История американского футбола в песнях (Часть 2, Cleveland Browns)
Часть 1. Chicago Bears: «...Пусть они узнают, почему вы носите корону»
* * * * * * * *
Любопытный факт про последний Супер Боул – впервые в истории главного футбольного матча года зрители не увидели чирлидерш. Когда я спросил знакомого болельщика Steelers, почему у Питтсбурга нет своих девиц-танцовщиц, он ответил в том духе, что мол побед команды достаточно для хорошего настроения фанатов.
- Но почему нельзя иметь и то, и другое? – удивился я.
- Традиция, - пожал плечами мой знакомый.
Традициями очень удобно объяснять всякие непонятные вещи. Традиции – в представлении многих – недвижимые монолитные глыбы истории, каменные скрижали с заветами богов. На самом же деле традиции создаются и отбрасываются в сторону по вполне прозаичным причинам. Одной из традиций, объяснимо – но незаслужено! – забытых, является боевая песнь (fight song) команды Cleveland Browns.
«For the greatest team in the land…»
Подобно тому, как некоторые команды не имеют чирлидерш или маскотов (талисманов), Browns традиционно обходятся без собственной Хвалебной Песни. Современным болельщикам, в общем-то, понятно, почему так – поводов праздновать у Кливленда немного. Поэтому когда минувшей осенью в большом перерыве первого домашнего матча Browns в сезоне 2010, на стадионе в Кливленде заиграла какая-то мелодия, большинство присутствующих даже не обратило на это внимание. Некоторые, – фанаты со стажем, узнали мотив, который они слышали последний раз лет пятнадцать назад. Но почти никто не догадывался о том, что для этой музыки когда-то были написаны слова, прославляющие одну из величайших команд в истории американского футбола.
Послушаем музыку этой песни (варианта с вокалом мне найти не удалось), прочитаем слова и затем попробуем разобраться, что к чему.
Как обычно и полагается хорошей fight song, эта вещь имеет «цепляющую» строку. У «Медведей» такой строкой была «Bear down, Chicago Bears», здесь – «Hi-O-Hi-O». Хай-о-хай-о – это и приветствие («Хай!») и, одновременно, название штата – Огайо (произносится как «Охайо»). Запоминается сразу, хорошая работа.
Второй, обращающий на себя момент: упоминание других кливлендских команд. Забытый ныне поэт, композитор и музыкант Пол ван Лоан (Paul Van Loan) великодушно добавил в текст бейсбольную команду Indians и хоккейную Barons. Очень необычный ход: команды из одного города но из разных видов спорта в большинстве случаев игнорируют друг друга.
Ну, про «самых-самых» понятно: у Кливленда, как у любого крупного города в США, есть свое прозвище – All-American. Но при чем тут «величайшая команда на земле»? Это про кого, простите? Уж не про лузеров ли, последний раз выходивших в плей-офф в 2002, а побеждавших там – восемью годами ранее? Нет, не про них. «Браунз», действительно имевшие право называться лучшей командой на земле, существовали в совсем другие времена.
* * * * * * * *
История профессионального спорта – это не только история великих атлетов и тренеров, побед и поражений. Это еще и история денег и амбиций. Быть владельцем клуба – престижно и, зачастую, доходно. И недешево. Когда в 1921 году Джордж Халас приобрел клуб, ставший потом Chicago Bears, это обошлось ему всего лишь в 100 долларов. Спустя 4 года Тиму Мара потребовался уже впятеро больший начальный капитал чтобы основать New York Giants. Еще спустя 8 лет, в 1933-м, Арт Руни заплатил лиге $2500 в качестве вступительного взноса для создания Pittsburgh Steelers. 12 лет – и 25-ти кратное увеличение суммы первоначальных инвестиций! И тем не менее, желающих прикупить команду становилось все больше, при том, что NFL не торопилась расширяться. Решение подобной проблемы всегда было одинаковым – если не хватает одной лиги, следует основать другую.
