Евро-2020 смотрели только 3% жителей России, интерес к футболу после ЧМ упал в два раза: изучаем ТВ-рейтинги
И объясняем, что с ними не так.
Стартовый факт: матч сборной России впервые за последние три топ-турнира (Евро-2016, ЧМ-2018, Евро-2020) не стал самой рейтинговой телетрансляцией в стране.
По расчетам исследовательской компании Mediascope, самую большую аудиторию собрал финал Англия – Италия. Его посмотрели почти 11 миллионов человек в городах с численностью более 100 тысяч человек – треть тех, кто в этот момент смотрел телевизор или 7,7% от населения страны. У решающей игры в группе для России (против Дании) – на миллион зрителей меньше.
А теперь главный вывод: за три года после ЧМ-2018 интерес телезрителей к футболу упал в два раза.
Кроме матчей России и финала зрителей интересовали игры Украины и четвертьфинал со Швейцарией
А теперь несколько деталей.
• Интерес в России к трансляциям нынешнего Евро-2020 оказался значительно ниже внимания к ЧМ-2018. Самая рейтинговая игра России на Евро-2020 против Дании не вошла бы даже в топ-10 самых популярных трансляций ЧМ-2018, уступив по интересу аудитории даже игре 1/8 финала Англия – Колумбия.
• Финал Италия – Англия, собравший самую большую телеаудиторию в России на этом Евро, три года назад замкнул бы десятку, уступив не только всем играм сборной России, но и обоим полуфиналам ЧМ.
• На групповом этапе планку в 10% охвата телеаудитории (тех, кто в этот момент смотрели телевизор) перешагнули лишь четыре игры – все три матча России и трансляция Австрия – Украина на «России-1». За этим матчем наблюдали 7,8 миллионов человек.
• В плей-офф, если не считать финала, неожиданным лидером стал четвертьфинал Испания – Швейцария, который посмотрели 9,3 миллиона человек. Больше, чем полуфиналы! Возможно, все дело во времени показа – трансляция шла в пятничный прайм-тайм на Первом канале. Обычно в это время на Первом показывают «Поле чудес».
• По данным Mediascope, более половины российских телезрителей этим летом не посмотрели ни минуты матчей Евро. Суммарный охват трансляций (а в эту цифру включают даже тех, кто включил трансляцию и сразу переключил канал) составил 45,4% телеаудитории. Постоянными же зрителями трансляций матчей Евро-2020 стали около 3% россиян. На играх сборной России этот показатель поднимался до 4,9% в среднем за три матча.
Для сравнения – телеаудитория финала в Великобритании составила 31,1 миллион человек – 46% населения страны и 82% от всех, смотревших телевизор в это время. Большая телеаудитория была только у победного для Англии финала ЧМ-1966 и похорон принцессы Дианы в 1997-м.
• Самыми популярными футбольными трансляциями в современной российской истории остаются полуфинал Евро-2008 против Испании (посмотрели 25,1% населения и 70,5% тех, у кого был включен телевизор) и игра группового этапа ЧМ-2002 против Японии (та самая, после которой случился погром на Манежке) с рейтингом 21% и долей 73,1%. На третьем месте остается четвертьфинал ЧМ-2018 против Испании (рейтинг 20,2%, доля 63,6%).
• Матчи с участием сборной России – традиционные лидеры ТВ-рейтингов ЧМ или Евро по итогам любого мирового или европейского первенства в прежние годы. В 2016 году грустная игра Россия – Уэльс обогнала по рейтингам финал Португалия – Франция (второе место по популярности). В 2018-м финал Франция – Хорватия занял лишь третье место по зрительскому интересу, уступив двум матчам плей-офф с участием сборной России – против Испании и Хорватии. Эти три игры вызвали огромный интерес аудитории – трансляции смотрели более половины жителей городов с населением свыше 100 тысяч человек – до 20% населения страны.
Как считают эти рейтинги?
Mediascope – крупнейшая в России компания, которая специализируется на подсчете телевизионной аудитории той или иной программы. Она утверждена Роскомнадзором как официальный телеизмеритель в России. Для телекомпаний рейтинг очень важен: чем выше показатели (на профессиональном языке это называется телесмотрением), тем дороже реклама, размещенная внутри трансляции.
Методика подсчета этих рейтингов давно критикуется. Если не вдаваться в технические детали, то считают так – в некотором количестве квартир, где живут отобранные исследователями семьи (считается, что они коррелируют с социально-демографическим срезом по стране) установлены приборы «пиплметры», подключенные к телевизорам. В 2020 году РБК писал о том, что данные собираются на основании показаний с 7,8 тысяч пиплметров.
Участвующие в исследовании получают за это вознаграждение. Они просто смотрят телевизор, переключая каналы на пульте, совмещенном с пиплметром. Данные, полученные с пиплметров, дополняются данными, полученными в результате телефонных опросов.
Основная претензия – методика устарела и не отражает современных реалий.
«В 2020 году со всеми его стримами, платформами и интернет-вещанием, со всем многообразием медиапотребления странно само по себе существование измерений, проводимых с помощью железных коробочек, – приводил РБК мнение Гендиректора Первого канала Константина Эрнста в декабре 2020 года. – Мало кто представляет, что победу того или иного канала явно определяет бабушка, в чью-то пользу заснувшая у телевизора. К сожалению, большую часть производителей телевизионного контента эти данные вынуждают ориентироваться на пожилых, не выходящих из дома женщин, отгоняя все другие возрастные и социальные группы от классического телевидения. Анализировать аудиторию на основании этих данных так же опасно, как летчику пилотировать самолет по сломанным приборам».
По данным исследования того же Mediascope, сделанного во время ЧМ-2018, доля тех, кто наблюдал трансляции ЧМ не по телевизору, а через интернет (приложения на смартфонах, Smart TV) составляла на отдельных матчах 20% от телевизионной аудитории. Но в классический рейтинг телесмотрения эти данные не попадают.
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Виталий Белоусов
Ради того, чтобы посмотреть финал Евро, я взял отпускной день на понедельник. Думаю, немного дураков, которые готовы смотреть матч с двух ночи до пяти утра, а потом в шесть или семь часов вставать на работу.