Почему Йохен Риндт почитаем в гоночном мире даже спустя 50 лет после смерти?
В прошедший уик-энд гоночный мир вспоминал австрийского чемпиона мира Йохена Риндта, который разбился в Монце в 1970. Сайт Formula1.com опубликовал небольшой материал о гонщике. И это всего лишь малая часть и крошечный кусочек биографии австрийца, который был необычным человеком и очень быстрым гонщиком...
Кто такой, черт возьми, Йохен Риндт? Это был, пожалуй, самый частый вопрос, когда однажды в 1964 Карл Йохен Риндт ворвался в автоспортивный мир и начал выступать в Формуле 2. Это были гонки в Мэллори Парк и Кристал Пэлас за рулем Brabham BT10.
Мало кто в паддоке на трассе в Лестершире знал, что это был за австрийский парень с растрепанными волосами и приплюснутым носом. Но уже к концу уик-энда они поняли, что это был очень быстрый молодой человек, который одним махом выскочил из неизвестности на мировую арену.
В тот уик-энд в Мэллори (на трассе, которую Йохен до этого не видел) он во время заездов несколько кругов следовал за опытным Денни Халмом, а затем удивил всех (и себя тоже), взяв поул и опередив таких парней, как Джим Кларк, Халм, Дэвид Хоббс, Фрэнк Гарднер и Ричард Эттвуд. Джеки Стюарт, который выиграл гонку Ф3, тут же списал тот круг, подумав, что это ошибка тайминга. Джим выиграл гонку, но Йохен определенно произвел впечатление, финишировав третьим после слабого старта.
Позже Стюарт говорил: «Очевидно, он хотел быть независимым и не просил никого делать ему одолжений. Одиночка, если можно так сказать. Человек, которому не нужна ничья помощь и который хотел, чтобы другие так думали». Механик Ник Гузи (он потом был важной частью Brabham и Penske) согласился с этим, говоря, что Йохен был тихим и наблюдательным, он подмечал все: «Он никогда не приводил с собой приятелей и друзей, он был одиночкой».
Риндт с выигранным в Кристал Пэлас трофеем, 18 мая 1964
На следующий день он был в Кристал Пэласе, к югу от Лондона. Грэм Хилл опередил Джима и Денни в первом заезде. А Йохен выиграл вторую гонку, демонстрируя ту же уверенность, что и в Мэллори. Он опередил обладателя поула и знатока трассы Алана Риза, который проехал быстрейший круг. Перед стартом заезда Хилл спросил: «Что за парнишка рядом со мной?» Ему сказали: «Австриец Йохен Риндт». Грэм ответил: «Никогда не слышал о нем». Cooper Грэма сломался, и Йохену надо было догнать и обогнать Риза. Это была особенная победа.
Но откуда взялась такая удивительная скорость?
До гонки в Мэллори был лишь один человек, который знал Риндта. Будучи не слишком известным гонщиком, который гонялся в менее популярных гонках в Европе, Фрэнк Уильямс пересекался с австрийцем в красной рубашке, розовых штанах и с белым Jaguar E-Type и сомневался в нем. Но только пока не увидел его в деле. Он видел, как Риндт уверенно проходил поворот на пятой передаче в скольжении всеми четырьмя колесами. Фрэнк, который в душе всегда был гонщиком, подумал, что это было великолепно и сразу же сказал об этом Йохену.
Через много лет Риз рассказал Алану Генри (который был вдохновлен тем, что увидел на трассе на юге Лондона будучи 16-летним пацаном, и стал в итоге гоночным журналистом), как он наблюдал за пилотажем Риндта: «Он как будто терял машину в каждом повороте. После того, как я убирал ногу с педали газа в течение семи кругов, я начал понимать, что этот парень должно был частично понимал, что делает, и я подумал: «Боже, а он не вылетит с трассы, хотя каждый раз кажется, что это вот-вот случится». Йохен был невероятно уверен в себе. Он очень серьезно относился к гонкам, хотя по его виду казалось, что он просто развлекался и чертовски хорошо проводил время».
Где же он всему научился?