В феврале 1944-го в Сент-Луисе состоялась встреча, которой суждено было серьезно повлиять на историю футбола. Организатором был спортивный редактор газеты Chicago Tribune Арч Уорд (Arch Ward), талантливый журналист и предприимчивый бизнесмен, за 11 лет до этого успешно реализовавший свою идею о Матче Всех Звезд в бейсболе. Гостями были богатые бизнесмены из разных городов США. «Война заканчивается», - начал свою речь Уорд, - «скоро снова наступят хорошие времена для спорта». Так была дана жизнь Всеамериканской Футбольной Конференции (All-America Football Conference), одной из многих лиг, в разные годы пытавшихся конкурировать с NFL.
Основатели AAFC надеялись, что у них получится создать равноправного партнера для NFL, и что титул абсолютного чемпиона в футболе будет определяться финальной игре между победителями двух лиг, как в бейсболе. Но реакция NFL оказалась обескураживающей: «Пускай сначала научатся играть, потом поговорим» - высказался об AAFC тогдашний комиссар NFL Элмер Лэйден (Elmer Layden).
Играть новая лига начала уже после войны, в 1946-м. Один из восьми франчайзов был предоставлен Кливленду. Торговец недвижимостью Артур МакБрайд (Arthur B. McBride) уже пытался однажды купить клуб NFL Cleveland Rams, но потерпел неудачу. Теперь же он твердо намеревался добиться успеха как владелец, - пусть и в другой лиге. Еще не имея ни игроков, ни стадиона, ничего вообще, МакБрайд нашел для команды тренера, генерального менеджера, совладельца и живую икону в одном лице – Пола Брауна.
Тренерская карьера Брауна (Paul Brown) началась в 1930-м году. Через пятнадцать лет он уже был тренером-легендой, выигравшим все, что только возможно на школьном и студенческих уровнях. 9 лет в качестве тренера «Тигров» из Massilion Washington High School: 80 побед - 8 поражений - 2 ничьи. 3 года на посту рулевого команды университета Ohio State: 18 побед – 8 поражений – 1 ничья и титул чемпионов NCAA в 1942-м. В 1945-м, когда Браун еще проходил службу в ВМФ США, Артур МакБрайд предложил ему возглавить будущую команду AAFC и начал выплачивать баснословную по тем временам зарплату в 20 000 долларов в год.
В первый сезон существования AAFC Cleveland Browns (названные в честь все того же Брауна) одержали 12 побед при всего двух поражениях и выиграли первый чемпионский титул. Спустя год команда добилась того же результата – безоговорочное лидерство и победа в финале. То же самое повторилось в 1949-м, и 1950-м годах. В 1948-м команда Пола Брауна установила рекорд, не побитый в профессиональном футболе до сих пор – 18 побед подряд.
На фоне спортивных успехов Browns дела у AAFC в целом шли куда менее радужно. Доминирование Кливленда уменьшало интерес к играм лиги у зрителей, разорился клуб в Майами, Chicago Rockets собирали жалкие пару тысяч зрителей, не выдерживая конкуренции с Bears. Кроме МакБрайда все остальные владельцы теряли десятки тысяч долларов каждый год. Ни о каком признании AAFC как равноправного партнера NFL речи и быть не могло.
В декабре 1949-го две лиги заключили, фактически, договор о капитуляции: AAFC расформировывается, в NFL принимаются только три команды – из Кливленда, Сан-Франциско и Балтимора. Амбициям основателей «альтернативной футбольной лиги» пришел конец, но путь Пола Брауна и его Browns к вершине только начинался.
* * * * * * * *
Хотя за время существования AAFC между этой лигой и NFL ни разу не состоялось официального объединительного чемпионского матча, фактически такая игра, – прообраз будущего Супер Боула, была сыграна. Признавая заслуги Browns, в матче-открытии сезона 1950 года NFL свела на поле команду из Кливленда и своего тогдашнего двукратного чемпиона – Philadelphia Eagles.
