Еще недавно Сакки говорил, что Италия застряла в 70-х. Теперь все меняется – Серия А будет стильной и зрелищной
Вадим Лукомский – о возрождении Серии А.
Серия А отстала тактически в последние годы
Пять лет назад Арриго Сакки сформулировал проблему: «В последнее время слежу за «Кальяри», которым руководит маэстро Зденек Земан, за «Эмполи» Сарри и за «Сассуоло» Ди Франческо. Эти три команды сами играют в футбол, без заточенной на оборону тактики, не отдавая мяч и территорию сопернику. Они в отличие от прочих не спарринг-партнеры, а настоящие соперники».
На всю лигу было лишь три атакующие нетоповые команды (одна из них – проект старика Земана). Сакки признает, что когда-то отличие Италии от остального мира было плюсом, но сейчас это комплекс: «Футбол зародился как атакующий и командный спорт, но потерял оригинальные характеристики в Италии, которая не любит ничего нового, слишком связана традициями, прошлым и ностальгией».
С тех пор, как Серия А доминировала в хладнокровном прагматичном стиле, мир слишком сильно изменился: почти каждое ключевое преобразование правил было в пользу атакующей стороны, футбол стал более глобальным, идеи распространяются намного быстрее. В таких условиях упрямство и верность тактическим традициям – огромный минус.
Развивая тему в январе 2018-го, Сакки высказался еще жестче: «Италия застряла в 70-х. У нас думают только о победе, а не о храбрости, красоте и эмоциях. Это еще и исторический момент. Италию часто завоевывали, мы играем, как воюем: ждем момента, контратакуем. Футбол – отражение истории и общества. У нас старая страна в экономическом, культурном и моральном кризисе. Нам не хватает новых идей».
Великий Арриго знает, о чем говорит. Новые непопулярные идеи – его специализация. «Милан» Сакки считается одной из 3-4 главных тактических революций в истории футбола. Например, Фабио Капелло выделяет 3 команды, всерьез повлиявшие на развитие игры – «Аякс» Ринуса Михелса, «Милан» Сакки и «Барселона» Пепа Гвардиолы. Арриго повлиял почти на каждого топ-тренера, который играет с четверкой защитников или использует зонный прессинг. Ни один другой итальянец не оказал аналогичного влияния на развитие футбольной тактики.
Синхронность движения без мяча в командах Юргена Клоппа начиналась именно с Сакки. «Мы практиковали несколько режимов прессинга. Частичный прессинг, который скорее был сдерживанием; тотальный прессинг, который был явно нацелен на отбор мяча; ложный прессинг, когда мы претворялись, что прессингуем, но на самом деле восстанавливали силы», – объяснял итальянец.
В общем, Сакки – гений, а любое его слово – тактическая истина. Вернемся к Серии А. Последний вердикт Арриго озвучил по ходу прошлого сезона: «Тренеры используют тактические микроходы и полагаются на индивидуальные качества игроков, чтобы замаскировать коллективный кризис идей. Это не позволяет уровню лиги расти. Он остается прежним. А выигрывает тот, у кого игроки лучше».
Конечно, есть одно прекрасное и серьезное отклонение – «Аталанта» Джан Пьеро Гасперини. Но в глобальном смысле Сакки, конечно же, прав. Чтобы разобраться в причинах, надо понять, что Сакки имеет в виду под футболом из 70-х – кажется, это не оскорбление, а конкретика.
Однажды он описывал тактику этой эпохи в Италии: «Все внимание было на оборонительной фазе игры, но даже там команды играли одинаково – либеро и персональная опека. Атакующая фаза сводилась к интеллекту и мастерству футболистов, плюс помогала креативность «десятки».
Оборонительные приемы с тех пор изменились, а вот в атаке из-за описанной консервативности почти ничего нового нет. Более того, Италия не просто стояла на месте, пока другие отрывались, а регрессировала по очевидным причинам – великие «десятки» закончились, а лига больше не в числе самых богатых и не может приглашать лучших созидателей, чтобы выезжать на их мастерстве.
