 кругов (почти шесть дистанций Гран-при Испании) – больше «Ред Булл», «Макларена» и «Рено». Но с другой стороны бывшая «Торо Россо» столкнулась с первой по-настоящему серьезной поломкой – команда в итоге не объяснила ее причины, но россиянин с французским напарником потеряли полдня. А потом сам Даниил срочно остановился на трассе из-за неизвестных аномалий в телеметрии.
В последний день у №26 вновь вылезла неполадка, отнимавшая по несколько десятых секунд с каждого круга, но затем Квят объявил об успешном решении и нормальном завершении всей программы.
Какие же результаты у «Альфа Таури»? Даниил вплоть до второй половины последнего дня находился на втором месте в списке самых быстрых кругов после корректировки времен относительно шинных комплектов, но затем топы подвинули его вниз. В итоге он проиграл Ферстаппену 0,9 секунды – то есть разрыв между его болидом и «Ред Булл» остался примерно на уровне 2019 года.
Что же касается гоночного темпа, то длинные отрезки Даниила оказались сопоставимыми с показателями Переса на «Рейсинг Пойнт» и Сайнса на «Макларене». Шаг вперед сделать не удалось, и «Альфа Таури» останется в битве за седьмое место пелотона и четвертое – в Кубке конструкторов: все решат выступления пилотов в отдельно взятых Гран-при и гонка обновлений.
Копии «Мерседеса» внезапно напророчили борьбу с «Феррари»
«Рейсинг Пойнт» наделал очень много шума неделю назад, когда выкатил на первые тесты нечто очень похожее на прошлогодний чемпионский W10.
Ланс Стролл и Серхио Перес за ее рулем постоянно мелькали в топах максимальной скорости и пятерке быстрейших по результатам многих тестовых дней, поэтому постепенно паддок перешел к уверенности в небывалом прогрессе маленькой команды с бюджетом в 150 миллионов долларов. Даже сам босс «Феррари» выразил некоторые опасения.
«Безусловно, «Рейсинг Пойнт» очень близки, – признал Маттиа Бинотто. – Думаю, это неудивительно, если посмотреть на форму машины. Конечно, они являются угрозой».
Естественно, в самой команде постарались избежать громких заявлений.
«Расстановка сил? «Мерседес» и «Ред Булл» впереди, – рассказал технический директор Энди Грин. – Затем мы? Нет (смеется), я бы так не сказал. «Феррари». Потом, наверное, мы. Хотя борьба очень плотная и я бы сказал, что в такой ситуации многое зависит от особенностей трассы, где проходит Гран-при».
«Мы способны бороться с «Феррари»? Я в это не верю, – совсем уж радикально отрезал босс «Рейсинг Пойнт» Отмар Сафнауэр. – В прошлом году «Феррари» выигрывала гонки, нам далеко до них».
«Это лучшая машина, которую мне доводилось пилотировать на старте сезона за всю карьеру. Мы еще никогда не были так хорошо готовы», – коротко и просто охарактеризовал ситуацию Перес.
Что ж, судя по гоночным симуляциям – пока «Феррари» все-таки быстрее на секунду с круга. Но, с другой стороны, Мельбурн славится необгонным характером, а в «Рейсинг Пойнт» пообещали масштабный пакет обновлений к первому Гран-при сезона – расклад резко может измениться.
Правда, «Рено» и «Макларен» готовят протест – якобы их юристы нашли за что зацепиться в смысле копирования чужой машины. Судя по всему, в середине пелотона вновь будет жарко – и заруба там развернется не хуже, чем в топ-3.
Не забудьте включить телевизоры с 13 по 15 марта. Будет весело.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency; formula1.com; REUTERS/Albert Gea
Если ты конечно не болеешь за мерс)
Вроде, в предыдущие лет пять точно так же писали, не?)