22 года назад судья Полл уничтожил сборную России в Словении. Романцев говорил о заговоре, а Мостовой чуть не плакал
1 сентября 2001 года на стадионе «Бежиград» в Любляне сборная России проводила один из решающих матчей отборочного турнира ЧМ-2002.
Словенцам необходимы были три очка, чтобы сохранить шансы на поездку в Японию и Корею, а команде Олега Романцева достаточно было не проиграть, чтобы за два тура до завершения кампании практически квалифицироваться на чемпионат мира.
Матч проходил в не самой зрелищной манере, как, впрочем, и ожидалось. На 62-й минуте Милан Остерц вывел хозяев поля вперед, но достаточно быстро Егор Титов с передачи пяткой (!) Юрия Ковтуна счет сравнял. Игра катилась к ничьей. Хозяева пытались устроить навал, но ничего толкового у них не получалось.
На 89-й минуте команда Сречко Катанеца заработала угловой. Остерц выпрыгнул выше всех, но пробил неточно, схватился за голову, посмотрел по сторонам и вскинул руки вверх: английский судья Грэм Полл указал на точку. Даже форвард сборной Словении не понял, за что именно.
Миленко Ачимович реализовал пенальти, и практически тут же арбитр дал финальный свисток – 2:1. Александр Мостовой и другие игроки российской сборной еще пытались докопаться до истины, но англичанин быстро убежал в подтрибунные помещения.
Вспоминает администратор сборной России Александр Полинский:
«В сентябре 2001 года в Любляне нам Грэм Полл на последней минуте матча придумал пенальти. Сами словенцы не сообразили, что случилось. Остерц пробил головой, не попал в ворота. Почти без сопротивления. Ну не попал. Всё! И вдруг свисток. Я всмотрелся, говорю Тукманову: «По-моему, пенальти дает» – «Да ну, не может быть…» – «Точно дает!»
Потом узнали, в чем причина. Это убирали не нас, а Югославию. У России и так все было в порядке, шли в группе на первом месте. После матча Карпин с Мостовым гонялись за Поллом по полю, а Павлов с Гершковичем их оттаскивали. Чтоб физиономию ему не начистили. Удалось их с горем пополам удержать. Теперь необходимо было не проиграть Швейцарии в домашнем матче. Готовимся на сборе, тут новость – Мостовой и Карпин дисквалифицированы. Оказывается, Полл в протоколе все описал».
Через 4 дня сборная разгромила Фареры (3:0). Осталось набрать одно очко, чтобы выйти напрямую на чемпионат мира, и 6 октября на стадионе «Динамо» команда Романцева разнесла Швейцарию – 4:0 с хет-триком Владимира Бесчастных.
Александр Полинский продолжает:
«И вот перед этой игрой со Швейцарией установка была необычная. Ни о какой теории Романцев говорить не стал. Завел речь о другом: «В «Красной Пресне» у меня играл 18-летний мальчик. Однажды нас «убил» судья. Садимся в автобус – мальчика нет. Пошел искать, а он в кустах лежит и плачет. Взял его за плечи, он поднимает глаза: «Иваныч, за что?!» Мальчика этого звали Саша Мостовой. И сегодня я вас спрашиваю – за что?! Вот идите и докажите, что вы – сильнее…» Швейцарцев мы разорвали. Уже после первого тайма вели 3:0».
Судейский беспредел в Словении не повлиял на турнирную судьбу сборной России, но остался в памяти, как один из самых вопиюще несправедливых решений арбитра в пользу нашего соперника.
Грэм Полл отработал один матч на чемпионате мира-2002. В 2006-м он был единственным английским судьей на мундиале в Германии. Там-то его имя и прогремело на весь мир. В решающей игре за выход в плей-офф между Австралией и Хорватией Полл показал Йосипу Шимуничу три желтые карточки, забыв удалить его после второй. На следующий день он объявил, что понимает свою ошибку и уехал домой.
В 2007 году Грэм Полл выпустил автобиографию «Видя красный свет». Упоминания о матче Словения – Россия на страницах этой книги отсутствуют.
Еще больше настоящего футбола в нашем олдскульном телеграм-канале и Ютубе!
С самого начала матча Вячеслав Даев при навесах и стандартах придерживал большого словенца, возможно, того же Остерца. Полл просил нашего защитника так не делать. Естественно, по - английски. Что отвечал ему Вячеслав Даев мы все легко понияли бы по губам, а Поллу перевели в перерыве. Во втором тайме все продолжалось. Перед злосчастным угловым у наших ворот в конце матча Полл в который раз обратился к Даеву и получил "обычный" для матча ответ.
После чего, на эмоциях вообще ни за что назначил пенальти.
"Это не делает мне чести" - закончил свой рассказ английский арбитр.
понятно что дело было в югославах.
но судья за участие в этом запомнится бесчестием.