Хельмут Марко был одним из школьных друзей Йохена, и в какой-то момент их обоих попросили покинуть школу Pestalozzi в Граце, когда их склонность к приключениям перестала вписываться в школьную программу. Со своими друзьями они участвовали в гонках на своих «вомбатах», как Хельмут называл их мопеды, а затем Йохен, который отлично катался на лыжах и играл в теннис, участвовал в мотокроссе, где он оттачивал свои навыки скорости, равновесия и зрительно-моторной координации.
Потом на дряхлом Volkswagen Beetle Йохена, который пах перцем с завода по производству специй Klein & Rindt, которым управляли его родители до их смерти в 1943 году в результате бомбардировки Гамбурга союзниками, его друзья должны были ехать за рулем, пока кто-то из них не ошибался или машина не отрывалась от земли. И они менялись.
Еще они гонялись по ночам от Вены до Граца: Йохен на Simca Aronde Montlhery, Хельмут на маленьком Steyr Puch, а затем на отцовском Chevrolet, который он «одалживал». Гонки были тяжелыми, и любое проявление чувствительности не могло не сказаться. Если кто-то из них сталкивался с проблемой, то оставался наедине с ней. Йохен и Хельмут развили твердость и способность справляться со всем в одиночку.
Йохен Риндт и Джеки Стюарт
Йохен участвовал на своей Simca в ралли, обучаясь контролировать машину еще лучше, и в гонках на скорость. Затем он пересел за руль Alfa Romeo Guiletta TI. Вскоре он побеждал всех, и его взор был обращен к соревнованиям посерьезнее. А затем он оказался за рулем настоящей гоночной машины.
Его ранние годы в Ф1 были неудачными за рулем слабых Cooper Climax T73 и T77. В 1965 его сезон спасла только победа на NART Ferrari 250LM в Ле-Мане. В 1966 он блистал в Спа в дождь, а в 1968 за рулем Brabham-Repco BT26 он мог демонстрировать скорость, которая позволяла побеждать в квалификациях, но слабая надежность не позволяла блеснуть в гонках. Затем была долгожданная победа на Гран-При США в 1969 за рулем Lotus. В 1970 Риндт был великолепен на старой Lotus 49C в Монако и заставил ошибиться Джека Брэбема (а такое случалось нечасто). Затем он победил четыре раза подряд за рулем прекрасной и отлаженной Lotus 72. А потом была Монца, где его машину сорвало в повороте Parabolica, и он погиб. Йохен получил титул посмертно.
В Формуле 2 Риндт всегда был королем, он мог в равном бою побить Кларка на Lotus и Стюарта на Matra. Джеки всегда говорил первым делом, что Йохен был очень быстрым гонщиком. Зрителям нравилось, как Йохен управлялся с машиной в заносах, подчинял ее своей воле, почти нарушая законы физики. Он мог так делать в Ф2, но ему понадобилось время, чтобы понять, что это не самый быстрый способ ездить за рулем более тяжелой машины Ф1. Так что он изменил стиль и развивал свои навыки так, чтобы управлять машиной более точно и эффективно. Определенно, это позволило бы ему выиграть больше титулов.
Стюарту нравилось гоняться с Риндтом. Как и Брэбему: «У нас были жесткие стычки на трассе, и мы потом смеялись над этим всю ночь! Как мы почти выносили друг друга с трассы! У нас были прекрасные отношения. Мы проходили поворот Paddock Bend (первый поворот на спуске на трассе Брэндс-Хэтч – прим. переводчика), сцепившись колесами! Он всегда гонялся чисто, и мне нравилось бороться с Йохеном больше, чем с кем-либо еще. Я доверял ему полностью».
Йохен Риндт (вблизи), Джеки Стюарт (посередине), Грэм Хилл (вдалеке)
Берни Экклстоун был его другом и менеджером, он хорошо помнит Риндта: «Без единой тени сомнений я уверенно могу сказать, что он был одним из пяти самых быстрых гонщиков в истории. Совершенно точно. Он всегда был быстрее Джеки [Стюарта] и, конечно, так же хорош, как Джимми [Кларк]».
Это перевод статьи Дэвида Трэмейна с сайта Formula1.com от 5 сентября 2020.
Фото: Gettyimages.com/Victor Blackman, Votava, GrandPrix Photo, Bernard Cahier;
Этот блог в соцсетях: