Одноногая чернокожая женщина-президент
Иногда кажется, что американская политкорректность во всем, что касается равенства всех-всех людей на земле, переходит разумные границы. Один мой друг из Москвы шутил, что, мол, Голливуд скоро снимет фильм, в котором президентом США будет одноногая афро-американка нетрадиционной сексуальной ориентации. Но жизнь иногда откалывает номера, которые фантастичнее любых шуток. Как насчет глухого мальчика из семьи религиозных сектантов, ставшего профессиональным баскетболистом, поигравшего в НБA и написавшего книгу стихов? Знакомьтесь – Лэнс Оллред.
ЛеБрон: Посмотри на этого парня!
Бен Уоллес: Что?
ЛеБрон: На нем носки из D-Лиги. Кто-нибудь, дайте этому засранцу новую пару носок.
Я: Спасибо, Брон, но я в порядке. Я ношу их чтобы помнить, откуда я.
ЛеБрон: Мужик, если бы я делал то же самое, мои носки были бы с дырками на пальцах.
Бен Уоллес: А я бы играл в баскетбол в темноте. «Не смей включать свет, мальчишка! Сколько мы платим за электричество!»
Я: Прошу прощения, парни. Сравнение социоэкономических условий нашего детства не входило в мои планы.
* * * * * * * *
Выше – небольшой отрывок из новой книги Лэнса Оллреда (Lance Allred), описывающий его пребывание в составе Cleveland Cavaliers в 2008-м. Я специально подчеркнул, что книга «новая» – до этого Олред издал автобиографию («Авантюра. Приключения глухого фундаменталиста-мормона и его путешествие в НБА») и сборник поэзии («Пезарские стихи»). Процитированная мною вещь Олреда называется «Баскетбольные боги: Преображение просветленного качка» и ее стоит купить хоть бы и только из-за названия. Тем более, что цена – меньше доллара.
С чувством юмора у этого парня все в порядке, но, как часто бывает, такой талант не достается бесплатно.
* * * * * * * *
Дедушку Лэнса звали Ралон Оллред, и он называл себя ни много, ни мало – пророком «Королевства Мормонов» – фундаменталистской секты, практиковавший полигамию. «Королевство» находилось в забытой всеми богами глуши Монтаны, и маленький Лэнс не видел баскетбольного мяча вплоть до восьмого класса. К тому времени его семья уже переехала в Солт-Лейк-Сити и порвала с сектантами.
Но Лэнс быстро рос и еще быстрее учился. В последнем классе хайскул он набирал по 17,3 очка, 9,8 подбора и 3,4 передачи за матч и был назван Игроком Года штата Юта. CNN и SI включили Олреда в список 100 лучших школьников страны. Перед ним открывались большие перспективы на студенческом уровне. К несчастью, Лэнс сделал неверный выбор университета, что едва не стоило ему баскетбольной карьеры.
Тренером университета Юты в те годы был небезызвестный Рик Мэжерус (Rick Majerus). Мэжерус несколько раз становился Тренером Года в Западной Конференции, выводил «Юту» в Финал четырех и даже заработал золотую медаль чемпионата Мира 1994-го в составе тренерского штаба Дрим-Тим 2. Но при этом Рик отличался довольно вздорным нравом и чрезмерно критическим отношением к молодым баскетболистам. Лэнсу доставалось еще и за то, что он был глухим. «Пиздюк» – таково было обычное обращение тренера к Олреду. Олред носил слуховой аппарат и прекрасно читал по губам, но тренер не поленился выучить, как это слово показывается на языке глухонемых, на пальцах. «Ты позор для всех инвалидов, – говорил Мэжерус. – Если б я был инвалидом в коляске и увидел, как ты играешь в баскетбол, я бы застрелился».
Терпения Лэнса хватило на два сезона, после чего он перевелся в университет Уэбер Стейт. Результативность Олреда в третьем сезоне выросла до 11,7 очка (после 2,2 в среднем за два года в «Юте»), а в выпускной год он забивал уже по 17,7 очка и делал 12 подборов за матч – третье место среди всех студентов Америки, сразу после Пола Миллсэпа и Эндрю Богута. Этого оказалось достаточно, чтобы быть выбранным в пятерку лучших игроков конференции, но слишком мало, чтобы попасть на драфт. Профессиональную карьеру пришлось начинать во Франции. Потом были Испания и Турция.
«В Стамбуле мне обещали 20 тысяч долларов подписного бонуса, – вспоминал Олред. – Спустя пару месяцев контракт со мной расторгли, не выплатив ни зарплаты, ни бонуса. Ни копейки вообще. Вместо чека владелец команды прислал мне таксиста, чтобы отвезти меня в аэропорт».
