3 мин.

«Немецкие фанаты уничтожили нашу жизнь». Кого Германия позвала на Евро-2016

Владислав Воронин – о полицейском, который чуть не погиб на ЧМ-1998, а сегодня будет на стадионе.

alt

Французскому полицейскому Даниэлю Нивелю жутко не повезло. В день матча Германия – Югославия на ЧМ-1998 он оказался в одном из узких переулков Ланса, куда случайно забрели буйные немцы. Едва заметив человека в форме, они набросились на него, как сумасшедшие бойцы, и после нескольких ударов в корпус и голову Даниэль рухнул. Его шлем от сильного удара об асфальт раскололся и куда-то укатился. Четверка фанатов не успокаивалась: кто-то притащил металлический прут и небольшую деревянную палку, чтобы добить бедного полицейского.

Когда от Нивеля отстали, он уже потерял сознание и лежал в луже крови. Скорая приехала только через двадцать минут, а следом выяснилось, что из-за серьезных черепно-мозговых травм Даниэля нельзя везти в больницу на машине. Требовался вертолет. Так ушло очень ценное время, и полицейский впал в кому.

Между жизнью и смертью Нивель завис ровно на полтора месяца. Придя в сознание, он не мог ни говорить, ни понимать речь близких, ни двигаться – головной мозг был задет настолько сильно, что полностью многие важные функции организма уже не восстановить.

Пока жена преданно сидела рядом с Даниэлем в палате, у входа в больницу дежурили надоедливые журналисты. История была очень шумной, в нее полноценно включился даже бывший канцлер Германии Гельмут Коль, который назвал нападавших фанатов «позором нации». Политик не ограничился единичным заявлением, а помог организовать сбор средств для пострадавшего полицейского – в сумме набралось более 200 тысяч фунтов.

Немцы еще не раз связывались с женой Даниэля – сначала при создании отдельного фонда по борьбе с насилием, который получил имя Нивеля; потом – при приглашении на ЧМ-2006; и еще при открытии любительского турнира, также названного в честь француза.

«Германия ни разу не забыла о нас за все 18 лет, что прошли с той трагедии», – отметила жена Нивеля.

alt

Одним из первых Даниэля еще в 1998-м поддержал тренер сборной Хорватии Мирослав Блажевич, который во время чемпионата мира провел тренировку в кепи жандарма. «Для меня это не разовая акция – надел, забыл, выбросил. Нет, я сохраню кепи и буду держать его в домашней тумбочке. Для меня это будет символ борьбы с ужасным и отвратительным насилием. Мы молимся за здоровье жандарма Нивеля», – сказал тогда Блажевич.

Молитвы не спасли. После выхода из комы жандарм каждый день ходил на физиотерапию, чтобы вернуть моторику, а еще брал речевые уроки – по сути, заново узнавал звуки и слова. Но проблем было слишком много.

У Нивеля развилась целая куча заболеваний: он ослеп на правый глаз и стал значительно хуже видеть левым; практически перестал чувствовать запахи и вкусы; самое страшное для родственников: у него появилась сенсорная афазия – это когда человек все слышит, но содержания слов совсем не понимает, потому что они они не вызывают у него никаких ассоциаций и вообще воспринимаются как иностранные (при этом человек и сам говорит с огромным трудом).

Фанаты, набросившиеся на жандарма, получили от трех с половиной до десяти лет тюрьмы. Главный организатор избиения вышел на свободу почти через четыре года благодаря примерному поведению.

«Немецкие фанаты забрали у Даниэля самое главное – умение общаться с людьми. В тот день, 21 июня 1998 года, они уничтожили нашу жизнь. Он больше не может делать то, что раньше ему очень нравилось: не читает, не пишет, не рисует, не мастерит что-то из разных материалов, сейчас он даже не может толком держать в руках инструмент», – со слезами рассказывала жена Нивеля.

Но Германия по-прежнему делает все, чтобы у родственников Даниэля было меньше поводов для слез. Например, перед Евро-2016 Немецкий футбольный союз позвал бывшего жандарма на первый матч группового этапа – против Украины.

Семья сразу согласилась заглянуть на стадион в Лилле, но только с одним условием – никакой публичности. Не должно быть ни тематических фотосессий, ни видеосъемок.

«Мы нормальные люди, – объяснила жена Нивеля. – Стремимся исключительно к простой жизни. Лишнее внимание нам не нужно».

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst