17 мин.

Почему гениальность Месси мешает «Барселоне»

Вадим Лукомский – о проблемах «Барселоны».

Как изменилась «Барселона» за последние годы

Официальную линию недавно озвучил Лео Месси: «Система «Барселоны» известна всем. Такое можно сказать об очень немногих клубах. Конечно, каждый тренер по-разному ее интерпретирует и изменяет под себя. Но обходится без значительных изменений. С Суаресом в нападении мы стали более агрессивными в атаках на скорости, когда при Пепе контратаковали реже».

Иногда стилистическую разницу раздувают до планетарных масштабов, будто при Гвардиоле «Барса» не провела ни одной контратаки, а при Энрике превратилась в бей-беги команду. Это не так. На самом деле в первый сезон Энрике «Барселона» сочетала контроль пеповской эпохи с убойными быстрыми атаками. Но после 2014/15 все поменялось – конечно, не до упомянутых масштабов, но достаточно, чтобы ощутить контраст в больших матчах и важной для стиля в статистике владения.

Даже со средним владением 62,1% «Барса» – лучшая по показателю в Ла Лиге. Но ситуация труднее, чем «владели очень много, владеют – просто много». Уменьшение владения на 3,2% – самый значительный скачок вниз в эпоху Энрике по всей лиге.

В рамках стиля «Барсы» падение владения и другие стилистические изменения означают повышения нагрузки на оборону, как без мяча, так и с ним. Тезисы здорово сформулировал Жерар Пике. «Нам трудно быть как «Атлетико», играющий в очень оборонительный футбол. Мы не знаем, как играть в этом стиле, мы плохо играем в воздухе, не так хороши при угловых и штрафных. Если у соперника много футболистов под 190 сантиметров, нам конец, потому что наши габариты гораздо меньше. Мы не знаем, как нужно обороняться внутри штрафной. Мы обороняемся за счет владения мячом», – объяснял защитник в 2014-м. Количество пропущенных в среднем за матч при Энрике сильно (даже удивительно сильно) коррелирует с процентом владения.

«Раньше у нас были игроки с характеристиками, позволяющими не терять мяч так часто. Иньеста иногда играл на фланге, Педро намного больше помогал полузащитникам. Сейчас у нас тройка лучших игроков мира в нападении, но их характеристики иные. Они меньше помогают полузащите», – пояснил Жерар совсем недавно.

В этом контексте имена тех, кто больше всех владеет мячом, даже показательнее общего спада во владении. В эпоху Пепа/Тито ими были полузащитники. В сезон Вилановы в семерке самых пасующих в отношении на 90 минут было 6 полузащитников, показатель лидера достигал 96 передач за матч. В этом сезоне семерка состоит из 6 защитников и Бускетса, показатель лидера – 73 паса за игру. 23% действий в матчах «Барсы» происходит на их половине поля – худший показатель клуба за время ведения статистики.

При свободных ролях Неймара и особенно Месси оборонительная часть команды оказывается изолированной от всех остальных. Раньше, перекрывая Бускетса, соперник вынужден был оставлять больше пространства защитникам «Барсы», которые тоже отлично пасуют, либо прессинговать их, но рисковать, оставляя пространство и варианты на случай, если Бускетс все-таки перехитрит систему опеки. Когда часть команды изолирована от остальных, второй вариант не так страшен, соперники могут вовлекать больше игроков в прессинг.

Показательный контраст. Первая стадия атаки «Барсы»-2013 и нынешней. 2013-й – минимум перепасовок между ЦЗ, максимум вовлеченности Бускетса. Теперь – стерильные перепасовки ЦЗ и перекрытый Бускетс.

Почему Месси – значительная часть проблем

Сформулированный Гвардиолой ключевой принцип игры «Барсы» под давлением: «Чтобы создать пространство партнеру, двигайся не к нему, а в обратную от него сторону». Стягиваясь к мячу, игрок помогает сопернику поддерживать компактность, уменьшает зону, которую сопернику необходимо защищать, двигаясь от мяча – либо создает пространство партнеру, либо оказывается свободным в опасной зоне (и, учитывая класс игроков «Барсы», с большой вероятностью много раз за матч получит мяч в ней). Как это выглядит на практике, в эфире Sky Sports здорово разобрал Тьерри Анри:

Ключевые эпизоды. 0:45 – Анри объясняет разницу между решением футболиста в большинстве команд в такой ситуации и решением Иньесты в рамках позиционного футбола «Барсы». 5:50 – Анри рассказывает историю о том, как однажды ослушался Пепа – устав ждать мяч в указанной позиции, начал смещаться в центр, забил гол, но вместо похвалы был заменен в перерыве.