Игра, в которой Полу Брауну и его клубу предстояло доказать, что они не «победители из дворовой лиги», как их называла пресса, состоялась 16 сентября 1950 года на Муниципальном Стадионе в Филадельфии и собрала рекордную по тем временам аудиторию в 71 тысячу зрителей. Большинство предвкушало разгром «выскочек», предсказывая, что защита Eagles камня на камне не оставит от «смехотворного» пасового нападения Browns. Тренер филадельфийцев Гризи Нил (Greasy Neale) даже не стал тратить время на то, чтобы просмотреть предсезонные матчи кливлендев – «Кто у них есть [в составе], чтобы справиться с нами?»
Гризи Нил ошибался. Помимо легендарного тренера у Кливленда были и великолепные игроки. Лучшим из них по праву считают куотербека Отто Грэхэма (Otto Everett Graham Jr). В колледже Грэхэм успел поиграть и в футбол, и в бейсбол и в баскетбол, и после службы в армии он поначалу выбрал именно баскетбольную карьеру. Один сезон (45-46) Отто провел в Rochester Royals и сходу стал чемпионом в Национальной Баскетбольной Лиге – предшественнице NBA. В 1946-м Грэхэм принял приглашение Пола Брауна присоединиться к Browns и в течение четырех лет раз за разом приводил свою команду к чемпионству в AAFC. Дважды за это время куотербек Кливленда признавался лучшим игроком сезона.
Помимо Грэхэма у Browns были звезды и на других позициях. Надежный кикер Лу Гроза (Lou Groza), мобильный фуллбэк Мэрион Мотли (Marion Motley), искусный принимающий Данте Лавелли (Datbe Lavelli) по прозвищу «Липкие пальцы» - все они были впоследствии приняты в Зал Славы NFL. «Орлы» из Филадельфии тоже не были мальчиками для битья, иначе они бы не становились чемпионами два сезона подряд, но тут свою роль сыграла эмоциональная и тактическая подготовка Browns.
... Матч начался по ожидаемому всеми сценарию. Защита Eagles успешно сдерживала Отто Грэхэма (три неточных паса), первый единственный успешный розыгрыш Кливленда – тачдаун на возврате панта – был аннулирован из-за нарушения. Вдобавок получил травму основной кикер Browns Гроза. Филадельфийцы же сумели забить в первой четверти филдгол и повели 3-0. Но переломного момента в игре пришлось ждать совсем недолго.
«Они даже не ожидали серьезного сопротивления», - вспоминал впоследствии Пол Браун, - «Пресса и все вокруг только и делали, что рассуждали о том, как Eagles вынесут нас со счетом 50-0. Для моих парней не было большего раздражителя, чем подобное отношение». Кроме сумасшедшего настроя на игру, у Кливленда в запасе была домашняя заготовка Брауна. Изучая защиту Филадельфии, знаменитую схему «5-4», основу которой составляла пятерка самых массивных и грубых линейных защитников, которых только мог найти тренерский штаб Eagles, Браун подметил в ней слабое место.
Центр поля закрывался, фактически, одним игроком – центральным защитником (N). Если растянуть линейных защиты по сторонам, в образовавшиеся дыры слева и справа от медлительного центрального защитника смогут врываться бегущие нападения. Кроме того, большое количество игроков в передней линии защиты означало, что практически некому прикрывать принимающих соперника. Массивные Eagles были слишком уязвимы против пасовой игры, а именно пас и был наиболее сильным оружием Browns.
...В самом конце первой четверти Грэхэм отдал точный 34-х ярдовый пас на Даба Джонса (Dub Jones). Джонс обманным движением ушел от защитника Филадельфии и свободно добежал до зачетной зоны. 7-3. Во второй пятнадцатиминутке выяснилось, что у Browns есть еще и надежная защита – Eagles были на расстоянии трех ярдов от тачдауна, но не сумели преодолеть сопротивление защитников Browns. А в самом конце первой половины матча Кливленду удался потрясающий драйв на 71 ярд – четыре раза Грэхэм точно бросал разным принимающим, закончив розыгрыш изумительным тачдаун-пасом на Данте Лавелли. 14-3.