Показательно даже то, как в Италии используют слово тактика (даже сам Арриго употребляет его именно так). Тактика – только ходы по нейтрализации соперника (только оборонительная часть). Атакующие элементы тактики почти не обсуждают в контексте анализа, а когда обсуждают, называют стилем, философией или идеями.
По этой причине пару лет назад Пеп Гвардиола с трудом сдержал смех, когда итальянский репортер назвал Серию А самой тактической лигой мира. В Италии по-прежнему максимальное количество взаимных тренерских ответов по ходу матчей, часто меняют схемы – та самая нейтрализующая тактика.
Но во всех остальных аспектах Италия проигрывает. А оборонительные ходы при таком низком темпе едва ли правильно считать чем-то выдающимся. Мартен де Рон – железный игрок основы в «Аталанте», но провалился в английском аутсайдере «Мидлсбро». Он прямо говорил, что Серия А для него идеальна, так как скорости в три раза ниже, чем в Англии.
Италия даже больше не самая гибкая страна в плане диапазона схем. Последнее исследование показало, что в Бундеслиге с этим намного лучше. Серия А утратила все фишки, которые ее выгодно отличали. Зато тут полно косвенных подтверждений безыдейности, о которой говорил Сакки.
Например, в Италии чаще, чем в других топ-лигах бьют издали – это не повышает результативность принципиальным образом, вероятно, среди этих попыток слишком много ударов отчаяния. В Англии, Германии и Испании пропорция дальних ударов – 37% (показательно, что во всех лигах почти на одном уровне). В Италии – 41,6%. Это значимое отклонение – почти на 400-500 лишних дальних ударов за сезон.
Второй косвенный признак кризиса – пугающе высокая точность передач. Да-да, этот показатель с подвохом: если он слишком высокий, можно привязать стерильное владение без обострения. Если слишком низкий, упрекнуть в тупом бей-беги. Но снова наблюдаем картинку, где три топ-лиги на одном уровне 78-79%, а Италия заметно выше (81%). На дистанции сезона это важно. Безусловно, трактовать можно по-разному, но версия о безыдейности и стерильности без продвижения вполне сходится с визуальными впечатлениями от матчей – многие команды готовы разыгрывать терпеливо и в теории умно, но почти никто не умеет.
И даже при таком количестве подготовительных передач Италия лидирует по пропорции навесов от числа всех передач – 4,2%. То есть когда мяч все-таки оказывается на чужой трети в Италии чаще, чем в любой другой топ-лиге следует либо удар издали, либо навес. Лучшего определения кризису тренерских идей не найти.
Кажется, скоро все сильно поменяется
Этим летом главная итальянская команда искала тренера с узнаваемым стилем и особо этого не скрывала. Основной альтернативой Маурицио Сарри был Пеп Гвардиола. Мотив «Юве» очевиден: в клубе мыслят глобально, а ассоциация со зрелищем и атакой – важный элемент завоевания новых рынков.
Желание других клубов последовать этому примеру именно сейчас менее объяснимо. Вообще когда все меняется так быстро, не совсем верно искать глобальную причину – это в любом случае стечение обстоятельств. Но картина удивительная: почти каждое назначение – атакующий стильный тренер. Более половины команд собираются строить красоту, даже если это вредит результату (подробнее об этом ниже).
Если все-таки выискивать причины, то вот две самые реалистичные.
Первая – влияние Сарри. Его «Наполи» оказал «Юве» самое впечатляющее сопротивление за последние годы – и доказал, что такой уровень вполне сочетается со зрелищностью. «Даже в Аргентине мы много обсуждали стиль «Наполи». Я видел, как они играли при Сарри. Думаю, он изменил стиль игры в Италии. Но местный футбол всегда был прикован к традициям, поэтому изменения проходят медленно», – объяснял Хуан Себастьян Верон.
Сам Сарри тоже говорил о зарождении тренда (разумеется, не выпячивая собственную роль): «В Италии, несомненно, все изначально думают о результате. Это своего рода культура. Но в последние несколько лет и там тоже ситуация меняется, появляется тенденция играть в увлекательный футбол. В Италии тоже начинают ориентироваться на публику». Возможно, эта неспешная тенденция вышла на пик именно сейчас.