Иньеста рассказывал, как Гвардиола на тренировках чертил линии, за которые игроки не имели права заступать, чтобы следовать принципу, создавать партнерам пространство и линии для передач. По словам Андреса, именно с этого Пеп начал работу с командой. В этом нет ничего революционного, но: 1) до прихода Гвардиола об этом подзабыли в первой команде; 2) важность принципа для успехов «Барсы» в его эпоху трудно переоценить.

Проблема – принцип «двигайся в обратную от мяча сторону» противоречит принципу «чем чаще мяч получает Месси – тем опаснее «Барса». Стягиваться к мячу – естественная для Лионеля тенденция. Пеп нашел единственный вариант, при котором принципы можно сочетать – переместил Месси в центр нападения. У Лео была свобода стягиваться к мячу, и это не вредило команде: его оппонент – центральный защитник, если он следует за Месси, то открывается ключевая для вскрытия соперника зона; если не следует, то у «Барсы» численное преимущество, а смещение Месси к мячу не повышает давления на партнеров. Родилась современная интерпретация роли ложной девятки. С уровнем паса Лео, его техникой под давлением и соблюдением принципа остальной командой, «Барса» всегда оказывалась в выигрыше.

После возвращения Месси на фланг его оппонент больше не центральный защитник. Следовательно, его свободные перемещения больше не работают на «Барсу», а лишь уменьшают пространство, которое получают партнеры. В таких условиях сопернику проще прессинговать, а на оборону ложится слишком большая нагрузка при преодолении давления. Пример:

Мяч летит к Роберто, получив его, он исполнит пас на Ракитича. Берчиче (левый защитник «Сосьедада») накроет его. У Ракитича так мало свободы из-за того, что Месси (выделен) слишком рано сместился в центр (не держит позицию согласно принципу). С Месси в верной позиции Берчиче не был бы близко к мячу, Ракитич получил бы больше свободы – прессинг соперника был бы разбит.

Вероятно, через пару эпизодов разбитого прессинга, соперник перестал бы отряжать такие силы для высокого давления (либо пропустил бы в быстрой атаке). Бускетс получил бы свободу диктовать темп – «Барселона» играла бы в удобном стиле. Так выглядят карты передач «Барсы» в этом сезоне (картинка кликабельна). Соперники легко вынуждают их пасовать без продвижения, у полузащитников недостаточно пространства.

Свобода Месси вредит структуре не только при преодолении прессинга, но и в позиционных атаках. С Лео в верной позиции (ближе к флангу), у «Барсы» создаются фирменные треугольники по всему полю. Замечая изъян в структуре, Бускетс делает рывок, чтобы не изолировать партнеров на фланге, но, получая мяч, не имеет вариантов – вместо продвижения через треугольники, следует пас назад, продолжение стерильного владения:

Почему раньше при Энрике все работало

Часть ответа до ужаса банальна – сразу после возвращения на правый фланг Месси действовал более дисциплинированно и менее эгоистично. Чаще соблюдал тот самый принцип во время розыгрыша мяча, смещался в центр и уничтожал соперников, уже когда мяч на чужой трети. Атакующая свобода сочеталась с позиционной игрой. Это оптимальный вариант игры для «Барсы» в текущем сочетании.

Еще три поворотные точки:

1. Травма Месси в первой половине 2015/16. Неймар взял на себя роль Месси по степени вовлеченности в игру и предоставленной свободе. Справился отлично, но после возвращения Месси перестал настолько же исправно выполнять балансирующую функцию (Месси играет свободнее на одном фланге). С нехваткой структуры на двух флангах «Барса» стала более уязвимой к прессингу.

2. Энрике не пресек и, кажется, даже поощрял этот спонтанно родившийся вариант. Его можно понять – когда соперники не прессингуют по-настоящему высоко, свобода Месси и Неймара практически не вредит команде и значительно повышает созидательный потенциал.

3. Матчи ЛЧ-2015/16 с «Атлетико». Они по-настоящему показали уязвимости «Барсы» к прессингу и стали шаблоном, которые соперники используют в этом сезоне. Типичная картина – Бускетс перекрыт, Пике пасует Ракитичу, Ракитич не мастер игры в узких пространствах, а свободы не получает, пасует обратно Пике, карусель стерильного владения продолжается. Как выяснилось, первична тут нехватка свободы – даже когда Ракитич потерял место в старте, проблема не решилась. На защиту и полузащиту просто-напросто оказывается слишком много давления.

Получается, Месси не так крут, как все считают?