В большом перерыве тренерский штаб Eagles попытался скорректировать игру, но было уже поздно. Прием после кик-оффа, пять точных пасов Грэхэма подряд – у защитников Филадельфии уже кружились головы – и еще один тачдаун Кливленда. 21-3. Единственное, что удалось сделать «Орлам» - воспользоваться неудачным пасом Грэхэма в конце третьей четверти: перехват, короткий розыгрыш и малоутешительный тачдаун. 21-10. А в четвертой пятнадцатиминутке Browns немилосердно добили соперника: еще два удачных драйва, на этот раз рашем. «Иисусе...» - только и смог пробормотать изумленный тренер Eagles, - «да они вооружены до зубов».
Финальный счет – 35-10 – наглядно продемонстрировал, чего стоят «чемпионы из дворовой лиги». Browns воспользовались советом Элмера Лейдена и «научились играть» - и теперь пришли в NFL, чтобы показать всем как они умеют это делать.
В дальнейшем им представилось еще множество возможностей доказать свое превосходство. Все тем же Eagles, к примеру. Гризи Нил, наставник Филадельфии, сразу после поражения назвал Browns «великолепной командой», а Отто Грэхэма – «идеальным куотербеком», но потом, когда к нему вернулось его обычное ворчливое расположение духа, Нил брякнул, что, мол, «все, что эти ребята умеют делать – играть в пас». Пол Браун запомнил эти слова и несколько месяцев спустя, 3 декабря 1950-го, его Browns второй раз в сезоне обыграли Eagles. На этот раз – без единого паса за всю игру – рекорд NFL. Весьма вероятно, что в тот вечер болельщики Кливленда вовсю распевали «Хай-О-Хай-О, Кливленд / Величайшая команда из всех!». Им было, чем гордиться.
В финальном матче сезона-1950 Browns обыграли Rams из Лос-Анжелеса и ввпервые стали чемпионами NFL. Три следующих года Кливленду не удавалось повторить успех: три поражения в финальных играх, одно Лос-Анжелесу, два Детройту. Но Браун и Browns не были бы сами собой, если бы не извлекли уроки из этих неудач. В финале 1954-го вновь, в третий раз подряд, встречались Кливленд и Детройт, но на этот раз Browns просто разорвали соперника – 56-10, а Грэхэм сделал шесть тачдаунов (3 пасом и 3 рашем). Год спустя Кливленд десятый раз подряд (!) вышел в финал и выиграл суммарно седьмой (!!) титул чемпионов.
Если какая-то команда и была достойна называться «лучшей командой на земле», то это Cleveland Browns Пола Брауна и Отто Грэхэма.
* * * * * * * *
Но все славные истории имеют свой конец. После того, как Грэхэм завершил карьеру, Browns потеряли прежний блеск. Спустя еще несколько лет новый владелец команды Арт Моделл уволил Брауна, и Кливленд постепенно стал скатываться в болото середняков лиги. Легендарный тренер в конце концов основал новый франчайз – Cincinnati Bengals, опять в новой, конкурирующей с NFL лиге – AFL. Но вторая попытка взобраться на вершину оказалась неудачной. В 1996-м Арт Моделл перевез принадлежащий ему клуб в Балтимор и Кливленд на три года остался без футбольной команды. Новая реинкарнация Browns лишь единожды за двенадцать лет смогла выйти в плей-офф.
Слова про «лучшую команду на земле» в Кливленде забылись. Но теперь мы знаем, почему они были написаны.
песня не понравилась
А Браунс вечные враги-соседи моей любимой команды Стиллерс. Так-что их успехи не особо радуют.
При всех его достоинствах, как тренера и как человека, Трессел замарался во всей этой грязи по уши. Я очень удивлюсь, если потеря главного тренера станет последней проблемой Охайо Стэйт. Как бы не пришлось возвращать трофеи.