Вторая причина – сборная Италии при Роберто Манчини. Команда играет нетипично смело и зрелищно. Манчини сразу же сделал главным игроком Жоржиньо. Результаты и качество игры заметно улучшились. Сборная всегда в центре внимания – возможно, она вдохновила некоторые перемены.
Стиль лиги важнее, чем кажется на первый взгляд. Доминирование Ла Лиги в Европе в последние сезоны было завязано на философии владения. Короткий отрезок успехов Бундеслиги был связан с прессингом и компактностью, которыми лигу заразил Клопп. Сейчас у Англии микс владения и прессинга – и никто не сомневается, что катализатором процесса стал именно приход огромного количества идейных тренеров. Эти лиги не отстают от трендов, поэтому остаются успешными.
Схожий стиль всех команд – необязательное условие, хотя обычно у лиги сохраняется собственная уникальная черта. А вот наличие того, что Сакки называет идеями, необходимо для стабильных, а не разовых успехов в Европе. Без них, как заметил тренер, возможны локальные тактические битвы, но футбол в стране не развивается.
Это лето похоже на прорыв. Теперь Серия А будет зрелищнее
Вот определение от Сакки: «Я восхищаюсь тренерами, которые всегда играют в свой футбол. Считаю, что таким образом получаешь более ценный опыт, чем в результате попыток разрушить игру соперника. Растет самооценка команды и футболистов; уровень футбольной культуры в стране становится выше. Есть тренеры, чье лидерство завершается после победы. А есть те, кто дает миру новые идеи».
Теперь давайте считать. Первая категория – Маурицио Сарри («Юве»), Марко Джампаоло («Милан») и Паулу Фонсека («Рома»). Эти тренеры идеально соответствуют описанию и возглавили важнейшие для всей лиги клубы. Каждый из них сменил более прагматичного тренера.
Стиль Сарри включен в главную итальянскую энциклопедию как синоним всего прекрасного в футболе. Джампаоло формировался, изучая философию Луи ван Гала, а Сарри лично рекомендовал назначить его в «Эмполи». Фонсека два года назад купался в комплиментах от Гвардиолы и Сарри за стиль «Шахтера» – в том же розыгрыше «Рома» с огромным трудом прошла его команду (даже в Риме у «Шахтера» было 63% владения). Все трое уже отметились фразами о важности стиля для долгосрочных успехов.
Вторая категория – Джан Пьеро Гасперини («Аталанта»), Карло Анчелотти («Наполи»), Роберто Де Дзерби («Сассуоло»). Эти тренеры тоже играют в смелом стиле и соответствуют всем требованиям. Просто они не меняли клуб этим летом. В теории их проекты должны выйти на новый этап эволюции и стать еще симпатичнее.
Третья категория – Антонио Конте («Интер») и Симоне Индзаги («Лацио»). С ними все труднее. Обычно идейный тренер – это атакующий тренер. Антонио и Симоне не относятся к этой категории. Но у их команд есть постоянный, независимый от соперника стиль. Оба почти всегда играют смело (просто необязательно хотят владеть мячом). Неидеальное соответствие, но вполне подходят (особенно учитывая, как многое Конте взял именно у Сакки).
Четвертая категория – Эусебио Ди Франческо («Сампдория»), Аурелио Андреаццоли («Дженоа») и с натяжкой Винченцо Монтелла («Фиорентина»). Идейные тренеры в нетоповых клубах. Ди Франческо, которого Сакки хвалил еще в «Сассуоло», пришел в готовую к умному футболу «Сампдорию». Монтелла (еще по ходу прошлого сезона) вернулся в единственный клуб, где у него получалось играть красиво и эффективно – его «Фиорентину» называли итальянской «Барселоной».
Андреаццоли – вообще самый показательный пример. Его «Эмполи» играл прекрасно, но вылетел из-за невезения и увольнения Аурелио на пару месяцев в середине сезона (уволили, а потом вернули его же). Вместо «Эмполи» в Серии А осталась отвратительно игравшая и забившая на 12 мячей меньше «Дженоа». Следующий шаг? «Дженоа» назначает Андреаццоли. Пожалуй, этот пример лучше всего олицетворяет революцию в лиге. Стиль важнее результата. Качество игры и долгосрочная перспектива заменяют прагматичность.