Индивидуально – наоборот. Нынешний Месси, возможно, самый инопланетный, «Барселона» никогда не зависела от него так сильно. Базовый ответ «Барсы» на прессинг соперников – отход Лионеля глубже и продвижение мяча за счет индивидуального мастерства – с этой задачей он справляется феноменально. Президент клуба Хосеп Мария Бартомеу отлично резюмировал: «Лео сейчас лучше, чем когда-либо раньше. Он намного более сильный игрок, чем в прошлом. Как правило, у игроков за стадией развития следует спад, но он продолжает расти. Есть предел этому росту? Мы не знаем».

После матча «Севильи» с «Барсой» Хорхе Сампаоли заметил: «Иногда Месси позволяет тебе себя остановить, а иногда – нет». В этой фразе все нынешняя «Барселона» – свобода Месси порождает нехватку структуры, нехватка структуры порождает зависимость от Месси, когда гения Месси недостаточно, «Барселона» проваливается. То, как часто гения Месси хватает, подчеркивает его невообразимый уровень. Наверное, это и есть индивидуальная крутость, которая должна служить критерием для персональных наград. В этом плане Месси – по-прежнему номер 1 и даже круче себя прошлого.

Но для полноты картины нужен ответ и на другой вопрос – можно ли построить более сильную «Барсу», если пожертвовать частью инопланетной яркости Месси в пользу человеческой дисциплинированности? Можно. Переформулированный вопрос вполне в духе «Барселоны». Кройфф говорил: «Статистически доказано, что игрок владеет мячом в среднем около 3 минут за матч, поэтому по-настоящему важную роль играет именно то, что он делает 87 минут, когда у него нет мяча. Именно это определяет, насколько он хорош».

«3 минуты» с мячом (в случае Месси больше 3) Лео гениален, «87 минут» делает команду уязвимой.

Как все это приводит к провалам

После матча с «ПСЖ» Бускетс признал, что соперник «был лучше в плане тактики», Иньеста сказал, что причина провала не в мотивации, а в «более футбольных факторах». Самый громкий колапс «Барсы» – удобное пособие для разбора проблем.

1. Схема 4-4-2

Нехватка структуры приводит к хаотичной схеме, которая больше всего похожа на 4-4-2. Хотя после матча Энрике сказал, что первый тайм и начало второго «Барселона» провела по 4-3-3.

Гибрид 4-3-3 и 4-4-2 – необязательно плохо. «Реал» при Карло Анчелотти выигрывал ЛЧ в такой схеме. Принципиальное отличие: в гибридной схеме игроки четко понимают свои функции с мячом и без мяча (например, «Мадрид» при Анчелотти использовал 4-4-2 без мяча, 4-3-3 с мячом); игроки же «Барселоны» пытались выполнять функции, свойственные 4-3-3, реально располагаясь по 4-4-2. Это приводило к проблемам.

Пример №1 – Не соблюдается правило игры под прессингом

Из-за хаотичности структуры (Месси слишком рано сместился в центр) Иньеста не может смещаться в зону от мяча (она занята Месси), не создает дополнительную опцию продвижения, не делает Бускетса более свободным и даже делает пару шагов в сторону мяча, чтобы проще было обрабатывать пас.

В 4-4-2, даже менее хаотичной, создание треугольников проблематично. Для этого и позиционной структуры важны 4-3-3, что здорово объяснял Денис Суарес: «Игра «Барселоны» строится на соблюдении позиций. Каждый должен уважать свою позицию. Благодаря этому создаются треугольники. Игроки получают варианты для продвижения. Вариант есть всегда. Принципы удобнее всего воплощать в 4-3-3. Помню, когда я только пришел во вторую команду «Барсы», я играл в центре полузащиты, но слишком много двигался. Тренер, Эусебио подозвал меня, разделил поле на зоны и сказал: «Вот это твоя зона: расслабься, жди мяча здесь, ты его получишь. Не нужно бродить по полю, пытаясь его получить, он придет сам».

Пример №2 – центральные защитники не страхуют опорную зону

Солидный разрыв между линиями. В компактных 4-4-2 защитники сокращают разрыв выдвижением из линии. В 4-3-3 эту зону всегда держит Бускетс, ЦЗ не приучены выдвигаться в таких ситуациях. Если бы ЦЗ действовали решительнее, либо полузащитники лучше принимали решения о выдвижении, разрывов было бы меньше. Но игроки не понимают, какой концепции придерживаться – часть подстраивается под хаотичную схему, часть действует по базовым инструкциям 4-3-3.

2. Уязвимость флангов без мяча

Перед матчем Люка Динь сказал: «Люди не до конца понимают, что мы в первую очередь очень хороши в обороне. Нам часто приходится играть в ситуациях 1-в-1 или 2-в-1. Такие вещи не всегда замечают, потому что мы часто владеем мячом и много атакуем, но это важно».