Поколесив пару лет по Европе, Лэнс вернулся в Штаты, в D-Лигу. «15 тысяч в год, которые платили мне в Айдахо – это большие деньги, если учесть что моя семья в свое время жила на 5 баксов в неделю». Сезон 2007-08 стал лучшим в его про-карьере – 16.2 очка и 10 подборов за игру. Весной 2008 Олред был выбран в состав Всех Звезд D-лиги и, наконец-то, получил шанс в НБА – «Кливленд» подписал с ним сначала один, потом второй десятидневный контакт, а затем и контракт до конца сезона.
17 игр в составе «Кэвс», трижды выходил на паркет, 10 минут и 5 секунд игрового времени, 3 очка и один подбор. Плюс неофициальный титул Первого Глухого Игрока в НБА. Таков список достижений Лэнса в лучшей баскетбольной лиге мира. Не очень внушительно, правда? Но если вы пришли в баскетбол из семьи религиозных фанатиков, впервые взяли мяч в руки в 14 лет, потеряли два года в колледже из-за придурочного тренера и исколесили половину Европы, играя за еду – вам есть чем гордиться. Ну а если у вас еще и два высших образования – по английскому языку и истории, если вы написали три книги и подумываете о четвертой – наверное, у вас есть в этой жизни и кое-что еще, кроме баскетбола.
* * * * * * * *
Ну и баскетбол, конечно, тоже пока никуда не делся. В 2009-м Лэнс поиграл в Италии, заезжал на Украину, теперь выступает в новозеландской лиге и не оставляет попыток вернуться в НБА.
«Через фейсбук и твиттер очень просто жаловаться на разные события и обстоятельства в нашей жизни. <…> В конце концов это приводит к тому, что мы думаем только о том, чего у нас нет, чего нам не хватает. Вместо этого мы должны думать о том, что у нас есть – и я не имею ввиду материальные ценности. Например, наше тело – мы должны быть благодарны за то, что оно у нас есть. За то, что мы можем выйти на улицу в хорошую погоду или дождь. Умение быть благодарным не гарантирует нам достатка. Но с ним мы можем изменить наш взгляд на мир, освободиться от ложной мысли о том, что деньги – это самое главное. Ни за какие деньги не купить спокойствие и счастье. <…> Благодарность – это самая сильная из эмоций, и я рад, что она есть в моем сердце. Единственное, о чем я прошу – чтобы ее было больше».
Скажите еще, что это неправильные слова.
Скажите еще, что в этом мире значение имеют только «звезды» и чемпионы.
Скажите еще, что одноногая негритянка не должна иметь возможности стать президентом.
* * * * * * * *
Сайт Лэнса Олреда – http://lanceallred41.com/. Там же можно купить его новую книгу. Всем кому интересно, как живется тем, кто попадает в НБА с черного хода и не задерживается в лиге надолго – настоятельно рекомендую.
«...Моя первая игра в НБА была против «Вашингтона», и это была настоящая битва <…>. За 10 секунд до конца мы взяли тайм-аут, проигрывая два очка. ЛеБрон подошел и сказал «На победу». Это означало, что он будет бросать 3-х очковый, чтобы выиграть. И все. Никаких вопросов. Тренер Браун нарисовал комбинацию, чтобы вывести Брона на бросок.
Он промазал.
Бах. Моя первая игра в НБА – и поражение. Когда мы шли в раздевалку, я гадал, что скажет тренер Майк Браун. Перед тем, как я успел сесть перед моим шкафчиком, вошел тренер Браун и сказал «Собираемся», подняв руку посреди раздевалки. Все собрались в круг.
- Тренируйте трехочковые.
Круг распался, каждый пошел к своему шкафчику, а тренеры ходили по раздевалке и приветственно хлопали по ладоням игроков.
«Постойте, – подумал я – Мы что, выиграли»?
Я был смущен. Что такое? Никаких криков? Никакого негатива? Я привык к длинным, драматическим обличительным речам после проигрышей: у нас нет сердца, мы собаки, мы ступили на скользкую дорожку и все прочие клишированные фразы, которые обычно произносят после поражений.
Однако теперь я был в НБА, и все дружески хлопали друг друга по ладоням после поражения, заставляя меня думать, что кто-то подмешал опий в мой Gatorade.
Этот момент в раздевалке клуба НБА после первой игры был возможно важнейшим моментом в моей карьере в НБА. Осознание того, что победа и поражение это не жизнь и смерть.»
Очень хорошо сказано..
вот это судьба у парня реально сюжет для фильма