Подсчет в любом случае субъективный. Но точно больше половины клубов строят интересные проекты с упором на стиль. И в эту категорию так или иначе заскочили все важные для лиги клубы. Почти любая тренерская перестановка этим летом означала приход более яркого атакующего менеджера.
Такого движения в одном стилистическом направлении не было ни в одной лиге уже очень давно. Я вообще не помню, чтобы все так синхронно менялось за такие короткие сроки. Это делает Серию А самым интригующим чемпионатом нового сезона.
Фото: Gettyimages.ru/Alexander Scheuber / Stringer, Emilio Andreoli / Stringer, Gabriele Maltinti / Stringer; globallookpress.com/Maurizio Borsari/AFLO, maurizio borsari/www.footpro.net, Arne Dedert/dpa, imago sportfotodienst, Marco Alpozzi/Lapresse.Lapresse, www.imagephotoagency.it, via www/www.imago-images.de, Andrew Timms, via www.imago-imag/www.imago-images.de
У меня большие сомнения, что Сарри преуспеет, слишком сильно заложены традиционные ценности в Юве, тем не менее всецело поддерживаю этот шаг Андреа. Уверен оставайся Аллегри дальше - команду ждала бы только деградация. Не потому что Макс плохой тренер - считаю его выдающимся. Потому что - "усталость металла".
И покупка Роналду - не что иное, как попытка оттянуть эту деградацию. Продлить жизнь этому составу, тренеру еще на один сезон. Без покупки португальца результаты Юве были бы еще грустнее.
Считаю, Вадим ошибается, путая причину со следствием - связав ухудшение результатов с приходом Роналду. Чтобы подобное утверждать не совсем правильно сравнивать игру, результаты Ювентуса этого сезона с игрой, результатом Ювентуса сезона предыдущего. Команда имеет свойство не только прогрессировать, но стагнировать и регрессировать.
Как показала бы с ментальной и физической точки зрения команда, ставшая на год старше после очередного изнурительного сезона... Большой вопрос.7 скудетто подряд - само по себе событие из ряда вон выходящее. Восемь тем более. Удерживаться на вершине, как известно, сложнее чем ее покорять.
Да, Ювентус играл в откровенно пассивно-депрессивный футбол. Но провалил все свои самые важные матчи сезона не из-за Роналду на поле, а из-за присутствия Ругани. Где тонко там и рвется. И именно хреновая альтернатива Бонуччи и Кьеллини больше повлияло на итоговый результат, нежели присутствие португальца. К слову, выполнившего свою работу на 100%. Шутка ли забил все 5 голов Ювентуса в плей-офф.
Оставь, заточенный на оборону Ювентус, свои ворота в неприкосновенности - вполне мог за счет фактора Роналду играть, как минимум в финале.
В следующем сезоне, Аллегри и этому составу, уже и фактор Роналду бы не помог. Сарри это глоток свежего воздуха. От которого, можно и захлебнуться, но все же - без него никак.
Но когда Андреадзоли уволят через пару месяцев, чтобы назначить рандомного Якини/Гроссо, революция во второй половине таблицы отменится.
Плюс собрались интересные проекты, помимо Сарри и Ювентуса, все внимание на то как Анчелотти и Конте навяжут борьбу за чемпионство. Что будет с Аталантой Гасперини, потянут ли они ЛЧ и серию а одновременно (никто из основы вроде не собирается уходить, зато пришел Муриель).
Еще крайне интересные тренерский проекты то Лацио и Сассуоло. И новый Милан с Джампаоло со схемой 4-3-1-2, тренер обещает красивую игру низом, и Бобан с Мальдини хотят собрать техничный центр поля.
Ну и разумеется качелька в виде Ромы, интересно сможет ли вытянуть Фонсека такую тяжесть или нет. Короче Серия А намного интереснее чем кажется, сам подсел на этот чемпионат года 4-5 лет назад, и с тех пор очень привязался к этому чемпионату.