В матче тезисы о частой нехватке поддержки крайних защитников сохранили актуальность, а мысли о хорошей игре защиты – утратили. «ПСЖ» очень умышленно использовал эту слабость, создавая численное преимущество на краях – показательное видео. Особенно ярко получилось на правом фланге, где у «Барсы» из-за Месси не хватало игрока на фоне смещений Матюиди, для которого такое движение типично, даже когда это не часть плана.

3. Ужасный прессинг

Лучо однажды сравнил прессинг «Барсы» с рекой: «Сейчас наш прессинг словно Гвадиана – то расширяется, то пропадает. Я хочу, чтобы наше давление было более регулярным и стабильным». Прошло 2 года, а характеристика все еще идеальна.

Типичный эпизод (картинки кликабельны).

 

 

Суарес начинает давление. Месси и партнеры изначально поддерживают. В определенный момент (скрин №3) Месси выключается, не перекрывая линию передач и никого не прессингуя напрямую. «ПСЖ» преодолевает давление, Иньеста вынужден выдвигаться – возвращаемся к 1-й проблеме.

Что дальше?

Вариант 1 – попытка вернуть позиционный футбол

Сводится к попыткам убедить Месси играть более дисциплинированно, жертвуя индивидуальной яркостью, меньше получая мяч. Трудно и необязательно решит все проблемы – в волшебные полсезона-2014/15, когда Месси здорово держал позицию, соперники хуже прессинговали «Барсу».

Вариант 2 – замаскировать слабости

Покупка устойчивого к прессингу игрока может замаскировать проблемы в позиционной структуре. Марко Верратти – превосходный кандидат. Две проблемы: 1) круг таких игроков ограничен, оптимального по возрасту и качествам Верратти тяжело переманить; 2) маскировка снижает количество ошибок, увеличивает количество продвижений, но не решает проблему – ни один игрок не гарантирует по 10 успешных обводок в опорной зоне каждый матч, продвижение мяча за счет структуры всегда будет надежнее.

Вариант 3 – продолжать полагаться на гений Месси

Месси справляется в большинстве игр, нужно только найти альтернативный вариант на самые трудные матчи. Очевидный для любой другой команды ход – отказ от владения, игра более глубоким блоком. Вряд ли реализуемо, потому что это «Барса», хотя ходят слухи, что Лучо собирается перейти на 4-2-3-1, пригодную для таких целей.

***

Ни один вариант не выглядит оптимальным. Точный вердикт великого Аригго Сакки: «Уже достаточно продолжительное время «Барселона» не та команда, которой мы привыкли ее видеть. Команду, которой мы все восхищались последние 10 лет, больше не видно. Они преподали футбольному миру много уроков. Но теперь все кончено».

«Клуб важнее любого игрока. Кроме Месси. Это реальность, которую нужно принимать», – заключил Хавьер Маскерано. Любой тренер в какой-то степени будет заложником Лео. Энрике кажется умышленным заложником. «Месси – это футбол. Он может играть везде. У него полная свобода. На позиции 6-го номера – он лучший в мире, в роли 8-го номера – он лучший в мире, играя десятку – он тоже лучший. Не позволять ему делать это было бы глупо с моей стороны. Лео может находиться там, где пожелает, а команда пытается компенсировать его движение», – рассказывал он около года назад.

Давняя цитата Сакки о «Мадриде»-2006 идеально характеризует проблемы «Барселоны»: «Индивидуальное подавило коллективное. Это признак слабости. Реактивный, а не проактивный подход. К сожалению, это путь «Реала». Все сводится к использованию качеств отдельных игроков. Например, мы знаем, что Зидан, Рауль и Фигу не отрабатывают в обороне, поэтому ставим перед четверкой защитников игрока, который работает только на оборону (Клода Макелеле). Это реактивный футбол. Он не преумножает качества игроков. А ведь именно в этом суть тактики: умножать индивидуальные качества футболистов. Футбол коллективная гармоничная игра? Или просто вопрос внедрения в команду X-количества звезд и уравновешивания их Y-количеством ролевиков?»

Последний раз так далеко от традиционной философии «Барса» оказывалась при Франке Райкарде. Невозможно одновременно компенсировать свободное движение одного игрока и играть по принципам позиционного футбола. Адаптировавшись, «Барселона» может стать успешнее в новом образе, но вряд ли в ближайшие годы вернется к проактивной коллективной философии.

Фото: Gettyimages.ru/David Ramos; Global Look Press/Joanvalls/ZUMAPRESS.com (2,3); REUTERS/Christian Hartmann; Global Look Press/Daisuke Nakashima/AFLO