«Амели, это для тебя». Как Маррей преодолел комплекс Джоковича
Артем Атанов о том, почему в Монреале победил новый Энди Маррей.
В последние два года в жизни Энди Маррея перемены следовали одна за другой: расставание с Лендлом, начало сотрудничества с Моресмо, разрыв отношений со старой проверенной командой, приглашение Бьоркмана и даже свадьба. Неизменным оставалось лишь одно: за два этих года Энди ни разу не смог обыграть Новака Джоковича. После уверенной победы на «Уимблдоне» в 2013 году, когда Маррей расправился в финале с Новаком, не отдав ни сета, британец раз за разом становился жертвой первой ракетки мира. Серия из восьми подряд проигрышей Джоковичу включала четыре поражения на «Мастерсах» и три – на турнирах «Большого шлема».
Но в Канаде, где Энди уже побеждал дважды (2009 и 2010), комплекс Джоковича наконец был преодолен. На первый взгляд, успех Маррея в Монреале не представляет собой чего-то из ряда вон выходящего: победы над Новаком были и раньше, британец всегда хорошо играл на харде, к тому же Джоковича беспокоила травма руки, которая ограничивала его на подаче. Но и в самом Маррее, и в его игре в последние месяцы проявляется что-то такое, что позволяет смотреть на победу в Монреале не как на еще один трофей, а как на качественный шаг вперед. В основе этого прогресса, который дал возможность в том числе и обыграть Джоковича, лежат два фактора, которые друг с другом неразрывно связаны: уверенность в команде и вытекающая отсюда уверенность в игре.
«Своя» команда
Замена Ивана Лендла, который привел Энди к победам на турнирах «Большого шлема», на Амели Моресмо казалась многим странностью и даже ошибкой. Но, похоже, для самого британца смена наставника стала глотком свежего воздуха: вместо тренера-ментора, на которого он смотрел снизу вверх, он получил тренера-друга. Невозможно не заметить, как Маррей восхищается и дорожит отношениями с Моресмо: недаром именно он первым объявил о рождении сына Амели, которой он и посвятил свою победу в Монреале.
Свадьба и беременность жены стала еще одной точкой опоры, благодаря которой Энди приобрел дополнительную уверенность в себе и внутреннее спокойствие, которое заметно даже в его поведении на корте. Бьоркман, вошедший в команду Маррея совсем недавно, пока не проявил себя так, как Моресмо, но его влияние мы еще обязательно увидим.
Игровой баланс
Ощущение стабильности и спокойствия проявилось в игре Энди в самые важные моменты матча: на решающих очках Маррей играл агрессивно, но не безрассудно, и даже Джокович отметил действия соперника на брейк-пойнтах. Причем все это можно было наблюдать и до финала – в частности, во встречах с Тсонга и Нисикори. Важнейшими моментами матча, которые еще раз проявили уверенность Энди в себе и своей игре, стали 18-минутный гейм в середине третьего сета, в котором Маррей отыграл шесть брейк-пойнтов, и последний гейм матча, в котором Энди ушел со счета 15:40 на своей подаче. Интересно, что в этом году Маррей ни разу не проиграл матч, в котором брал первый сет (48-0).
Энди переигрывал Новака на задней линии, что можно увидеть не так уж часто, а бэкхенд Маррея в этом финале работал как часы, чего нельзя сказать о бэкхенде Новака. На протяжении всего турнира средняя скорость ударов Энди с бэкхенда составляла 109 км/ч, но в финале он усилил игру слева и посылал мячи со скоростью 119 км/ч. Маррей смог нейтрализовать и опасную вторую подачу Джоковича, что, впрочем, не так уж удивительно, учитывая всегда хорошую игру британца на приеме.
Если Энди удастся сохранить ту игру и настрой, которые он показал в Монреале, то он может стать одним из немногих, способных на равных тягаться с Джоковичем и хотя бы как-то притормозить сносящего всех на своем пути серба. Маррей снова добился наилучшего в карьере положения в рейтинге, сместив со второй строчки Роджера Федерера. В этом сезоне в его активе победы на всех покрытиях, в том числе на проблемном когда-то грунте, и, между прочим, пока никто, кроме Энди и Новака, «Мастерсы» в этом году не выигрывал. Так что Большая четверка, в которой Энди Маррей долгое время был бедным родственником, вполне может превратиться в Большую двойку, в которой он уже будет играть главную роль.
Фото: Gettyimages.ru/Minas Panagiotakis, Shaun Botterill; REUTERS/Jean-Yves Ahern/USA Today Sports.
В статье абсолютно все в точку, окромя последнего абзаца. Читая его первые предложения, предполагал, что речь пойдет о шансах Маррея на ЮС-оупене. А точнее о том, что Энди наряду с Джоковичем может считаться главным фаворитом последнего мейджора в сезоне, и это было бы логично, на мой взгляд. Но вот фортель про "Большую двойку", в который Сэр будет первой скрипкой... это как-то перебор, если честно.
Я вообще всегда считал, что никакой четверки нет. Есть Роджер, есть Новак, есть Рафа. У всех миллион рекордов, туча Шлемов. А Энди что? Да, он без сомнения топ-игрок, но в историческом контексте пока не стоит в одном ряду с тремя вышеперечисленными товарищами. Это субъективно мое мнение, конечно.
А вообще статья хорошая, плюсик.
Любой следующий крупный турнир, опять будет кричать, скакать, ругаться и проиграет.
С начала июля по начало сентября (т.е. Уимблдон и летний американский хард) Энди ведет в личке 7-1.
Во все остальные периоды года Новак ведет 18-2.
хочется просто радоваться и надеется что будет продолжение.
Главное, конечно, что спина в порядке сейчас. Намного активнее стал играть. Первой скрипкой Энди, конечно, не будет - характер не тот:))